Первая жертва коронавируса – дюкер в Варваровку?

13:20

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

дюкер

Похоже, что первой жертвой коронавируса в Николаеве может стать амбициозный проект городских властей – запуск централизованного водоснабжения в микрорайоне Варваровка с помощью прокладки по дну Южного Буга. Строящийся дюкер остался за бортом распоряжения главы Николаевской облгосадминистрации №121-р “Об использовании средств Государственного фонда регионального развития в 2020 году”, подписанного Александром Стадником еще 31 марта.

Напомним, что реализация масштабного проекта по подключению к городскому водопроводу 13 тыс. жителей Варваровки, а в перспективе ещё и 4,5 тыс жителей Большой и Малой Корених стартовала осенью минувшего года. Значительную часть работ уже выполнили, проложив в Варваровке 7,5 км закольцованной магистральной водопроводной сети с полусотней колодцев. Также проложена труба к месту на берегу реки, где водопровод должен быть подключен к дюкеру. В нынешнем году работы проводятся со стороны основной части города: подрядчик проложил трубу вдоль Большой Морской на участке от Никольской до береговой линии и уже собрался заводить две ветки дюкера диаметром 400 мм путем горизонтального бурения под дном реки. При условии надлежащего финансирования уже к осени варваровцы должны были получить нормальную воду по городскому тарифу взамен используемой сегодня технического воды низкого качества из скважин и привозной, цена которой очень высока.
Дорогостоящий, но долгожданный для варваровцев проект предусматривал совместное финансирование из государственного и местного бюджетов. Предполагалось, что доля госбюджета в нынешнем году составит 36 млн. грн. из общей суммы в 160 млн. грн., которую область должна была получить от Государственного фонда регионального развития (ГФРР) на финансирование различных объектов.
Однако в связи с экономической ситуацией, согласно распоряжению Кабмина №211-р сумму урезали до 70,9 млн. грн. Следует особо обратить внимание на тот факт, что документ был издан в феврале при предыдущем составе правительства, когда речь о введении тотального карантина еще не шла. Теперь же произошедшее “финансовое обрезание” чиновники и депутаты в комментариях увязывают именно с проблемами в стране, вызванными коронавирусом.
Возможно, эти 70,9 млн. грн. пошли на реконструкцию медучреждений, строительство детского корпуса областного инфекционного центра или на что-то подобное? Вовсе нет! Львиную долю всей суммы исполнительная власть в лице облгосадминистрации передала на реконструкцию и переоснащение радиотехнических средств посадки Николаевского аэропорта – более 46,1 млн. грн.
При всем уважении к аэропорту остается непонятным: почему должны страдать и без того не избалованные нормальной инфраструктурой жители николаевского “правобережья”? Почему при втором губернаторе подряд в убыточный и практически не работающий аэропорт из года в год упорно вбухиваются десятки миллионов без какой-либо реальной отдачи. Сегодня авиаперевозки парализованы, даже после прекращения пандемии (кстати, когда это будет?) они восстановятся еще не скоро. А уж когда полноценно заработает Николаевский аэропорт, находящийся на обочине отечественного воздушного сообщения, и вовсе непонятно. Да и заработает ли вообще? Так почему первоочередным приоритетом для государства оказалось мертвое аэропортовское железо, а не живые николаевцы?
Впрочем, Николаевский городской голова Александр Сенкевич считает, что ещё не всё потеряно. Во время своего онлайн-обращения к горожанам в понедельник, 13 апреля, он заявил, что по-прежнему рассчитывает получить от ГФРР 36 млн. грн. на завершение проекта по прокладке дюкера. “Я уверен, что мы с депутатами добьемся, чтобы он был реализован в этом году, – заявил мэр. – Потому что мы выделили дополнительные 27 млн. грн из местного бюджета и хотелось бы получить 36 млн. от Государственного фонда регионального развития. Чтобы завершить проект нам нужно еще 36 млн., и мы сможем запустить воду в Варваровку где-то в сентябре”.
Мэр напомнил, что разрабатывается и технико-экономическое обоснование на строительство канализации, которой в Варваровке и обеих Коренихах отродясь не было. “Этот вопрос касается очень большого количество людей, которые в ХХІ веке не имеют централизованного водоснабжения. Надеюсь, нас услышат и выделят из ГФРР необходимые средства”, – резюмировал он.
Также А.Сенкевич выразил надежду, что в решении вопроса с финансированием поможет нардеп от “Слуги народа” Александр Пасечный, избранный как раз по округу, в состав которого входит Варваровка, а заодно являющийся ещё и членом бюджетного комитета Верховной Рады.
В свою очередь, А.Пасечный в комментарии интернет-изданию “Ник-Вести” заявил о намерении вернуть проект строительства дюкера в список приоритетных для ГФРР. “Мы готовим письмо на Минрегион по этому поводу, – сказал он. – Как только кончается карантин, мы выводим его в приоритет, на возврат. Я уже веду переговоры с соответствующими департаментами, заместителями, министром. Я надеюсь, что карантин у нас закончится быстро. Конечно, решение зависит от того, сколько мы потратим денег на борьбу с коронавирусом, на восстановление экономики”.
Нардеп высказал свою позицию и по поводу финансирования аэропорта: “Аэропорт – это больше стратегический, а не насущный проект. И сейчас можно было бы перераспределить часть денег на вопросы, требующие срочного решения. Поэтому часть денег можно было бы направить на аэропорт, чтобы проект не остановился, а часть — на другие программы”.
Сумеет ли город в срок реализовать проект прокладки дюкера станет понятно уже в ближайшем будущем. Если ГФРР денег не даст, остается только один путь – дополнительное выделение средств из городского бюджета. А его в разрезе ситуации с коронавирусом и без того явно придется ужимать. В любом случае понятно, что прокладка дюкера будет завершена. Вот только когда? Словом, интрига сохраняется…
Станислав Козлов.