Аватарный фурор «Каприза». Беседа с руководителем николаевского народного танцевального ансамбля Юлией Захаровой

17:21

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

В середине июня наши не слишком избалованные крутыми зрелищами горожане оказались под большим впечатлением от спектакля «Аватар» («Каприз»-version). Это танцевальное шоу показал николаевцам народный ансамбль эстрадного танца «Каприз» в честь своего 25-летия.
«Неймовірне феєричне шоу! Яскрава сценографія, костюми, відео! Цікава хореографія і професійне виконання артистів просто вражає. Я шокований від побаченого! Дякую викладачам та артистам. Миколаїв має свій власний культурний продукт. «Каприз» – це бренд міста!» – так выразил свои впечатления на странице в Фейсбук директор Николаевского колледжа культуры и искусств Сергей Мицик. Аналогичные отзывы восторженной волной прокатились и по другим страницам пользователей Фейсбука.
Предлагаем нашим читателям беседу с руководителем ансамбля, директором ДК «Молодежный» Юлией Захаровой. Сегодня мы говорим с ней о двух ярких страницах в жизни коллектива – юбилейной дате и нашумевшем спектакле.
Конечно, первый вопрос о том, как родился «Каприз».
«Каприз»
Любовь к танцевальному искусству жила в Юлии с детства. Занималась народными танцами в ансамблях «Зорька» и «Трицвіт». В ДК им. 40-летия Октября практически выросла. А когда училась в институте, решила создать свою хореографическую студию. Вместе с Юлией Захаровой в создании ансамбля принимала участие концертмейстер, пианист Галина Сухопара. Этот дуэт все 25 лет работает вместе.
– «Каприз» – это много разновозрастных групп, много детей. Младшим – 5-6 лет, взрослым – 18. Самый главный итог «Каприза» – это мои профессиональные танцоры, которые востребованы во многих интересных танцевальных проектах, – рассказывает Юлия Захарова. – Они – потрясающие исполнители, сегодня работают в разных хореографических коллективах, а некоторые сами стали руководителями… ведь моим первым выпускникам уже по 33-35 лет. Наши гастрольные поездки, фестивали – это огромная история, целая жизнь. Конкурсы и победы – их, конечно, было очень много… Много поставлено номеров, много сшито костюмов. Но важнее всего то, что «Каприз» – это семья, это дом родной, все мои ребята отсюда вышли и сюда возвращаются.
Давным-давно родилась в коллективе такая традиция – за высокие достижения питомцам «Каприза» вручаются наградные знаки, которые называются «капризки». Эти золотые кулончики танцоры носят на шее с особой гордостью. А когда становятся настоящими профессионалами и добиваются выдающихся успехов – в кулон вставляют бриллиантик, что означает: ты бриллиант в короне ансамбля.
Так вот: работая в танцевальных коллективах в разных странах, николаевцы – питомцы «Каприза», узнают друг друга… вот по этим самым кулонам-«капризкам». Ведь не одно поколение танцоров уже сменилось в ансамбле, так что ученики прошлых лет могут и не знать друг друга.
Выпускники разносят славу «Каприза» по всему миру – многие из них стали профессионалами высокого класса. Столичные преподаватели в Киеве, устраивая предпросмотр абитуриентов на специальность «Хореография» и задавая вопрос, где учились искусству танца, при слове «Каприз» одобрительно кивают: знаем-знаем – хороший у вас уровень подготовки.
– Я и мои коллеги – достаточно жесткие руководители, и это правильно: если ты хочешь чего-то добиться – нужно работать. У нас профессиональная подготовка включает занятия 5 раз в неделю. Уровень этой подготовки определяют, прежде всего, гимнастика и балет – это основа, – говорит Юлия. – Здесь мне очень помогают тренер по художественной гимнастике Светлана Олефир и репетитор Анна Василицкая.
При этом роли педагога она отводит главенствующее место: «Если ты не смог научить ребенка – это твоя вина: бездарных детей не бывает, бывают плохие преподаватели – это мое стойкое убеждение, и я это доказывала не раз. Ко мне приходили нестандартные дети, которых постоянно ругали в школе, дети не от мира сего… Да, они пребывают на своей волне, но если «заходят» вместе с тобой на одну волну – они становятся мега-талантливы».
