Новые горизонты “НИБУЛОНа”

Компания "НИБУЛОН" в сотрудничестве с французской ОСЕА приступает к строительству патрульных катеров для Госпогранслужбы Украины

14:52

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

Как известно, ООО СП “НИБУЛОН” представляет собой мощную, вертикально интегрированную компанию, построенную на отечественном капитале и современных мировых технологиях. За почти тридцать лет своего существования компания – ровесник независимой Украины – из небольшого предприятия превратилась в огромную структуру, занимающуюся различными направлениями бизнеса – выращиванием и экспортом сельхозпродукции, строительством инфраструктурных объектов – линейных элеваторов и речных терминалов, а также судостроением и судоходством.
Расположенный в Николаеве судостроительно-судоремонтный завод “НИБУЛОН” – едва ли не единственная на сегодня верфь в Украине, строящая полнокомплектные суда. Если говорить образно, это мощное, высокопроизводительное предприятие, оснащенное современным оборудованием, которому могут позавидовать даже иностранцы, является настоящим бриллиантом в компании “НИБУЛОНа”. И именно ССЗ “НИБУЛОН” выпала большая честь принять участие в реализации знакового для нашей страны проекта – строительства серии патрульных катеров французской разработки для Государственной пограничной службы Украины.
На днях на ССЗ “НИБУЛОН” в торжественной обстановке был подписан контракт на строительство в общей сложности 20 патрульных катеров французской компании ОСЕА для Морской охраны Госпогранслужбы. По условиям рамочного межправительственного соглашения, подписанного в Париже 19 ноября 2019 года министрами внутренних дел Украины и Франции, пять из этих катеров должны быть построены на украинском предприятии по французскому проекту и с использованием французских технологий. Общая сумма контракта, который будет выполнен за счет кредитных средств казначейства Французской республики и ведущих европейских банков, составляет 136,5 млн. евро. На мероприятии присутствовали министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, руководители Госпогранслужбы Сергей Дейнеко, Национальной полиции Украины Игорь Клименко и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Николай Чечеткин, чрезвычайный и полномочный посол Франции Этьен де Понсен, главный исполнительный директор французской компании ОСЕА Ролан Жосар, глава Николаевской облгосадминистрации Александр Стадник и группа народных депутатов Украины.

