Куда мы шагаем: хорошо ли быть «узким» специалистом?

7:57

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Начну с эпизода из своей психолого-педагогической практики. В нашем университете им. В. А. Сухомлинского я преподавал психологию студентам факультета иностранной филологии. В группе, изучавшей английский язык и литературу, училась студентка Мария. Фамилию называть не стану. Она часто пропускала занятия, а когда даже приходила, то по тому, как тоскливо смотрела на меня на лекциях и практических занятиях, было понятно, что изучаемый материал не вызывает у неё особого интереса. Она дважды пыталась сдать экзамен по возрастной психологии, но её ответы на выбранный билет даже до тройки не дотягивали.

– Когда подготовитесь, – сказал я, – готов принимать у Вас экзамен в любой день, но у себя дома. стариков
Сообщил свой телефон и домашний адрес. Через несколько дней Мария появилась. Прошла в мой кабинет, протянула свою зачетку. Пока я доставал ведомость и билеты она рассматривала мой книжный шкаф. Там за стеклом был вставлен портрет Эрнеста Хемингуэя. В фуражке, раздетый по грудь, с заросшей бородой писатель управлял в океане яхтой. Снимок был сделан в годы, когда он работал над написанием своего знаменитого романа «Старик и море». Перехватил взгляд студентки и спросил, узнает ли она, кто изображен на фотографии. Девушка глянула на меня, потом на фото и уверенно ответила:
– Это вы в молодости…
– Спасибо за комплимент, – улыбнулся я, – но экзамен сегодня не состоится. Вы опять не подготовились… – Перехватил удивленный взгляд студентки и пояснил:
– Как же вы сможете преподавать английскую литературу, если не узнаете фотографию классика, изучение которого предусмотрено программами всех русских и англо-американских школ… Кстати, фотография эта скопирована из учебника английской литературы…
– Но ведь я готовилась к экзамену по психологии, – возразила Мария.
– Правильно, но как психолог случайно я выявил у вас пробел в знаниях по литературе… Мне хочется, пока вы учитесь в университете, помочь вам восполнить его…
Позднее, прочитав «Старик и море», Мария благодарила меня за то, что после моей подсказки познакомилась с творчеством великого писателя…
Этот эпизод вспомнился недавно вот по какому случаю. Забарахлил мой ноутбук. Более десяти лет он работал нормально, но последнее время стал «тугодумом», после каждой команды зависал, сильно грелся. Пришлось обращаться за помощью к компьютерным мастерам. Из городской фирмы направили молодого специалиста. Представился Костей. Осмотрел мой компьютер, заявил, что готов его отладить. По тому, как уверенно он разбирал, вынимал и менял в нем детали, стало понятно, что имею дело с настоящим специалистом. Пока он возился с наладкой, мы разговорились. Оказалось, Костя закончил Николаевский филиал академии «Шаг», готовящей компьютерщиков, ему 25 лет, полученная профессия ему очень нравится. И действительно, после его «лечения» мой ноутбук ожил, перестал греться и стал работать гораздо быстрее. Перед уходом Костя остановился возле полок моего книжного шкафа с фотографиями. На вопрос, любит ли он читать и есть ли у него любимый писатель, Костя помялся и признался, что основную часть свободного времени тратит на написание компьютерных программ. Я показал на портрет Хемингуэя и спросил, знает ли он, кто это. Костя пожал плечами. В шкафу напротив висела фотография Высоцкого. Но личность знаменитого певца и артиста оказалась тоже незнакомой молодому компьютерщику. Я его пожурил, а в ответ услыхал:
– Так ведь мне нужны совсем другие знания…
Через несколько дней мне понадобилась консультация по использованию установленных новых программ. Обратился по тому же адресу, и ко мне пришел еще моложе компьютерщик. В ходе разговора выяснил, что он тоже выпускник академии «Шаг». Не так давно на «отлично» защитил дипломную работу. Как и его предшественник, он остановился возле моего книжного шкафа. Я не удержался, протестировал и его портретом английского классика. Но он тоже не знал, кто это. Рядом с Хемингуэем на моей полке закреплена репродукция знаменитой картины Виктора Васнецова из Третьяковской галереи с приунывшей Аленушкой. Только молодой специалист не смог назвать ни автора репродукции, ни её названия. Мелькнула возможная причина таких провалов в знаниях выпускника академии. Поэтому снял с полки небольшой сборник стихов Дмитра Креминя «Сльози Сухого Фонтану», посвященный нашему городу, и спросил, знает ли парень автора этой книжки и его поэзию. В ответ он покачал головой.
Увидев мою огорченную физиономию, чтобы как-то меня успокоить, компьютерщик сообщил, что хорошо справляется со своей работой. На него нет жалоб…
При создании в Николаеве нового учебного заведения, специализирующегося в подготовке кадров в области компьютерных технологий, нам, педагогам, мечталось, что его выпускники, владеющие самыми современными педагогическими средствами обучения, станут хорошим пополнением культурной элиты города. Поэтому и название академии выбрали соответствующее – «Шаг». Но, очевидно, программы вуза не предусматривают подготовку выпускников с широким культурным кругозором.
