Кабинет министров готовится отменить бумажные трудовые книжки, заменив их цифровыми аналогами. В электронных реестрах, помимо информации о трудовом стаже, станут указывать, к примеру, данные о гражданстве, количестве поездок за рубеж и всех родственников. Эксперты считают, что инициативу власти нужно отработать в пилотном проекте, прежде чем реализовывать ее по всей стране. Подробнее – в материале «РБК-Украина».
В начале октября министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет заявил, что правительство готовит законопроект и ряд других актов, которыми чиновники планируют отменить трудовые книжки. Информацию о трудовом стаже до 2000 года украинцы смогут внести в электронный реестр самостоятельно или через эйчаров компаний, где они работают или будут работать. Вместе с тем останется возможность сохранить трудовые книжки, если работник сам того захочет.
ОТ СТАЖА ДО ВЫЕЗДА ЗА РУБЕЖ
Часть изменений, анонсированные Дубилетом, уже прописаны в законопроекте Пенсионного фонда и Министерства социальной политики. 11 октября документ направлен на согласование в Минэкономики, Минфин, МИД и другие ведомства. Через 30 рабочих дней законопроект отправят в Минюст для правовой экспертизы, этот процесс займет еще 10 дней. После чего с учетом всех предложений и замечаний документ может быть доработан и передан на рассмотрение в Кабмин, а после – в Верховную Раду.
Согласно законопроекту, учет трудовой деятельности сотрудника должен осуществляться в электронной форме. Все данные будут базироваться в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, который ведет Пенсионный фонд.
Сотрудник сможет использовать для учета стажа и привычные трудовые книжки, но эти процессы должны быть предусмотрены в коллективном договоре. Стоит отметить, что работодатели смогут получить электронные данные сотрудника об обучении в вузе, образовании и стаже только с согласия последнего. К слову, в реестр можно будет внести информацию о прохождении стажировки.
Данные обо всех работающих украинцах в реестре будут формироваться на основании информации из многих источников – налоговой службы, Пенсионного фонда, Единого демографического реестра, различных органов исполнительной власти. В то же время, если информация о человеке будет вноситься в онлайн-базу впервые, чиновники должны будут провести идентификацию.
На каждое застрахованное лицо будет заводиться персональная электронная учетная карточка. Эти данные будут храниться еще 75 лет после смерти человека.
Электронная трудовая книжка будет поделена на пять частей. Первый блок: номер удостоверения застрахованного лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство, оцифрованная подпись и фото, а также место проживания, номер телефона и адрес электронной почты. Позже – сведения о смерти.
Второй блок: информация о страховом стаже, зарплате, уплаченной сумме ЕСВ. Здесь также укажут должность, сведения о принятии на работу и переводе, основания для увольнения, количество отработанных календарных дней за конкретный месяц.
В третьем блоке будет указываться особый статус гражданина. К примеру, если он является ветераном войны или лицом, которое пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы. Здесь же будут храниться сведения о причине и группе инвалидности, данные о родителях, информация о детях и членах семьи, которые находятся на содержании застрахованного лица.
Помимо этого, чиновники планируют фиксировать периоды выезда украинца за рубеж и возвращения в страну. Здесь же может быть указано наличие судимости и лишение права занимать определенные должности.
Четвертый блок отразит выплаты по отдельным видам общеобязательного государственного соцстрахования. Поэтому тут могут быть указаны такие сведения, как вид страховой выплаты, социальной льготы, а также дата начала и завершения выплаты, сумма страховой выплаты и ее индексация.
В пятом блоке укажут общий страховой стаж украинца. Данные о стаже будут вноситься в реестр на основании трудовой книжки, а в случае ее отсутствия могут быть учтены другие подтверждающие документы.
КАК ПОДТВЕРДИТЬ СТАЖ БЕЗ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ
Есть опасения, что в ходе реформы у многих возникнут проблемы с подтверждением стажа в госорганах, скажем, если онлайн-карточки будут взломаны или неправильно заполнены. Юристы уверяют, что проблем быть не должно и что официальный опыт работы всегда реально подтвердить. И даже в случае утери или кражи трудовой книжки.
Ныне действует порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или записей в ней. Как отмечает управляющий партнер ЮФ “Горецкий и Партнеры” Олег Горецкий, исходя из этого порядка, страховой стаж, приобретенный до 1 января 2004 года, подтверждается трудовой книжкой и другими документами. А стаж после 2004 года исчисляется по данным, которые содержатся в системе персонифицированного учета.
“Если трудовая книжка утеряна или украдена, человек может обратиться в полицию для установления этого факта, а потом посетить Пенсионный фонд для подтверждения стажа без трудовой. Что касается граждан, приехавших с оккупированных территорий, они могут обратиться в органы СБУ для установления факта наличия в прошлом трудового стажа. В любом случае, можно сделать копии трудовой книжки, которую можно заверить нотариально”, – поясняет адвокат Яна Рубчук.
По словам Горецкого, в Пенсионном фонде можно запросить справку о совершенных страховых взносах. К тому же гражданин может обратиться к работодателю с просьбой выдачи дубликата документа. Выдают документы и представители вузов или архивов, если, скажем, компания уже не работает.
Кроме того, по словам юристов, подтвердить стаж также могут ведомости о выдаче зарплаты, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договора, показания двух свидетелей, которые знали человека по совместной работе на предприятии.