О неординарности «Каприза» говорит интересный факт: коллектив всегда настолько отличался от других участников на всевозможных конкурсах, что жюри «опасалось» давать им первое место. Они всегда были нестандартными, всегда вызывали какие-то споры, временами их пытались снять с конкурса за чересчур «откровенные» танцы и костюмы. «Ну что же делать, если я очень люблю кабаре? – смеется Юлия. – У нас настолько унылая жизнь, что должно же в ней быть какое-то веселье!».
Однажды на очередном конкурсе, присуждая явному лидеру – ансамблю «Каприз» – 2-е место, ей сказали: «Вы опережаете время. Нельзя этого делать»…
«Аватар».
Версия
Идея театрализованного шоу «Аватар» («Каприз»-version) родилась в сентябре прошлого года. Готовясь подводить итоги работы за «отчетный» 25-летний период, Юлия Захарова понимала: нужно показать «танцевальный продукт» – что ты умеешь, чего достигла. Ей хотелось сделать полноценный хореографический спектакль. Поначалу мысли крутились вокруг сказочных тем, мультяшных героев – но это было всё не то, не то… Неинтересно, банально.
И вдруг – блестящая догадка: «Аватар»! Культовый фильм-фэнтези Джеймса Кэмерона о жизни человека в гармонии с природой. Яркий сюжет, яркие образы, фантастические костюмы… мысленно она уже видела постановку этого шоу на николаевской сцене.
А затем одна за другой стали рождаться танцевальные композиции. Сначала – существующий в гармонии радостный мир: веселые маленькие дети, разноцветные шарики, птицы фламинго, смешные гусеницы, ящерки-игуаны…
Потом, уже на спектакле, танец игуан заставит зал притихнуть в изумлении – настолько интересны оказались постановка и хореография этой композиции. Красота, неординарность, фантазийность танца усилились благодаря костюмам. И в этом была половина успеха: авторскую костюмную ткань отпечатали на специальных станках, при этом использовали принты – картинки животного мира.
В танцевальной композиции «Поклонение богам» зрители увидели выпускников «Каприза», которые время от времени бывают «наездами» в Николаеве и всегда готовы выступить в концертах «альма-матер». Они показали танец четырех стихий: Земля, Вода, Огонь и Воздух когда-то жили в гармонии, мире и счастье.
– Вы видели моих старших выпускников – они действительно боги, они летают… это профессионалы высокого уровня. Мы их вводили буквально за неделю до спектакля. И когда я работала с ними над «Аватаром», у меня в глазах стояли слезы гордости – потому что это мои дети, они выросли здесь, – рассказывает Юлия Захарова. – Танцы они ставили сами – я им только разложила каркас. Сказала: делайте, что хотите, импровизируйте – вы уже мастера получше меня. И действительно – это такого уровня танцоры, что ставить им танцы – бессмысленно, получится зря потраченное время. Они все равно сделают лучше…
Танец «Охота» также был создан по мотивам «Аватара» – для него придумали костюмы невероятных фантастических животных. Главная идея этого хореографического фрагмента: человечество охотилось, чтобы выжить, прокормить себя, но никак не для того, чтобы истреблять живое и забавляться.
– Создавая спектакль, мы дошли до окончания «красивой» части, а потом наступил ступор: куда двигаться дальше? Я фильм «Аватар», наверное, раз 50 пересмотрела, почти месяц была в поисках. И как-то сама собой появилась идея: почему наш сюжет должен закончиться хэппи-эндом? Ведь в жизни не так… Говорю своим: всё!.. Делаем «ломку хода» – обрываем красивую часть и идем вообще в другую сторону. Показываем «наступление» цивилизации, говорим о том, как человек возомнил себя Богом и растоптал свою связь с природой.
