На общественных слушаниях жители микрорайона Матвеевка поддержали реализацию важного инфраструктурного проекта компании «Нибулон». Из 111 участников слушаний 60 высказались «за» – таков результат голосования, которому предшествовала горячая двухчасовая дискуссия. Но вначале напомним о предмете разговора.
Много лет ООО СП «НИБУЛОН» выступает с идеей строительства паромной переправы через Южный Буг между поселком Надбугским и микрорайоном Матвеевка. Она позволила бы исключить движение грузового автомобильного транспорта через Варваровский и Ингульский мосты и, собственно, город Николаев, выводя автотранспортный транзит на объездную магистраль, опоясывающую город с севера и востока.
Не является секретом и то, что предприятие несколько лет подряд своими силами без господдержки строит собственный мощный флот, возводит по берегам рек современные высокотехнологичные перегрузочные терминалы и возобновило судоходство на реке Южный Буг, проводит дноуглубительные работы за свой счет.
Один из таких высокотехнологичных терминалов по отгрузке зерновых и масличных культур на речной транспорт с объемом единовременного хранения 120 тыс. тонн компания «НИБУЛОН» планирует построить на территории Центрального района, между микрорайонами Матвеевка и Соляные – вдали от городской застройки, на неудобьях, подступающих к восточной оконечности Матвеевки, и, чего уж греха таить, на месте несанкционированной местной стихийной свалки.
Но какие бы планы ни были у инвестора, первое слово всегда остается за местным населением. Такова практика и таков закон – на общественных слушаниях люди должны задать все волнующие их вопросы, и получить исчерпывающие ответы. Удовлетворят – тогда народ согласится.
Такие общественные слушания и состоялись в Матвеевке. Наряду с представителями ООО СП «НИБУЛОН» в них приняли участие городской архитектор Андрей Цымбал, глава администрации Центрального района Александр Береза, депутат горсовета Сергей Мотуз и журналисты ведущих николаевских СМИ.
Нужно сказать, что люди, назвавшие себя местными активистами, еще до начала встречи продемонстрировали свое неприятие предложенных инициатив. О чем только ни говорили: о разбитых дорогах, о грязи и пыли от перегрузки зерновых, о неприятном запахе от переработки масличных культур, что никогда не имело к «НИБУЛОНу» никакого отношения. Вспомнили о розе ветров, подводных источниках, рыбе в реке и даже об археологических раскопках…
Выслушав все прозвучавшие опасения, генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский, заявил следующее:
– Я думаю, что преждевременно выражать негатив, не зная всех подробностей проекта. Мы построили по Украине уже 27 таких предприятий. На любое из них, по вашему желанию, мы можем поехать и убедиться, что там нет ни пыли, ни грязи, ни ужасного шума. Вы можете проехать и увидеть, что везде чисто и растут цветы.
Когда строятся наши предприятия, они проходят экологическую экспертизу по европейским стандартам – это делает любую коррупцию невозможной в принципе.
Есть у нас и предприятия, например, терминал в Новой Одессе, где автотранспорт вынужден ехать через город. Никаких нареканий по этому поводу до сих пор не было. Так что никаких десятикилометровых очередей к терминалу, которыми вас почему-то пугают, нет и не будет. Их и не может быть, потому что наши зерновозы отстаиваются непосредственно на территории предприятия – там хватает места для всех. Нет таких очередей ни в Николаеве, ни на предприятиях по всей территории Украины.
За Матвеевкой, пока нет объездного моста, мы вообще планируем построить паромную переправу и соединить одесскую трассу с киевским шоссе и объездной дорогой, чтобы машины миновали город, не заезжая сюда. Однако для этого надо пройти все согласования с администрациями Николаевского и Новоодесского районов, на чьих землях должно вестись строительство переправы.
Предприятие, которое мы хотим построить (для чего мы и собрались здесь, чтобы обсудить возможность внесения изменений в генплан Николаева для реализации проекта, учитывая и ваше мнение тоже), для того и планируется на въезде в микрорайон, минимум за сто метров от границ жилой застройки, – чтобы машины даже не заходили на ваши улицы, а разгружались за границами Матвеевки.
Для каждого из противников проекта нашелся свой аргумент:
– По поводу археологии и памятников истории. Мы подписывали соглашение с соответствующими институтами. Будут проводиться обязательные исследования и только после археологических изысканий будет дано заключение, быть на этом месте любому строительству или не быть – так по закону положено. Более того, мы финансируем эти исследования! И когда вы говорите, что там есть памятник истории, то почему же столько лет не поднимается вопрос по этому поводу на уровне города, области? Почему на месте археологической памятки у вас – многолетняя свалка?
