Хроника городской жизни: октябрь-2019

9:04

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

Прошедший месяц оказался сравнительно теплым. Именно поэтому власти решили начать отопительный сезон только 31 октября, так и не дождавшись соблюдения норматива, согласно которому отопительный сезон стартует лишь тогда, когда среднесуточная температура в течение трех дней не превышает +8 градусов. Хотя температура была выше, устойчивое похолодание к концу месяца подвигло мэрию к тому, чтобы запустить тепло. Впрочем, все оказалось не так просто…

Тяжелая финансовая ситуация сложилась в «Николаевоблтеплоэнерго», где коллектив несколько месяцев сидел без зарплаты. Причин много, но главная из них кроется в том, что тариф, по которому предприятие оказывает услуги, убыточен, а довести его до уровня рентабельности не позволяют столичные чиновники, этот тариф утверждающие.
Мы и так платим за отопление баснословные деньги, удивятся читатели, куда же тарифам еще расти? Так то оно так, но рыночная экономика – штука жесткая. У каждой услуги есть себестоимость, и если плата за услугу ниже себестоимости – нужно компенсировать предприятию убытки либо оно обанкротится. А поскольку с недавних пор НОТЭ, несмотря на «областное» название, стало городским коммунальным предприятием, финансовую поддержку его руководство попросило у городских депутатов. Из минимально необходимых на зарплату и оплату электроэнергии 32 млн. грн. горсовет выделил менее 20 млн. грн.
Помимо финансовых проблем острыми для тепловиков остаются проблемы технического характера, прежде всего, применение устаревших технологий и изношенность сетей. С сетями больше всего проблем у ТЭЦ, которая является собственностью государства. Несмотря на то, что с момента запуска тепла прошла уже неделя, во многих николаевских домах батареи до сих пор холодные. Это стало результатом как раз технических проблем. Да что там говорить, только в центре города зафиксировано несколько порывов теплотрасс, хотя накануне отопительного сезона они прошли гидравлические испытания!
2 октября парламент ликвидировал перечень объектов госсобственности, не подлежащих приватизации. Реальная угроза приватизации нависла над НПКГ «Зоря»-«Машпроект». Предприятие сложно назвать успешным, его финансовые проблемы известны всему городу. Результат – кадровые сокращения и отток квалифицированного персонала за рубеж в поисках лучшей жизни. Красноречивый пример: в 2001 г., когда «Зорю» и «Машпроект» объединили в единый комплекс, численность коллектива созданного НПКГ составляла около 16 тыс. человек. С тех пор она неуклонно сокращалась, и в нынешнем году достигла 10 тыс. человек, а уже в октябре была озвучена новая цифра – 9,4 тыс. Процесс кадровой «оптимизации» продолжается. А тут еще и угроза приватизации, которая, как показывает пример ЧСЗ, «Океана», «Дормашины», трансформаторного и конденсаторного заводов, заводов смазочных систем, металлоконструкций, технологической оснастки и ряда других промышленных предприятий, приводит не к приходу эффективного собственника, а к развалу производства. Несмотря на это, в кадровом конкурсе на должность гендиректора НПКГ «Зоря»-«Машпроект», «дедлайн» которого пришелся на конец октября, приняли участие десятки кандидатов, включая экс-нардепа Артема Ильюка.
К слову, об «Океане». С приходом год назад нового собственника, самый молодой судостроительный гигант Николаева постепенно оживает. Сначала здесь наряду с портовой деятельностью возобновили судоремонт, наладили производство металлоконструкций, а теперь разворачивают и судостроительную деятельность. Новый руководитель «Океана» Виктор Трубач заявил о подписании контракта на строительство двух 79-метровых барж для голландцев, которые должны быть переданы заказчику в апреле будущего года. Радует, что это пусть и небольшие по меркам верфи, но зато практически полнокомплектные суда. На их сборку пойдет около 900 тонн металла. Кстати, свою трудовую биографию в начале 50-х гг. прошлого века «Океан» начинал именно с выпуска барж.
Тем временем компания «НИБУЛОН» объявила о планах строительства речного терминала и отстойника для автотранспорта в районе Матвеевки и провела необходимые в таких случаях общественные слушания. Если задумка будет реализована, это позволит убрать с городских улиц часть зерновозов. Еще больше снизить нагрузку на городские дороги и мосты позволил бы другой проект компании – строительство паромной переправы вместо пресловутого «японского» объездного моста, разговоры о котором ведутся уже 16 лет, но никак не перейдут в стадию практической реализации. Проект переправы для автотранспорта во много раз дешевле и потому реалистичней. К тому же, он загрузил бы работой не только строителей, но и николаевские верфи.