Для начала небольшое, но интересное и важное отступление. Когда представители французской стороны выбирали украинское предприятие, которое будет участвовать в реализации проекта, поначалу они были откровенно удручены увиденным. Общеизвестно, что большинство верфей страны сегодня не живет, а выживает, говоря по-украински, «ледве дихає».
И вот французские представители посетили ССЗ “НИБУЛОН”. Они были поражены, насколько материально-техническая база завода и его кадровый потенциал контрастируют с той разрухой, устаревшим оборудованием и технологиями, которые им довелось увидеть на других украинских предприятиях. Здесь, на небольшом участке в 7 гектаров, сконцентрировано ультрасовременное производство на уровне лучших мировых стандартов. Визитеры, увидев все своими глазами, категорично заявили: дальше смотреть украинские верфи нет смысла – будем строить на “НИБУЛОНе”. А когда “нибулоновские” сварщики показали свою подготовку для работы с алюминием (корпуса погранкатеров для улучшения ходовых качеств будут изготовлены именно из “крылатого металла”) и общий уровень мастерства, французы и вовсе не сдержались, заявив, что хотели бы забрать их к себе на предприятие во Францию. Но зачем николаевским судостроителям далекая Франция, когда есть “НИБУЛОН” позволяющий им хорошо зарабатывать и жить полноценной жизнью вместе со своими семьями на родной земле?!
…Перед подписанием контракта генеральный директор ООО СП “НИБУЛОН”, Герой Украины Алексей Вадатурский провел для высоких столичных и иностранных гостей экскурсию по заводу. Они познакомились с производственными мощностями, а также с линейкой самого современного в Украине “нибулоновского флота”, благо, что несколько судов – надежные и маневренные буксиры разных проектов, плавкран, несамоходные суда, пассажирское судно на подводных крыльях и мощная грунтоотвозная шаланда в этот день как раз стояли у причальной стенки.
– Я горд за нашу страну, за ваш завод, за то, что сделано вашими руками, – сказал, обращаясь к коллективу и гостям завода, министр внутренних дел Арсен Аваков. – Ваш коллектив – один из немногих в стране, который знает, что делать, и умеет это делать, имеет квалифицированные инженерные и руководящие кадры, а главное, умелые рабочие руки. Нам всем есть чем гордиться. Сегодня у нас очень важный день. Мы начинаем новый большой проект, который станет стратегической ветвью развития для Украины и для вашего завода на годы. Мы подписываем контракт на строительство патрульных катеров для пограничной службы. Надеюсь, что этот проект получит мощную поддержку по всей стране. И надеюсь, что на вас будут равняться все предприятия страны.
Глава МВД, которому подчинена Госпогранслужба, подчеркнул, что, благодаря контракту, Украина получит не только доступ к технологиям, но и возможность обслуживать такие корабли в Украине и строить в дальнейшем аналогичные модели. Уже сегодня компания ОСЕА прорабатывает с “НИБУЛОНом” варианты совместного строительства судостроительных заказов для ринков третьих стран, а Госслужба по чрезвычайным ситуациям намерена обновлять свой физически и морально устаревший флот и очень внимательно присматривается к возможностям ССЗ “НИБУЛОН”. Кроме того, министр внутренних дел напомнил, что с французами заключен еще один контракт – на поставку для украинских спасателей 55 вертолетов “Super Puma”, и те из них, чьей зоной ответственности будут Николаевская, Херсонская и часть Одесской областей, вполне возможно будут базироваться в Николаевском аэропорту.
С особым интересом собравшиеся в тот день, большинство из которых – судостроители ССЗ “НИБУЛОН”, слушали своего генерального директора.
– Мы все делаем для Николаева и для нашей страны. Мы возрождаем Днепр и Южный Буг, строим украинский флот, делаем все для того, чтобы Украина была морской державой, а не просто государством у моря, – отметил Алексей Вадатурский. – И для нас большая честь – укреплять морские рубежи нашей страны, чтобы защитить нашу независимость, чтобы наша страна была независимой и могучей морской державой. Наша компания в состоянии подставить для этого свое плечо, поскольку мы сильный коллектив… Что для нас означает этот проект? Это доступ к современным технологиям работы с алюминием, строительство новых современных судов и возможность в будущем строить катамараны разного класса, строить военные и гражданские заказы любого класса и суда специального назначения. У нас сегодня две уникальные линии обработки черного металла и алюминия. У меня уже есть договоренность с нашими французскими коллегами о том, что мы можем и готовы выполнить больший объем работ и быстрее, в самые сжатые сроки. Мы хотим показать всему миру, что Украина – страна судостроителей. Украинцы будут возвращаться на наши судостроительные заводы, а на наших судах, которые мы будем строить, будут работать украинские моряки, которые будут платить налоги в Украине и будут работать рядом со своими семьями.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Украине Этьен де Понсен, в свою очередь, подчеркнул, что “НИБУЛОН” является ведущим и эффективным предприятием, надежным партнером для французской стороны:
– Мы подписываем очень важный и значимый контракт между компанией “НИБУЛОН”, которая является эффективным и современным предприятием в Украине, с одной стороны, и флагманом судостроительной отрасли Франции – компанией ОСЕА – с другой… Я хотел бы отметить скорость, с которой реализуется этот проект. Переговоры начались 2 года назад, и мы надеемся, что в следующем году первые катера поступят заказчику. Хочу подчеркнуть масштабную промышленную составляющую, которая является очень важной в этом проекте. Значительная часть контракта будет реализована на мощностях вашего завода. Так мы отвечаем на призыв, с которым к нам обратился президент Владимир Зеленский: производить как можно больше здесь, в Украине. Мы делаем это с большим удовольствием.
Чрезвычайный и полномочный посол Франции подчеркнул, что проект строительства пограничных катеров – часть политической доктрины Франции в отношении Украины, которая базируется на трех основных составляющих. Во-первых, это поддержка и укрепление независимости нашего государства, во-вторых, – помощь востоку Украины, страдающему от агрессии и, в-третьих, – помощь в развитии транспортной инфраструктуры на всей территории страны.