Привел Алексей Афанасьевич и пример успешного взаимовыгодного сотрудничества с местными громадами.
– Когда мы планировали строить предприятие в селе Васильевка на Днепре, – рассказал он, – к нам обратились с требованием: сначала вложите 50 млн. грн. в инфраструктуру села, а потом мы посмотрим, давать вам разрешение строить или не давать. Так вот, мы на шантаж не отреагировали, а построили предприятие в селе по соседству – в Терновке, помогли отремонтировать школу, Дом культуры и т.д. Похожая ситуация была и в Каневе, где «защитники» наследия Тараса Шевченко выступили против строительства нашего предприятия, мол, негоже Кобзарю с горы смотреть на ваш терминал. Мы приняли решение и возвели предприятие в 30-ти километрах ниже по течению, даже в более выгодном для нас месте, подальше от Каневской гидроэлектростанции. Сейчас у нас тоже есть выбор – построить терминал в Матвеевке или в Гурьевке, где громада заинтересована в сотрудничестве с «НИБУЛОНом».
Почему же предприятие решило строить терминал именно здесь, а не в другом месте? На этот вопрос гендиректор СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский тоже дал исчерпывающий ответ.
Во-первых, две площадки – собственно терминал и автомобильный «отстойник» – будут находиться вдали от жилой застройки – эта территория по инженерно-строительным характеристикам благоприятна для строительства гидротехнических объектов, промплощадок, соответствующих коммуникаций и подъездных путей. Во-вторых, несмотря на сложный рельеф, этот участок лучше подходит для строительства терминала, нежели территория почившего в бозе силикатного комбината на западной оконечности микрорайона, ведь в случае строительства на территории бывшего комбината, автотранспорт пришлось бы пускать через весь микрорайон, либо строить дорогу через Матвеевский лес до киевской трассы.
Ну и самое главное – строительство в городской черте, в Центральном районе, – это привлечение дополнительных инвестиций и развитие инфраструктуры города, а значит – и микрорайона Матвеевка, как неотъемлемой его части. Это привлечение к строительству местных жителей и местных заводов стройиндустрии. Дальнейшая эксплуатация перегрузочного терминала создаст около 200 рабочих мест для тех же жителей Матвеевки, что в нынешних условиях тоже немаловажно.
– Никто на блюдечке ничего не принесет. Без создания рабочих мест, без отчисления налогов сюда, в Николаев, жизнь не улучшится. 200 рабочих мест – это более 20 млн. грн. одной только заработной платы здесь, на месте, – сказал Алексей Вадатурский.
Кроме этого, строительство перегрузочного терминала в Матвеевке оживит речное судоходство, в т.ч. пассажирское, что приведет к увеличению водообмена, повлияет на минимизацию застойных явлений. Оздоровление экологии реки и улучшение условий жизнедеятельности гидробионтов, ее населяющих, напрямую связано с минимизацией застойных явлений, таких как ежегодное в наших местах «цветение воды» из-за чрезмерного разрастания водорослей и камыша, заиление дна реки продуктами распада органических веществ под действием гнилостных микроорганизмов.
В случае реализации масштабного проекта Алексей Вадатурский пообещал матвеевцам обустроить прибрежную полосу с пляжной зоной, детским комплексом и причалом для пассажирских судов, а также озеленить территорию вокруг предприятия.
– Вы можете выбрать любой из наших терминалов в Украине и посмотреть, как обустроена территория для жителей тех мест, где мы уже построили свои предприятия, – предложил Алексей Вадатурский.
Компания, кстати, давно помогает микрорайону, особо это не афишируя. Около десяти лет «НИБУЛОН» оказывает системную помощь 24-й общеобразовательной школе (компьютерные кабинеты и т.п.), ничего не прося взамен и не ставя никаких условий.
– Быть здесь терминалу или не быть – решать в конечном итоге не мне, а вам, – сказал Алексей Вадатурский, заканчивая защиту своего проекта перед жителями микрорайона. – Я не поступаю так, чтобы прийти, наобещать-наобещать – и ничего не сделать. Для меня имидж важнее сиюминутной выгоды. Но я надеюсь на ваше взвешенное и правильное решение, – сказал Алексей Афанасьеивч, обращаясь к матвеевцам. И большая часть присутствующих с такими доводами согласилась.
Татьяна Мащенко.
Фото ООО СП «НИБУЛОН».