О судостроении Николаева написано много. Но, как правило, обычно затрагиваются одно конкретное предприятие, направление, одна или несколько персоналий. И вот появилась инициативная группа ветеранов судостроения, научных работников, краеведов, общественников, решившая дать целостную картину того, как развивалась главная городская отрасль на протяжении второй половины 40-х – 90-х гг ХХ века. Сделать это они намерены в рамках проекта под рабочим названием «Николаев — город корабелов», который представили на суд городской общественности.
На презентации, прошедшей в ЦКБ «Черноморсудопроект», лидер инициативной группы, зам. гендиректора Черноморского судостроительного завода в 1990 – 1996 гг. Владимир Яковлев напомнил, что за последние годы подготовлены две книги, посвященные его родному предприятию — «Флагманы Черноморского» и «Реквием по Черноморскому», где речь идет о почти 124-летней истории предприятии — с момента создания до его ликвидации. При этом упор сделан на послевоенную историю — вторую половину 40-х — начало 90-х гг ХХ века, когда завод достиг расцвета, а затем стал угасать.
Аналогичный труд с упором на тот же исторический период В.Яковлев и его единомышленники хотят посвятить всему городскому судостроению. Почему?
– Николаев основан как город при верфи, обслуживал интересы кораблестроения, которое являлось градообразующей отраслью, – рассказал В.Яковлев. – Наибольшего расцвета кораблестроение и сопутствующие направления, такие, например, как судовое машиностроение, достигли в Николаеве именно во второй половине ХХ века, когда на предприятиях судостроительного комплекса работало более 70 тыс. человек. К сожалению, позже отрасль пришла в упадок. Но осталась славная история, которую следует бережно хранить! К тому же, ещё живы очевидцы и активные участники событий тех лет, в том числе и я. Мы должны успеть передать эту память будущим поколениям николаевцев. Так или иначе, это базовая составляющая, которую невозможно вычеркнуть из истории нашего края. Сейчас многие воспринимают Николаев, как город таксистов, продавцов и охранников. А как же корабелы?!
В будущую книгу помимо экскурса в довоенную историю кораблестроения Николаева войдут подготовленные для широкой аудитории материалы обо всех николаевских предприятиях судостроительного профиля послевоенного времени, включая учебные заведения, НИИ и КБ, о самых значимых из построенных кораблей и судов, о выдающихся корабелах, трудовых династиях. Также серьезное внимание авторы намерены уделить сегодняшнему дню николаевского судостроения и перспективам его развития. Ориентировочный объем планируемого богато иллюстрированного издания — около 500 страниц.
Да, судостроение в упадке, но оно не погибло и должно возродиться, ибо, как образно отметил глава экспертно-общественного совета при Николаевском горисполкоме, исполнительный директор Центра поддержки бизнеса Артем Ващиленко, «в нас, николаевцах заложен ДНК-код судостроения».
– Книга должна быть написана в популярной форме и легко читаться, – отметил он. – Кроме того, она призвана объяснять, почему Николаев и сегодня может претендовать на звание города корабелов. Ведь судостроение в нашем городе есть, и оно развивается, пусть и в меньших масштабах. Нужно понимать, что книга должна быть такой, чтобы ее читали люди всех возрастов. Она должна быть понята всем и при этом сохранять свое информативное предназначение.
Не останется в стороне и «Вечерка». В рамках проекта «Николаев — город корабелов» планируется запустить страницу на веб-сайте «ВН», где появятся очерки по данной тематике, воспоминания очевидцев, фоторепортажи прошлых десятилетий, информация о работе ныне существующих в Николаеве предприятий отрасли. В бумажной версии газеты также будут публиковаться материалы будущей книги.
Проза жизни такова, что проект не может быть прибыльным, но при этом требует значительных затрат (дизайн, макетирование, типографские услуги и т. д.). Поэтому команда проекта ищет меценатов.
– Есть несколько путей финансирования, – считает А. Ващиленко. – Сначала — сбор средств на выпуск сигнальных экземпляров благодаря пожертвованиям неравнодушных граждан, далее – участие в программах поддержки книгоиздания, выход на Украинский культурный фонд. Но для этого необходимо рассчитать стоимость сигнального экземпляра и минимального тиража.
В обсуждении инициативы приняли участие ветераны ЧСЗ Эдуард Косяк и НПКГ «Зоря»-«Машпроект» Владимир Подгуренко, руководитель Музея судостроения и флота Татьяна Митковская, издатель Василий Торубара. Они убеждены, что такая книга будет иметь большую социальную значимость и поможет городу определиться со своим будущим.
Доп. информацию по проекту можно получить, обратившись по телефону 050-243-33-30, либо на электронный адрес vechnik@ukr.net
Станислав Козлов.