Январь преподнес николаевцам ряд сюрпризов, ожидаемых и неожиданных. И нельзя сказать, чтобы большинство из них были приятными. А что вы хотите, год-то високосный!
Месяц прошел под знаком скандалов с платежками. Сначала это были платежки за теплоснабжение, поразившие многих непомерными суммами. Несмотря на обещанное президентом и премьером снижение цен на тепло до 30% уже с декабря, начисления за этот месяц оказались в разы больше, чем ноябрьские. У автора обзора, к примеру, в ноябре плата за отопление квартиры составила около 400 грн. (правда, из-за порывов на сетях тепло дом получил только к началу третьей декады ноября), а вот за декабрь – больше 2 тыс. грн.! Понятно, что обещаниям политиков у нас давно не верят, но чтобы анонсированное снижение цен на треть обернулось их ростом в несколько раз?! Тут нужно очень сильно “постараться”.
Скоро ситуация разъяснилась. Оказалось, что обещанное снижение в николаевском преломлении имеет несколько “но”, абсолютно его нивелирующих. Во-первых, наша ТЭЦ пока еще государственное предприятие, и заставить её снижать тарифы, утвержденные НКРЭКУ (орган, регулирующий тарифы на энергоносители), мэрия не вправе. Что касается “Николаевоблтеплоэнерго”, оно убыточное, причем только на 2020 г. для покрытия убытков просит 80 млн. грн. из городского бюджета. Следовательно, если тариф снизить, убытки вырастут еще больше, и покрывать их придется городской казне. А где эти деньги взять, точнее, у кого из распорядителей средств их отобрать, если бюджет на нынешний год уже утвержден?
В городах побогаче на дотации тепловикам горсоветы ежегодно выбрасывают сотни миллионов, но у нас такой возможности нет. Вдобавок николаевские тарифы и без того являются одними из самых низких в Украине, и именно государство, годами устанавливая заниженные тарифы, привело к тому, что наши котельные неэффективны, сети дышат на ладан, а теплопотери огромны. Если в утверждаемом тарифе годами не было инвестиционной составляющей, если он убыточен и госбюджет эти убытки не компенсирует, финансировать тепловиков можно только из бюджета городского. А тут возникает еще и вопрос социальной справедливости: налоги платят все, а бюджет дотирует только централизованное теплоснабжение. Почему же тепло для многоэтажек должны дотировать десятки тысяч живущих в городе владельцев индивидуального отопления, платящих налоги наравне со всеми? Не проще ли задействовать жилищные субсидии, превратив их из издевательства над народом в эффективный механизм финансовой поддержки домохозяйств с критически низкими доходами, вне зависимости от того, какое у них отопление?
Пиар-ход со снижением цен на тепло с треском провалился. А тут еще николаевцы впервые получили и двойные платежки за газ. До этого нас замучали загадочными коэффициентами приведения газа к непонятному состоянию, из-за чего у добросовестных плательщиков на ровном месте возникали долги, а теперь нас заставляют платить наперед за использование газовой трубы.
С одной стороны, идея вроде бы хороша: мы отдельно платим “за трубу”, а газ можем покупать у любого поставщика, благодаря чему формируется конкурентная среда. Однако и тут возникает множество “но”. Во-первых, других поставщиков газа для рядовых потребителей пока просто нет. Во-вторых, нам объявили, что цену за транспортировку изъяли из общей платежки, но если сложить цену транспортировки и самого газа, в расчете на кубометр она оказывается куда дороже, чем была раньше. В-третьих, во многих селах и дачных кооперативах люди сами оплачивали строительство газовых сетей, и по логике это не они, а им газовщики должен платить “за трубу”, которую используют для поставок голубого топлива. А, в-четвертых, горожане уже имеют печальный опыт создания “конкуренции” в сфере энергетики на примере внедрения энергопоставляющей компании. В реальности монополист как был, так и остался, зато огромное количество денег, которое бытовые абоненты до начала 2019 г. переплатили облэнерго за электричество, им так никто и не вернул. А наперед у нас, как ни странно, в основном платили люди самые малообеспеченные, и в то же время самые дисциплинированные – пенсионеры.
Если коротко, история со “снижением” тарифов, разделением платежек и прочим анбандлингом произвела на горожан самое удручающее впечатление.
Применительно к Николаеву столичная власть умудрилась “отличиться” не только в этом. По требованию прокуратуры Печерский суд наложил арест на целостный имущественный комплекс завода “Океан”. Это предприятие, на корню загубленное прежними российскими “инвесторами”, пройдя процедуру банкротства и обретя год с небольшим назад эффективного собственника, начало оживать: были погашены старые долги по зарплате, трудовой коллектив вырос до 700 человек, заработали судоремонт и производство металлоконструкций, появились первые судостроительные заказы – баржи для голландцев. И тут вдруг арест!
