ИЛЬЯ СТАРИКОВ: непарадные размышления после юбилея «Вечерки»

17:11

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

стариков

В нынешние времена не каждая газета, подобно нашей «Вечерке», доживает до тридцатилетия. Но теперь, когда спала юбилейная необходимость говорить одни лишь комплименты, хочется серьезно побеседовать и о будущем любимого издания.

Жизнь моя складывалась так, что часто приходилось разъезжать по разным городам. Бывая в Москве, с интересом читал «Вечернюю Москву», в Киеве – «Вечерний Киев». А в Ростове-на-Дону или Одессе просматривал «Вечерний Ростов» или «Вечернюю Одессу». Такие газеты в сознании и отложили представление величия и значимости этих городов. Поэтому, как коренной николаевец, с восторгом воспринял выход первых номеров «Вечернего Николаева». Они действительно были задиристыми, поднимали темы, которые прежние газеты обходили. Такие статьи долго обговаривали инженеры предприятий, педагоги вузов, студенты и пенсионеры, с которыми мне приходилось общаться.
Сейчас такое случается редко. Почему? – не раз надоедал я вопросом главному редактору «ВН» Владимиру Пучкову, с которым у меня были теплые отношения. Он объяснял ситуацию падением интереса к печатным СМИ, конкуренцией интернета. Но почему, думалось мне, за рубежом газеты выдерживают конкуренцию, хотя по количеству страниц их газеты значительно больше наших?
Начал внимательнее присматриваться к успешным зарубежным и отечественным газетным изданиям. Проведенным анализом и хочется поделиться с «Вечеркой». Остановлюсь на главных отличиях.
1. Многие газетные издания, на мой взгляд, были избалованы многолетним финансированием за счет районных, городских и областных бюджетов. Их редакторы с большой осторожностью публиковали материалы с острой критикой в адрес местных властей и конкретных чиновников. А читатели любят «зубастые» публикации, именно они притягивают их интерес. Но такие, к сожалению, в «Вечерке» в последнее время встречаются не часто.
2. У наших газет отсутствуют постоянные рекламные разделы. Это связано с тем, что в программах вузов, готовящих журналистские кадры, не предусмотрено изучение психологических и организационных основ рекламного мастерства. Рекламные материалы сводятся чаще всего к публикации объявлений и носят случайный характер. В редакциях нет журналистов, специализирующихся на поддержании деловых контактов с конкретными предпринимателями, отслеживающими их успехи и проблемы. Да, периодически публикуются солидные имиджевые материалы о некоторых фирмах, добившихся успехов в деловой сфере. Но массовый читатель знает об этом и так. Ему гораздо интересней знать, к примеру, как газетная публикация помогает избежать разорения, или узнать информацию о конкретном опыте защиты от коррупции и рейдерства с помощью печатных изданий. Подобные материалы, к сожалению, публикуются не часто.
3. В западных изданиях есть информация о спонсорах газеты. Почему мы, читатели, знаем, кто входит в сотню самых богатых николаевцев, и ни разу не встретили списки тех, кто финансово помогает СМИ, кто и сколько внес за закончившийся квартал спонсорских средств на городские и областные печатные издания?
К примеру, в нашей области, единственной в Украине, уже девять лет издается массовым тиражом за счет спонсорских средств уникальная серия книг «Одаренные мудростью». А много ли николаевцев знают об этом? Почему такое начинание остается мало замеченным общественностью?
У нас не воспитывается городская культура благотворительности. А ведь это тоже важная забота газеты!
4. За годы, пролетевшие после получения Украиной независимости, в Николаеве выходило немало интересных журналов и газет. На моей домашней книжной полке сохраняются многие издания: «Письмена», «Горожанин», «Новый горожанин», «Новый векъ», «Деловой союз», «Регион – Юг», «Славянский альманах», «Имена», «Соборная улица», «NikLife» и другие.
Сейчас николаевские газеты можно сосчитать на пальцах. А ведь еще недавно николаевцы могли подписаться на такие местные издания, как «Губернская неделя», «Відкритий урок», «Гармония», «Скиф», «Новая николаевская газета».
И дело не только в том, что падает интерес к печатным изданиям. Эта ситуация во многом объясняется безразличием местной власти к уровню культуры и качеству образования народа. Плачевно, что в сложившейся ситуации в значительной мере виноваты и сами печатные СМИ. Почему, к примеру, осталось незамеченным ни одной газетой прекращение финансирования из областного бюджета журнала «Соборная улица», который был отмечен на Всеукраинском конкурсе как лучшее издание? Почему не освещается опыт работы журнала «Имена», умеющего выживать в нынешние сложные времена? А о том, что потребность в местной прессе, улавливающей пульс времени, сохраняется, может служить и опыт некоторых районных газет, тираж которых больше, чем у юбилярши.
5. В последнее время «Вечерка» возобновила хорошую традицию публикации «Литературной страницы», презентующей творчество читателей. Почему бы не пойти дальше и не ввести в практику проведение ежеквартальных или полугодовых литературных конкурсов с поощрительными именными премиями, посвященными памяти видных николаевских писателей, поэтов и журналистов? Спонсорами, выделяющими средства на такие мероприятия, могут стать наши вузы, готовящие кадры журналистов и педагогов, предприятия и предприниматели. А их участие в подобных деяниях должно широко освещаться в местной прессе.
6. Почему бы, не дожидаясь прекращения карантина, не провести на страницах «Вечерки» читательское обсуждение путей повышения эффективности публикаций газеты и обеспечения её успешного выживания?
Думается, читатели смогут расширить и пополнить затронутые проблемы, подсказать пути их решения. Мне, как и многим николаевцам, очень хочется гордиться нашей «Вечеркой» еще долгие годы.
Илья Стариков,
почетный доктор педагогических
наук НАПН Украины,
профессор психологии.