Тема гипотетического японского и вполне осязаемого Варваровского мостов стала предметом обмена колкостями между новым министром инфраструктуры Владиславом Криклием и мэром Николаева Александром Сенкевичем. 32-летний министр (считается креатурой другого министра – всесильного Арсена Авакова, обвиняемого активистами-общественниками в причастности к ряду коррупционных схем, в том числе в сфере морехозяйственного комплекса) обвинил город в том, что он якобы ничего не делает ни для строительства японского, ни для ремонта Варваровского мостов. Мэр не остался в долгу, заявив, что министру «иногда лучше жевать, чем говорить». Достаточно напомнить, что город дважды, в 1991 и 2001 гг., финансировал ремонт Варваровского моста, хотя тот является частью государственной трассы М-14 «Одесса – Мелитополь – Новоазовск» и пропускает массу транзитного транспорта, разбивающего наши дороги.
С 1 октября вновь выросли тарифы на услуги «Николаевводоканала». Также были начаты работы по прокладке сети водоснабжения протяженностью около 7 километров в микрорайоне Варваровка. А на следующий год запланирован монтаж дюкера, который пройдет подо дном Южного Буга параллельно Варваровскому мосту. Таким образом, в обозримой перспективе Варваровку подключат к городской системе водоснабжения, чего не смогли сделать даже в «тучные» (в смысле ресурсов) советские времена.
В октябре проезд в трамваях и троллейбусах подорожал до 5 грн., сравнявшись со стоимостью проезда в автобусах. Такого ценового паритета в Николаеве не было при СССР. Это привело к ожидаемому оттоку платежеспособных пассажиров и сокращению выручки «Николаевэлектротранса» от продажи билетов.
Складывается впечатление, что руководство предприятия всеми правдами и неправдами старается отбить у горожан охоту пользоваться услугами электротранспорта. Возникает закономерный вопрос: зачем городу брать десятки миллионов евро кредитов для закупки троллейбусов, если электротранспорт теряет популярность, на нем ездят одни льготники, а выручка от продажи талонов и проездных билетов сокращается? Где экономические расчеты и элементарная логика?
Обустройство троллейбусной линии вокруг Намыва, несмотря ни на что, в октябре шло полным ходом. Скоро линия будет введена в эксплуатацию, но вряд ли при таких ценах сможет конкурировать с маршрутками. Смешно, но нынешний директор электротранса Владимир Евтушенко на одном из заседаний возглавляемой им профильной комиссии горсовета заявил, что троллейбус вокруг Намыва не нужен. Правда, тогда он еще не был директором «Николаевэлектротранса». Налицо классический пример, когда точку зрения определяет место сидения.
В октябре на Соборной площади заработали долгожданные фонтаны, а в СМИ и социальных сетях развернулась новая волна полемики вокруг как архитектурных достоинств обновленной площади, так и самой необходимости её дорогостоящей реконструкции.
Также в Николаве побывал скандальный олигарх Игорь Коломойский. Он посетил баскетбольный матч МБК «Николаев» против «Днепра», где играет сын Коломойского. Николаевцы ожидаемо проиграли, но держались достойно и часть игры вели в счете.
В областном Дворце культуры выступил экс-солист рок-группы «Accept», лидер группы «U.D.O.» легендарный Удо Диркшнайдер. Лет тридцать назад такое событие казалось бы фантастикой и собрало целый стадион фанатов хеви-металла. А нынче оно прошло малозаметно. В свою очередь, Николаевский зоопарк порадовал новым приобретением – снежным барсом Тикси, который прибыл из Франции.
В октябре исполнилось 65 лет историку, краеведу и писателю, нашему постоянному автору, хорошо знакомому читателям «ВН», Евгению Григорьевичу Горбурову.
В завершение – о весомых утратах месяца.
На 65-м году жизни скончался многолетний руководитель СМУ-3 («Промжилстрой-3») Владимир Ткаченко. Он принадлежал к последнему поколению руководителей стройиндустрии – выдвиженцев советских времен. В разные годы В.Ткаченко строил глиноземный завод, больницу в Дубках, медучилище, перевалочные терминалы зерноторговых компаний, массу жилых домов от южной части Николаева – Корабельного района, до его северной оконечности – микрорайона Северный.
А на трассе М-14, по пути из Херсона в Николаев, погибли в ДТП начальник криминальной полиции Николаевской области полковник Сергей Сидоренко и и.о. начальника управления противодействия наркопреступности подполковник Владимир Илличко. Напомним, 12 лет назад на этой же трассе погиб начальник николаевского УСБУ полковник Михаил Таранов, машина которого врезалась в поезд. После той трагедии на ж/д переезде построили путепровод, позволяющий избегать аналогичных ДТП, но сама трасса, точнее, её николаевская часть, так и осталась в жутком состоянии. Последует ли очередная порция ремонтов и реконструкций автодороги теперь, после гибели важных полицейских чинов? И вообще, сколько еще людей должно погибнуть, прежде чем дорогу приведут хотя бы в сравнительно безопасное состояние?
Таким был октябрь. Скоро мы увидим, что ждет нас в ноябре…
Станислав Козлов.