ЕВГЕНИЙ ПАРАМОНОВ: Легендарные николаевские “Нули”. Часть 4

14:41

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Евгений Парамонов, Блог ,переименование, библиотека, Лягина, новости
Ну вот и подошёл к концу мой рассказ о «Нулях» – самом оживлённом перекрёстке Николаева. Остался последний, четвёртый угол – Юго – западный.
Когда перебираешь старые, потёртые от времени почтовые открытки с видами нашего города, невольно обращаешь внимание на примечательное здание с четырьмя маленькими башенками и четырьмя флагштоками на них, стоящее на нечётной стороне Соборной улицы между Потёмкинской и Шевченко. Поразительно, но когда сегодня прогуливаешься по Соборной, то видишь, что это здание как ни в чём не бывало стоит на своём месте и четыре деревянных флагштока на нём, хоть уже и потрескавшиеся, торчат в небо, как в начале ХХ века. Эта часть «Нулей», включая угловое здание и полквартала по Потёмкинской, удивительным образом пережила все бури и невзгоды времени и дошла до наших дней.
Я не случайно оставил этот угол «на закуску», ведь именно здесь происходили самые замечательные и памятные события жизни нашего города в последние полстолетия.
Начнём с того, что в 70-х, в период наивысшего и последнего расцвета той страны, в которой мы жили раньше, здесь появилась отличная сосисочная. Войдя через угловую дверь (в старом городе многие здания имеют угловую дверь) ты попадал в аккуратное, только что отремонтированное помещение, в котором аппетитно пахло варёными сосисками. Стоя в очереди (обязательный атрибут советской торговли) ты мог самолично наблюдать, как здесь готовят. Новое кухонное оборудование сверкало чистотой! В надраенных до блеска квадратных металлических ванночках кипела и булькала вода. А в ней на виду у всех варились свежие сосиски. Стоявшие в очереди покупатели (кстати, в этом заведении очередь шла очень быстро) заворожено глядели на то, как симпатичные продавщицы, сноровисто орудуя кухонными щипцами, выкладывают из кипятка на новенькие чистые тарелки дымящиеся паром ароматные сосиски. От созерцания этого процесса у посетителей уже с середины очереди невольно начинала катиться слюна.
Сосиски здесь всегда были отменного качества, свежие, нежные, вкусные. К ним можно было взять лёгкий гарнир: например – порцию тушеной капусты. На высоких столиках стояли салфетки, горчица и соль. Сидеть здесь было не положено и не было стульев: небось не столовка! Стоя у столиков, посетители с аппетитом уплетали сосиски и, покушав, не рассиживались зря, а сразу выходили на Советскую. Именно поэтому заведение отличалось от других невероятной для советской торговли быстротой обслуживания. Мы, будучи студентами пединститута, частенько заходили сюда после пар перекусить и неизменно оставались довольны. Со временем на месте этого заведения будет открыто симпатичное кафе «Малыш», но это уже другая история…
В то же самое время в глубине под кафе в старых торговых подвалах из пиленого камня – известняка работал крупнейший в городе пивной бар. Там собирались любители старинного и пенного напитка. В полумраке подвала красными точками тлели огоньки сигарет (разрешалось курить), звенели бокалы и шли долгие разговоры «за жизнь». Здесь в прохладной глубине подземелья стоял густой пивной дух. Пахло пивом, сушенной рыбой, варёными раками и дымом сигарет. Время здесь останавливалось, никто никуда не спешил. Надо сказать, что пиво в Николаеве и при старом пивзаводе, что на «Пяти углах», всегда варили отменное, а уж когда в Корабельном районе открыли новый пивзавод «Янтарь» на чехословацком оборудовании, то состязаться с ним по вкусу могли разве что сами чехи и немцы.
С середины 70-х на «Нулях» стали собираться кумиры молодёжи – николаевские рок-музыканты. Затянутые в голубые джинсы с брендами «Levis», «Wrangler», «Montana» и «Lee», с патлами до плеч, они смотрелись невероятно круто! Здесь обсуждали городские новости, цены на музыкальные инструменты и аппаратуру, покупали новые, привезённые в Николаев из загранки мореманами «пласты» (так тогда называли виниловые диски), иногда (когда поступал срочный заказ) здесь прямо на ходу формировались группы, чтобы отыграть очередную свадьбу, или какое – то другое мероприятие. Это было удивительное время, когда на свадьбах играла не гармошка, и даже не нынешняя суперсовременная аппаратура при одном операторе. На свадьбах тогда играли живые музыканты и только живую музыку. И вполне могло оказаться, что вечером под звон бокалов вам сыграют и споют лично Игорь Крутой, Ким Брейтбург, «Вано» Коваленко, Александр Серов и другие ребята из Николаева, которым было суждено стать звёздами эстрады.
