Велодорожкам — быть! В горсовете прошла рабочая встреча с общественниками

2:07

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

В городском совете Николаева 29 сентября состоялась рабочая встреча, посвященная созданию в городе первых велосипедных дорожек. На встречу с представителями городской власти пригласили активистов велодвижения и всех неравнодушных горожан. Интересна была встреча для всех николаевцев, а не только для тех, кто преуспел в вождении модного городского эко-транспорта. Велодорожки и велополосы в городе подразумевают новые, цивилизованные правила уличного движения, к которыми предстоит привыкать  всем нам: велосипедистам, пешеходам, водителям. Как вы думаете, николаевцы, мы справимся?..

Накануне в городе начали создавать первую долгожданную велоинфраструктуру по маршруту: Народный Сад — Большая Морская — Соборная — Набережная — «Нижний БАМ». В будущем веломаршрут пойдет по Адмиральской и станет кольцевым. И сам выбор маршрута, и практическая реализация проекта вызвали немало критики в соцсетях. На данный момент работы приостановили, чтобы поинтересоваться мнением широкой общественности: как сделать, чтобы нам «нарисовали» настоящую и функциональную велодорожку, а не очередную отписку.

В совещании под председательством заместителя городского головы Виталия Лукова поучаствовали должностные лица департамента ЖКХ, депутаты горсовета, представители организаций-подрядчиков, координаторы общественного движения «Велорух Миколаїв». Как отметил Луков, встречи в этом формате отныне планируется проводить часто. Городской голова Александр Сенкевич, по словам заместителя, считает важной тему веломобильности и «понимает, что мы в этом направлении отстали», поэтому «нужно начинать уже в этом году».

Схема первого маршрута через центральные улицы Николаева была выбрана по принципу «быстро и дешево». Именно здесь потребовался минимум подготовки и разрешительных документов, так как Соборная уже является пешеходной, а на Большой Морской ранее была выделена полоса для общественного транспорта. Общественники помогли улучшить проект своими реальными рекомендациями по каждому мини-участку маршрута.

На участке по улице Большая Морская (между ул. 1 Военная и Соборная) наиболее частый вопрос горожан в соцсетях был: почему она такая узкая? Половину этой полосы занимает ливневка и придорожный мусор, разве здесь можно ездить? Представитель организации-подрядчика пояснил: очерченная полоса — это не сама дорожка, а всего лишь краевая линия, за которую заезжать как раз нельзя. Велополоса при этом будет совпадать с уже существующей полосой для общественного транспорта. Как собираются уживаться троллейбусы и маршрутки с новыми «соседями» — велотранспортом? Только при помощи соблюдения строгих правил. Например, на данном участке планируют запретить обгон для всех и установить максимально допустимое ограничение по скорости. Установят также отдельные светофоры для велосипедистов. Ответственность за безопасное «соседство» будет возложена на полицию, но в большей мере — на сознательность самих водителей.

Что касается улицы Соборной, здесь планируется обустроить двустороннюю полосу общей шириной в 3 метра. Как отметил заместитель городского головы, эту улицу и так облюбовали для «покатушек», и упорядочить здесь движение давно пора: по общей полосе ездят велосипеды и самокаты, гуляют пешеходы, бегают дети. Почему бы не выделить велосипедистам полосу в другом месте — на параллельной Московской, оставив Соборную пешеходной? Такой вопрос задала депутат горсовета Наталья Горбенко. Виталий Луков ответил, что велолюбители вряд ли захотят перемещаться с привычного для них маршрута.

Участники обсуждения сошлись на том, что вопреки общепринятой практике, велодорожку на Соборной не будут маркировать ни «лежачими полицейскими», ни сплошной полосой красного цвета — все это испортит привычный нам вид любимой центральной улицы. Широкие красные линии будут только на автомобильных перекрестках, на пешеходных же участках дорожка будет обозначена неброской маркировкой. А о том, что по «чужой» полосе ходить больше нельзя, придется помнить самим гуляющим.

Там, где велодорожка пройдет мимо Соборной площади, частично запретят парковаться, и этот участок даже физически оградят, иначе машины вновь захватят привычное место для стоянки. В этом месте велодорожку решено пока закончить, хотя в первоначальном плане она идет вниз по Набережной и завершается у пешеходного моста. Не удалось договориться, в частности, по участку, вымощенному брусчаткой — городские власти не согласны ради удобства велодвижения залить ее в асфальт.

Помимо веломаршрута в туристической части города, разработаны еще два проекта для окраин — в Корабельном и Заводском районах.

Для маршрута по микрорайонам Лески и Намыв (улицы Карпенко, Крылова, Курортная с перспективой продолжения по Озерной и Лазурной) уже проведен тендер и выбран исполнитель. Сетования общественников на то, что в проект отремонтированного перекрестка Карпенко-Крылова не была заложена велоинфраструктура, услышаны — новый перекресток все же адаптируют для велодвижения. Именно через него лежит путь к красивым прогулочным маршрутам Николаева: в яхт-клуб и на 8 причал.

Первые результаты работ на Курортной должны представить до конца весны, а полная реализация проекта запланирована на июнь. Среди прочих работ, на проектируемом участке планируется удалить 67 деревьев и высадить взамен 70 новых. Проектом предусмотрена также реконструкция проблемного дома около бывшего магазина «Океан», где цокольный этаж находится в углублении. Если велодорожку «поднимут» — дождевая вода пойдет под дом. Пользуясь случаем, николаевцы пожаловались и на перегруженную конечную остановку троллейбусов на Намыве: этот «транспортный коллапс» не только велосипедистам создает проблему, но и всем местным жителям надоел. А некрасивый высокий забор, отделяющий велосипедную полосу от автомобильной, проектант согласен убрать, заменив, как в Европе, эстетичным газоном. Вопрос снова упирается в самоорганизацию и сознательность водителей: по газону — не ездить, на чужую полосу — не лезть.

Что касается велосипедного маршрута по проспекту Богоявленскому в направлении Широкой Балки, представители «Велоруха» называют его «десертом встречи» и «альфой и омегой развития велоинфраструктуры Николаева». Активисты напоминают: эту дорожку Сенкевич обещал оборудовать еще в 2017 году. Проект был разработан в 2018, экспертизу он прошел в 2019, а в 2021… безнадежно устарел. Пока утвержденный проект лежал «в столе», на участке произошли изменения: там начали строить троллейбусную линию, появился новый супермаркет «Эпицентр» и ряд АЗС.

Проект велопешеходной дорожки охватывает участок от Широкобальского моста до Жуковского кольца, включая поворот на Кульбакино. Именно этим маршрутом, как подтверждают исследования дорожного движения, велосипедисты и так пользуются активно: общественный транспорт улучшается медленно, а жителям отдаленных микрорайонов нужно ежедневно добираться на работу. Выбор у них невелик: или «болото», или «засохшее болото», или опасная загруженная автомагистраль.

Написать проект обошлось в сумму 0,5 млн грн, его актуализация обойдется еще в несколько сотен тысяч, а стоимость реализации — 32 млн грн. Такую сумму трудно выделить одновременно, поэтому скорее всего, отметили в департаменте ЖКХ, строительство веломаршрута в Корабельный район разобьют на 2-3 этапа.

Как отметил Виталий Луков, в этом году впервые город выделит на велоинфраструктуру постоянную сумму — 5% от всего дорожного бюджета. Реально необходимая сумма, по его оценке, значительно больше и составляет порядка 30 млн грн в год.

Анна Рубанская

Фото автора