По признанию главного исполнительного директора компании ОСЕА Ролана Жосара, работать с “НИБУЛОНом” для французской стороны – большая честь. Что касается патрульных катеров, о которых идет речь, они востребованы на мировом рынке, производятся как для самой Франции, так и для стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки.
– Эта модель была выбрана многими странами для защиты государственных границ благодаря своим характеристикам, экономичности, эффективности и простоте эксплуатации. Для реализации этого проекта нам нужно было найти в Украине надежного партнера. Мы сделали выбор в пользу “НИБУЛОНа”, с которым нас объединяют общие ценности, а также профессионализм и высокое качество работы. Мы рассматриваем с партнерами из “НИБУЛОНа” возможности продолжения сотрудничества и расширение его масштаба, которое будет направлено на освоение рынков третьих стран.
На импровизированной сцене знаковый для нашей страны украино-французский контракт на строительство 20 патрульных катеров, которые в течение трех лет должны быть сданы заказчику, подписали руководители Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко, главный исполнительный директор французской компании ОСЕА Ролан Жосар. А генеральный директор ООО СП “НИБУЛОН” Алексей Вадатурский и исполнительный директор французской компании ОСЕА Ролан Жосар подписали меморандум о взаимопонимании между компаниями. Согласно контракту, судостроительно-судоремонтный завод “НИБУЛОН” построит пять катеров проекта FPB 98 MKI.
FPB 98 MKI – маневренный патрульный катер длиной 32 метра и с малой осадкой – всего 1,15 метра, с облегченным корпусом из алюминия, развивающий скорость до 30 узлов с дальностью автономного плавания до 1200 миль, способный работать в прибрежных морских водах и на мелководье. Каждое судно будет оснащено современными системами оптико-электронного наблюдения, RIB-лодками для смотровых групп пограничников. Контракт предусматривает оснащение катеров современным украинским вооружением. FPB 98 MKI будут использоваться для охраны государственной границы, операций по наблюдению, надзору и контролю, поисково-спасательных операций и противодействия диверсионно-разведывательным группам. Район действия патрульных катеров – Черное и Азовское моря, а также та часть Дуная, по которой проходит государственная граница Украины.
После подписания контракта состоялось прямое онлайн-включение с заседания Кабинета министров Украины, в ходе которого участники подписания контракта пообщались с премьер-министром Денисом Шмыгалем. Он отметил важность нового проекта для укрепления обороноспособности Украины.
– Правительство продолжает активную работу по усилению безопасности нашей страны, и одна из её составляющих – обновление техники для наших пограничников для усиления морской безопасности. Любой участок украинской границы должен быть надежно защищен, все равно – море это или часть украинской земли. Для этого правительство и реализует проект по закупке патрульных кораблей французской компании ОСЕА. Ключевой момент в том, что мы не просто взяли и купили что-то за границей, а считаем стратегическим то, что пять кораблей должны производиться на мощностях украинского судостроительного предприятия, на заводе компании “НИБУЛОН”. Считаю это успешным примером поддержки национального производителя. Мы получаем не только загрузку предприятия – а это работа для сотен семей, но и опыт, и технологию строительства кораблей такого формата.
До конца июля Минфин должен предоставить финансовые гарантии реализации проекта от украинской стороны. В целом в нынешнем году нужно осуществить предоплату в размере 15% от стоимости контракта, или ориентировочно 660 млн. грн., которые предусмотрены в госбюджете-2020. В 2021 году для строительства и приобретения катеров дополнительно необходимо 1,31 млрд. грн. и ещё 1,49 млрд. грн. – в 2022 году. Правительство Франции готово предоставить для финансирования проекта кредит на сумму до 116 млн. евро или 85% общей суммы. Проект рассчитан до 2024 года.
– Я даже не представлял, какой гигантский путь прошло это предприятие в своем развитии, – откровенно признался министр А.Аваков во время брифинга для журналистов – То, что сделали эти люди под руководством Алексея Афанасьевича, – гигантский шаг в промышленном развитии. И тут очень важна государственная поддержка этих начинаний – преференции, законодательная поддержка, помощь в экспортном финансировании и в размещении своих заказов, в том числе заказов для обеспечения внутренних потребностей. Очень важно, что французские корабелы и наши корабелы за время подготовки контракта настолько друг с другом сошлись, что уже намечают новые проекты. Это то, чего мы хотели, – развития судостроения как базовой отрасли для Николаева. Вот почему я здесь, вместе с генералами-силовиками. Мы здесь хотим получить то, что нужно для нашей работы.
А.Аваков добавил, что рассчитывает на николаевских корабелов и в решении вопроса поставки кораблей для других госструктур Украины. “Наша компания справится с любым заданием”, – заверил его в ответ А.Вадатурский.
Также в этот день на ССЗ “НИБУЛОН” с участием главы МВД и посла Франции в Украине состоялась торжественная закладка новых заказов – несамоходного судна проекта NBL-91 и буксира-толкача проекта 121М. Кроме того, “НИБУЛОН” спустил на воду уже четвертое по счету судно-площадку открытого типа проекта В1500 для перевозки различных грузов в рамках реализации инвестпрограммы по восстановлению и развитию судоходства на реках Днепр и Южный Буг.
Этот день на “нибулоновской” верфи оказался особенно интересным и насыщенным. “НИБУЛОН” в очередной раз доказал, что возрождение украинского судостроения не просто возможно, но ещё и дает дополнительные преимущества для национальной экономики в виде развития отечественного судоходства, логистики, металлургии, способствует строительству новых терминалов, причальных сооружений, наконец, способствует укреплению обороноспособности страны. Как видим, дружный коллектив компании на протяжении многих лет своими руками строит будущее Украины.
Станислав Козлов.
Фото ООО СП “НИБУЛОН”.