После клуба футбольных болельщиков, собиравшегося на «Нулях» в 60-е годы, тусовка музыкантов в 70-х и начале 80-х исторически была вторым по массовости и влиянию неформальным клубом города. Более того, это были вполне самодостаточные, независимые, известные в городе люди, которых уважали не за чины, а за талант. Они вели свободный образ жизни, далёкий от коммунистических идеалов и располагали такими деньгами, которые ещё и не снились тогдашним комсомольским активистам. Это уже в 90-х комсомольские секретари, звавшие нас в коммунизм, вдруг сами резко станут капиталистами, директорами совместных предприятий и банков, через которые отмываются колоссальные деньги с продажи всего, что за десятилетия создал народ.
Музыканты с «Нулей» уже тогда в 70-х очень хорошо зарабатывали своим трудом на «халтурах». За один вечер на свадьбе группа из 3-х – 4-х человек могла заработать месячную зарплату советского инженера.
Второй и главной статьёй дохода участников тусовки стала торговля музыкальными инструментами и аппаратурой. Надо понимать, что настоящая «фирмА», тогда стоила очень дорого. Марки «Фендер», «Маршал», «Людвиг», «Джипсон» и куча других шли здесь уже за серьёзные деньги.
Вокруг музыкантов крутились фарцовщики и спекулянты, торговавшие заграничными шмотками, потом появились валютчики. Некоторое время напротив через дорогу стали собираться «Цветники» – коммерческие фотографы, которые осваивали новую западную технику и первыми в Николаеве стали снимать свадьбы и другие торжества не на чёрно – бедую, а на цветную плёнку. Советский Союз, как Вселенский проект, клонился к своему закату, провозглашённые когда-то идеалы коммунизма угасали и деньги начинали играть в душах советских людей всё большую роль.
Самостоятельность обитателей «Нулей», их демонстративное пренебрежение к советскому образу жизни и идеалам коммунизма раздражали партийное начальство. В толпе на «Нулях» постоянно крутились работники ОБХС (Отдел борьбы с хищениями собственности). Игра музыкантов на свадьбах всё больше воспринималась властями, как «нетрудовые доходы» (очевидно партийным деятелям ни разу не приходилось всю ночь играть и петь на свадьбе). Вопрос назревал. Закончилось тем, что в одной из областных газет появилась разгромная статья о «китах халтуры», в которой прозвучали имена известных в Николаеве музыкантов и «околомузыкальных» деятелей. Вы не представляете, какое значение в советское время могла иметь статья в газете. Это сулило обитателям тусовки на «Нулях» самые большие неприятности.
Однако, на сей раз окончательного эффекта газетная статья не возымела: время неуклонно отсчитывало последние годы советского строя. Жизнь людей, а вместе с ней и музыкальная тусовка на «Нулях» перерождалась и всё, недозволенное раньше, теперь становилось возможным.
Во второй половине 80-х рядом с музыкантами, чуть ближе к Рождественской (Лягина), стали собираться валютчики. Примерно в это же время и само место, где они собирались, получило название «Рог». Происхождение нового термина было вполне очевидным: на вопрос – «Где встречаемся»? Звучал ответ – «На рогу!», читай – «На розі вулиць», то есть «На углу». Раньше в СССР за торговлю валютой давали тяжёлые, долгие сроки, а бывало – расстреливали. Но теперь валютчики осмелели, и их становилось всё больше и больше. Вскоре они перебрались с «Рога» на «Сухой фонтан», где по воскресеньям кроме них собиралась уже и совсем другая публика: торговцы антиквариатом, значками, медалями, поддельными картинами художников и прочим мелким крамом. Писать о них я не хочу.
А что же музыканты? А их становилось всё меньше и меньше. Менялось время, менялся стиль и вкусы молодёжи. Теперь на танцах появились «Диск-жокеи», которые в одиночку, стоя за мощной аппаратурой, которая играла вместо них, азартно выкрикивали шутки и приколы, что-то пели и кривлялись. То, что раньше было бы оценено публикой, как «отстой» и поднято на смех, теперь считалось «круто»!
А музыканты старели, кто-то уехал делать музыкальную карьеру в другой город, кто-то остался в Николаеве и отошёл от дел, а кто-то и вовсе ушёл… Это был конец эпохи. «Нули» опустели!
На снимках: 1. Начало ХХ века улица Соборная, слева впереди здание с четырьмя башенками и флагштоками. В конце улицы виден памятник Грейгу и колокольня Адмиралтейского собора. 2-3. То же здание с башенками в наше время. 4-5 «Нули», общий вид на юго – западный угол 6. Кафе «Малыш» на «Нулях». 7. На «Нулях» авария – коммунальщики убирают могучий старый тополь, рухнувший от ветра на ещё более старое здание. 8-е и далее – «Нули в наше время».
Начало ХХ века улица Соборная, слева впереди здание с четырьмя башенками и флагштоками. В конце улицы виден памятник Грейгу и колокольня Адмиралтейского собора.
То же здание с башенками в наше время
«Нули», общий вид на юго – западный угол
Кафе “Малыш”
На «Нулях» авария – коммунальщики убирают могучий старый тополь, рухнувший от ветра на ещё более старое здание
«Нули в наше время»