Точка зрения, будто для успешной жизни в наше время требуются узкие специалисты, к сожалению, очень распространена. Встречаясь с нею, всегда обращаюсь к опыту своей жизни. По первой полученной профессии я – корабел-корпусник. Приобрел её в Николаевском судостроительном техникуме в середине прошлого века, но до сих пор с благодарностью вспоминаю вдохновенные лекции историка Марка Броцкого, делившегося с нами своими воспоминаниями о встречах с Владимиром Маяковским, который приезжал в Николаев. Или изучавшийся нами курс теории корабля, пропитанный математическими формулами, который вел у нас Леонид Фукельман. Вместе с глубокими знаниями по математике педагог сумел посеять в наших душах интерес к истории. Он познакомил нас с жизнью и работами замечательного украинского моряка и ученого академика Платона Гамалея, а во время летних каникул собрал группу студентов и поехал с нами на Полтавщину, чтобы привести в порядок место захоронения Гамалея.
Около двадцати лет я успешно проработал на заводе «Океан», прошел путь от помощника производственного мастера до начальника сборочно-сварочного участка, увлекся психологией и, работая на заводе, закончил заочно психолого-педагогический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета. Сочетание технических и гуманитарных знаний позволило мне подготовить кандидатскую, а затем и докторскую диссертации по психолого-педагогической проблематике. Николаевский научно-исследовательский отдел подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которым мне довелось руководить после защиты, одним из первых в стране начал разрабатывать и успешно внедрять различные тренажеры и технико-дидактические материалы для обучения рабочих. Не случайно в нашей организации работали такие специалисты широкого профиля, как Екатерина Голубкова. Она овладела на заводе имени шестидесяти одного коммунара специальностью судовой малярши, закончила заочно факультет психологии Ленинградского государственного университета и стала квалифицированным социологом. Благодаря тому, что она в совершенстве владела компьютерной техникой, ей поручали обрабатывать результаты социологических исследований, проводимых в городе. Но, главное, она совмещала свою работу с написанием глубоко поэтичных стихотворений, пронизанных тонкой наблюдательностью, интересными мыслями и трепетными чувствами. Не случайно её поэтические сборники получили и получают многочисленные доброжелательные отклики украинских и русских читателей.
Приведу еще один пример возможности успешного сочетания технических и гуманитарных знаний. Профессор Станислав Соловьев более сорока лет заведовал кафедрой технологии судового машиностроения Николаевского кораблестроительного института, являлся автором многочисленных изобретений, запатентованных во многих странах мира. В то же время им было издано около двух десятков художественных и научно-популярных книг. Или давайте рассмотрим сферу творчества известного николаевского инженера Валерия Бабича. Он многие годы возглавлял конструкторское бюро по авианесущим судам, строившимся на ЧСЗ. Является автором серии книг «Наши авианосцы», «Город Святого Николая и его авианосцы», которые переведены и изданы в Китае. Им же подготовлена и издана уникальная книга «Журналисты города Святого Николая», рассказывающая об истории и судьбах творческой элиты нашего города. Но кроме всего, Валерий со студенческих лет прекрасно играет на пианино, любит и пропагандирует песенное творчество николаевских авторов. А ведущий журналист «Вечерки» Наталья Христова, интересные публикации которой часто появляются в «Вечерке», тоже успешно начинала свою профессиональную деятельность в нашей организации. Таких примеров можно приводить множество.
Многочисленные социально-психологические исследования, проводимые в разных странах, свидетельствуют, что широкий диапазон профессиональных интересов не препятствует, а, наоборот, способствует развитию личности. Помогает добиваться больших успехов в любимой работе. А, главное, с таким человеком всегда интересно общаться, он много знает, гармонично развит душевно.
Развитие такой личности начинается еще в школьные годы. Не случайно в прежние времена советские школьники занимали ведущие места на многих международных соревнованиях и конкурсах. Хотя системы образования капиталистических стран обладали более совершенной учебно-материальной базой, но они были нацелены на подготовку «узких» специалистов. После получения государственной самостоятельности Украина тоже стала ориентировать свою систему образования по примеру западных стран. Тот сегодняшний развал экономики и хозяйства страны, свидетелями которого мы являемся, на мой взгляд, в значительной мере объясняется ошибочностью курса на подготовку «узких» специалистов, которых начали массово выпускать по новым послереформенным программам Министерства образования Украины. Специалист, не умеющий мыслить широко, всесторонне охватывать проблемы, с которыми сталкивается по жизни, чаще всего и допускает ошибки в своих попытках решать возникающие задачи. Не в этом ли кроется одна из причин той ситуации, в которой оказалась наша страна сегодня?
Илья Стариков,
почетный доктор педагогических наук НАПН Украины,
профессор психологии.