Жанна Максименко-Довгич: «Николаевщина более проукраинская, чем это принято транслировать»

МАКСИМЕНКО

23 ноября в киевском кинотеатре «Лира» прошел показ документального фильма «Николаев. Хроники протеста» о событиях николаевского Евромайдана. Автор, киевская режиссер и сценаристка Жанна Максименко-Довгич рассказала «Вечерке» о зрительской реакции на ее работу и о своем впечатлении от Николаева. По ее словам, лента была впервые презентована в 2018 году на николаевском фестивале «Громадський проектор». С тех пор состоялось уже несколько успешных показов в кинотеатрах и по телевидению.

«Фильм зрители воспринимают благосклонно, переживают так, будто события на экране происходили вчера. После показов в кинотеатрах обычно многие остаются – поговорить о Николаеве, о Юге и вообще о том, что нас ждет дальше», – делится режиссер.
Нынешний кинопоказ в Киеве не стал исключением и перерос в душевную беседу зрителей с творческой группой, работавшей над фильмом. Тем более что в зале находились несколько николаевцев, в том числе – один бывший житель Николаева, а ныне – эмигрант. Благодарил: наконец увидел в деталях события в родном городе, которые вживую – пропустил.
– Жанна, какие впечатления оставил у вас город в процессе работы над фильмом? Есть ли у нас то самое «осознанное общество», которое стало активно развиваться в Украине после Майдана?
– Я, к сожалению, бываю в городе нечасто, но слежу за его жизнью, активно общаюсь с николаевцами в соцсетях. С многими из них я познакомилась в процессе съемок фильма, которые продолжались 1,5 года. Очевидно, что та часть общества, которая составила основу столичного и местного Майданов, – она и раньше занимала активную жизненную позицию. Эти люди просто продолжают свое дело: добиваются справедливости, отстаивают свои права. Я согласна с тем, что многие после тех событий что-то важное осознали, позволили пробудиться своему чувству гражданского достоинства. В стране продолжается непростой период, и мне кажется, что борьба еще долго будет продолжаться. Ведь те, кто вышел на протесты тогда, уже не будут долго наблюдать за тем, как разрушаются дорогие им принципы.
– Появился ли у Николаева шанс стать выше стереотипов о «бандитском городе»?
– Меня, как человека, не интересуют стереотипы в духе маргинальных шоу из «телеящика». Хороший, перспективный портовый город, где создается свое, уникальное городское пространство. Инициативные николаевцы не живут спокойно, ищут новые смыслы, это прекрасно. Меня удивило и тронуло то, как во время аннексии Крыма Николаев принял тысячи крымских беженцев и уходящих оттуда наших военных. В этом смысле, Николаевщина – более проукраинская, чем это принято транслировать. Призываю николаевцев думать о стратегии, работать над продвижением города. Не обязательно нужно сразу что-то глобальное, важны маленькие шаги – уютная кафешка, имиджевый мини-отель… У Николаева есть все для того, чтобы его голос «зазвучал» на всю Украину и далеко за ее пределами. Туристический потенциал здесь далеко не весь освоен! Еще есть пространство для вдохновения, переосмысления непростой истории города, создания для туристов интересной точки для посещения, а горожанам – новых доходов и рабочих мест. Пользуясь случаем, хочу поделиться впечатлением о вашем краеведческом музее «Старофлотские казармы», который я считаю одним из лучших в Украине, с современным подходом к истории региона, и в то же время – бережным отношением к декоммунизированным памяткам как части экспозиции. Все это – хороший пример для наследования.
«Мы хотели, чтобы люди увидели Николаев таким, каким его еще никто не видел. Без николаевского Майдана карта Украины могла бы быть другой», – говорит об этой работе продюсер фильма Оксана Янишевская.
События в регионах – менее известная и реже обсуждаемая сторона всеукраинского Майдана, чем трагическое противостояние в столице. А «Революция достоинства по-николаевски», как считают авторы – вообще явление уникальное: сравнительно небольшой группе людей удалось и поддержку евроинтеграции выразить, и сорвать проект «Новороссия» на украинском юге.
Анна Рубанская.