Может, и нужно разобраться с теми, кто довел завод до банкротства, но не с его приобретателем, возрождающим производство. Нынешний собственник завода Василий Капацына, по словам которого, сам факт ареста уже отвадил от “Океана” несколько потенциальных заказчиков, чуть ли не умолял прокуратуру допросить его и готов был ответить на любые вопросы. Но слушать его никто не захотел. Кроме журналистов.
Впрочем, нет. Реакция со стороны власти тоже была: глава облгосадминистрации Александр Стадник… поблагодарил прокуратуру за арест завода.
Просто диву даешься: в какой такой параллельной реальности живут эти губернаторы-“парашютисты”, присылаемые нам из Киева? Один искренне уверовал в существование на николаевской земле Конана-Варвара, другой выносит благодарности за решения, способные вновь отправить один из крупнейших судостроительных заводов в многолетний нокаут, от которого он только начал оправляться.
На этом фоне приезд спикера парламента Дмитрия Разумкова прошел мало замеченным. Он побывал на НПКГ “Зоря”-“Машпроект” и в офисе филиала “Дельта-лоцман” ГП “Администрация морских портов Украины” (примечательно, что директор филиала Александр Голодницкий спустя буквально несколько дней стал и.о. главы АМПУ). Д.Разумков тепло отозвался о городе и мягко пожурил за реконструкцию Соборной площади. А перед этим в совещании по разработке технико-экономического обоснования проекта “японского” объездного моста, проходившем в Мининфраструктуры, в непонятном качестве принял участие шурин Д.Разумкова и сын покойного мэра Николаева Владимира Чайки Владислав. Таких совещаний за много лет было вагон и маленькая тележка, но Чайка-младший в них не участвовал. В Николаеве это восприняли как еще одно косвенное подтверждение того, что он готовится идти на выборы мэра при поддержке “Слуги народа” и лично спикера ВР.
О других событиях. В январе состоялось долгожданное открытие нового корпуса реконструированной школы №36, где разместились прекрасная столовая с ультрасовременной кухней и не менее прекрасный спортзал, рассчитанный, в том числе, на детей с ограниченными возможностями. К их услугам – лифт, оборудованные соответствующим образом санузлы и многое другое.
А вот новый трехэтажный травмпункт БСМП и Центр админуслуг в администрации Ингульского района, сданные месяцем ранее, в январе так и не заработали. Травмпункт – потому что по действующим нормам перед началом работы там пришлось провести три бакпосева с интервалом в семь дней каждый и дождаться их результатов, а Центр админуслуг – из-за того, что пока не выделено финансирование для его новых сотрудников.
Важным событием месяца стала передача государственного порта “Ольвия” (бывший спецпорт “Октябрьск”) в концессию катарской компании “QТerminals” сроком на 30 лет под обязательство за первые пять лет инвестировать в объект 3,4 млрд. грн. Кроме того катарцы ежегодно должны будут платить 82 млн. грн. концессионных платежей в госбюджет и выделить 80 млн. грн. на строительство автомобильно-железнодорожного перехода в Корабельном районе и ремонт автодороги, ведущей в порт.
В городе прошли акции протеста против изменений в Трудовой кодекс, которые профсоюзы считают дискриминационными по отношению к наемным работникам. А на ул. Малой Морской стартовала замена старого, вконец изношенного канализационного коллектора. На участке от Адмиральской до Чкалова предстоит проложить 2 км труб диаметром 500 и 600 мм, срок эксплуатации которых составит 50 лет.
К сожалению, вандалы продолжали громить остановки общественного транспорта, салоны трамваев и троллейбусов. В связи с этим “Николаевэлектротранс” объявил о намерении установить в салонах системы онлайн-наблюдения.
Знаменитая саблистка, олимпийская чемпионка и почетный гражданин Николаева Ольга Харлан одержала очередную блестящую победу, в этот раз на Кубке мира по фехтованию в канадском Монреале. А другой почетный горожанин, Вадим Сердцев, отметил 90-летие. Он знаменит тем, что на протяжении многих десятилетий высадил в Николаеве около 21,5 тыс. деревьев.
Город взбудоражила весть о стремительно распространяющемся китайском коронавирусе, заражение которым чревато высокой вероятностью смерти. А в конце месяца в десятках николаевских школ объявили карантин. Слава богу, коронавирус здесь ни при чем, речь идет лишь о борьбе с традиционной сезонной вспышкой острых респираторных заболеваний.
И, как обычно, в конце обзора – об утратах. В январе скончалась известный в Николаеве педагог Татьяна Ивановна Блакитная, добрую четверть века руководившая школой №57 на Намыве. Также ушел из жизни бывший глава горспорткомитета Николай Леонидович Роздобудько, вся сознательная жизнь которого была связана с развитием николаевского спорта.
Пожалуй, это все основные события прошедшего месяца. Скоро увидим, что принесет нам февраль, который в этом году будет на один день длиннее.
Станислав Козлов.