С этого момента стали рождаться совершенно другие танцевальные композиции. На сцене появились люди-роботы, крутящиеся шестеренки, работающие машины, паровозы, марширующие в дружном строю покорители природы, люди с лопатами…
– Мы уже в полную силу работали над «Аватаром», когда вышел сериал «Чернобыль» – и он добавил последние штрихи к нашему спектаклю: появились «пионеры-фашисты» – преобразователи природы. Появился лозунг «Копаем!» – то есть, повернем реки вспять, превратим Сахару в цветущий сад, намоем Намыв… Я старалась донести до своих ребят такую мысль: строители светлого будущего не хотели Земле зла – они свято верили в то, что делают благое дело… никто из ученых не хотел зла – но так вышло. Человек изобрел самолет, потому что хотел летать, а не потому что планировал бросать оттуда бомбы, – продолжает свой рассказ Юлия. – Мне кажется, человечество уже находится не в подростковом возрасте, а соответствует людским годам примерно 20-25 – и уже понимает, что можно разбить нос, если не думать о том, что мы делаем с планетой… Мы много беседовали на эту тему с ребятами, читали, смотрели… Я хотела донести до их сознания такую мысль: природу надо услышать, в ней все настолько гармонично, она так сильна – надо только научиться правильно и вежливо с ней обращаться…
Помимо «машин», еще две танцевальные композиции спектакля посвящены «плодам цивилизации». Одна – танец с мобильными телефонами: люди живут, уткнувшись носами в гаджеты, не замечая друг друга, делая сэлфи и любуясь собой. Другая – получила условное название «Офис»: современный человек живет «на ходу» – все куда-то бегут, едят на ходу, выбрасывают мусор на ходу…
И снова авторы спектакля возвращаются к танцу Земли-Воды-Воздуха-Огня – но это уже совсем другой танец: персонажи связаны канатами, обессилены, их пластика – не природная гармония, а протестное бушевание стихий. И вот здесь громадную смысловую роль сыграл видеоряд, который сопровождал действие, идущее на сцене. Дымящиеся заводы и растущие как грибы небоскребы, стартующие в космос ракеты и взорвавшаяся АЭС… картины разбушевавшейся природы – цунами, лесные пожары, выбрасывающиеся на берег киты, плавающие в океане тонны мусора, экологические акции с призывами «Save nature».
Последний танцевальный номер в этом спектакле – самый мощный. Танец идет «поперек» музыки, и этот диссонанс волнует зрителей, они чувствуют комок в горле и подступающие слезы. Сцена в буквальном смысле завалена мусором. Люди начинают в этом мусоре задыхаться. Задыхается, не выдерживает природа – и получается взрыв… Только тогда приходит осознание: что же мы натворили!
– А следом наступают опустошение, разруха. То, ради чего жил человек – накопление средств, – оказалось никому не нужным. Ты понимаешь, что важна на Земле только человеческая жизнь, важны только люди, которые рядом с тобой… – завершает свой рассказ Юлия Захарова.
Сила спектакля заключается еще и в том, что действо на сцене сопровождается текстами – притчевыми, философскими. Их написал николаевский шоумен, продюсер, режиссер Олег Кошевой. Очень сложным делом оказался подбор музыки, и с этим отлично справилась концертмейстер Галина Сухопара.
Несмотря на то, что автором идеи, режиссером-постановщиком «в глобальном масштабе», хореографом, дизайнером костюмов (и прочая и прочая) является Юлия Захарова, без своих помощниц-хореографов Марии Сухопарой, Ольги Щербины, Юлии Антоненко она бы не справилась. Ведь в спектакле приняли участие свыше 110 танцоров, с которыми нужно было воплощать идеи в танце и отрабатывать фрагменты. Кстати говоря, постановку целого ряда фрагментов Юлия Викторовна доверила даже не хореографам, а своим юным ученикам. Так что, с какой стороны ни посмотри, «Аватар» («Каприз»-version) – продукт коллективный…
Благодаря тому, что спектакль состоялся в концерт-холле «Юность», создатели смогли использовать современные средства технического оснащения: светодиодные экраны, подиумы, оригинальный звук, световые эффекты, декорации, подвесы, которые позволяют поднять артиста в воздух над сценой.
А еще – николаевцы увидели современные танцевальные стили, в числе которых модерн, контемпорари, контактная импровизация… Танец XXI века отличается тем, что насыщен философией движения и раскрывает анатомию искусства.
– Я очень рада тому, что мы достигли цели, которую ставили перед собой, создавая этот спектакль. Взрослые зрители в зале плакали. А одна из моих маленьких учениц на следующее утро заявила маме: «С сегодняшнего дня мы начинаем сортировать мусор и больше не будем пользоваться полиэтиленовыми пакетами».
Наталья Христова.