Децентрализация шиворот-навыворот.

13:39

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Есть в пакете реформ правительства интересное на правление – децентрализация. Слово по своему происхождению не наше, и поэтому простому человеку с ходу не разъяснишь, в чем дело. В 2014 году, избираясь на пост, Петр Алексеевич Порошенко в своей предвыборной программе так сформулировал цели этой реформы: «Общины на местах получат больше прав и денег на реализацию полномочий. Исполнительная власть в областях будет принадлежать не назначенным сверху «губернаторам», а исполкомам, сформированных облсоветами, избранными людьми».

Что изменилось за 5 лет? Назначенные сверху «губернаторы» остались, исполкомы при областных советах не сформированы, и за каждым разрешением от министерств и ведомств представитель местного самоуправления, как и прежде, мчит в столицу обивать пороги. Единственное, что получилось сделать – создать объединенные территориальные громады и перераспределить налоговые поступления между местными советами и государством.
Денег в местной казне действительно стало больше, но что от этого выиграла община? Давайте разбираться.
Бюджет Николаева приблизился к 5 миллиардам гривен. Львиная доля расходов уходит на финансирование образования, социальной сферы и медицины. Заметьте, речь не идет о строительстве новых школ, детских садов, поликлиник и приютов. В бюджетных расходах исключительно заработная плата и содержание имеющихся объектов.
Создать что-то новое, отвечающее интересам всех николаевцев, можно только за счет бюджета развития, а это всего 550 миллионов. В мерках нашего времени это немного, а с точки зрения бюджетной справедливости, если таковая вообще существует, вообще никуда не годится – одних лишь налогов и сборов в Николаеве собирается в 4 раза больше.
С такой казной не потянешь ни новые дороги, ни транспортные развязки, ни подземные переходы, ни паркинги. Ну да ладно – как-то жили без них, и еще протянем. Но есть критические инфраструктурные объекты, где медлить нельзя. Для нашего города – это Варваровский мост.
Далее прямая речь: «Мост находится в последней стадии своего разрушения – он недееспособен. Сейчас мы все должны понимать, что если мы ничего не будем делать, то через год мост полностью развалится. От этого пострадают многие предприятия, люди, весь город. Более того, пострадает вся страна, так как фактически будет прервано транзитное сообщение и придется делать большой круг в объезд. У нас некоторые ждут, что мост упадет, чтобы этот вопрос на уровне государства быстрее решался. Город Николаев своим бюджетом не сможет разобраться с аварийным мостом».
Эти слова городской голова Александр Сенкевич произнес 18 апреля, однако в столице его не услышали. Чиновничий Киев в лице министра инфраструктуры Владимира Омеляна заявил, что и у государства нет на это средств. Нужно либо открывать под этот проект новую кредитную линию, либо искать большого инвестора. Третьего не дано.
И ведь есть же у правительства деньги. Недавно оно распределило инфраструктурную субвенцию в объеме 2,1 миллиарда гривен на развитие объединенных территориальных громад. Но когда Николаев обращается в Кабинет министров по поводу критического состояния стратегически важного моста, ему отвечают в таком духе: решайте проблему – децентрализация дала вам новые финансовые возможности.
Как тут возразишь? Посмотрите, каким сказочно богатым сделала наш город децентрализация. Как много на улицах новых автобусов и трамваев. Как радуют глаз новые зоны отдыха. Как чисто и уютно вокруг.
Если серьезно, то денег на развитие Николаеву катастрофически не хватает, а город стареет, и потребности его с каждым годом растут. И это не только мы одни такие. Не хватает средств и в селах для развития объединенных территориальных громад. Редко кому из них удается построить дорогу или протянуть газопровод.
Что говорить про область в целом, у которой и бюджета своего, по сути, нет – в единое целое сводятся бюджеты местных громад. Было бы не так, не просила бы облгосадминистрация у Николаевского городского совета субвенцию на покупку медицинского оборудования, приобретение квартир для участников АТО и чернобыльцев, строительство дорог и закупку электронных учебников в школы.
Просили и раньше. Взять хотя бы восстановление аэропорта. И город помог. Кто сегодня поможет городу?
Сколько существует современная Украина, столько времени мэры, заходя в высокие кабинеты, задают такой вопрос. В свое время на этой почве удалось создать Государственный фонд регионального развития. Предполагалось, что он поможет финансировать те объекты, на которые у местных властей не хватает средств.
В действительности Фонд превратился в инструмент преимущественной поддержки тех регионов, в которых еще недавно работали видные члены правительства. Николаевщине с министрами не повезло, что и отразилось в незначительном объеме финансирования выбранных ею объектов. Так, в 2018 году на реализацию 19 инвестиционных программ и проектов регионального развития планировалось выделить всего 129,2 миллиона. По факту профинансировано в объеме 111,5 миллиона. Для сравнения, в соседней Одессе за счет Государственного фонда регионального развития осуществляется ремонт четырех участков магистральных сетей водопровода на общую сумму более 200 миллионов. И это только одно направление финансирования.
У нас тоже есть опыт, но удачным его трудно назвать. В Николаеве за счет средств Фонда пытались построить дренажный коллектор. Однако, в 2017 году работы не выполнялись, и средства пришлось вернуть в государственный бюджет. Не удалось в полной мере освоить деньги и в 2018-м году.
В этом году шанс быть профинансированными имеют проекты по капитальному ремонту корпуса областного онкологического диспансера и 4-этажного корпуса областной больницы, а также реконструкции с термосанацией здания детского сада № 123 на улице Радостной. При этом мало кто задается вопросом, почему эти проекты нельзя было реализовать за счет областного бюджета и городского в части статей расходов по энергосбережению?
Как–то получается все шиворот-навыворот. На бумаге – децентрализация, на деле – не совсем. По статистическим отчетам богатеем, в жизни – плачем. По документам – Варваровский мост, по сути – аварийная конструкция.
Игорь Данилов.