Татьяна Островская: В политике – как в хоре. Надо научиться звучать слаженно

15:16

Поводом для создания этой статьи послужила информация, размещенная на странице Татьяны Островской в Facebook – руководителя народного женского академического хора им. Светланы Фоминых Николаевского колледжа культуры и искусств.

В 2020 году наш известный (не только в Украине, но и в Европе) хор стал участником двух онлайн-конкурсов: VIII международного фестиваля искусств в Праге (диплом 1-й степени в номинации «Хоровые коллективы») и обладателем высшей награды – «Гран-при» на дистанционном конкурсе в Турции.

Татьяна раздумывала – выкладывать на странице эту информацию или нет. По ее мнению, дистанционный конкурсный формат для академического, высокопрофессионального хора, имеющего множество престижных премий от авторитетных европейских конкурсов, — победа малозначительная. Но решилась: сегодня в сфере искусства и так всё грустно — пусть будет хоть какой-то позитив. «Гран-при» — это всегда приятно.

В нынешнем году наш знаменитый хор планировал принять участие в двух европейских хоровых фестивалях – в Болгарии и Греции. На эти поездки и деньги бюджетные запланировала область – в кои-то веки! И вдруг – карантин. Конкурсы перенесены на 2021 год. Интересно, какова будет дальнейшая судьба этого финансирования?

— Обычно солидные европейские конкурсы, в которых мы участвуем уже много лет, дистанционный формат не жалуют. Поскольку объективно: искусство хорового пения – это уникальное «здесь и сейчас», живое звучание, — говорит Татьяна Островская. – Но дистанционное участие тоже оказалось для нас полезным. Мы воспрянули духом. Отослали на конкурс в Турцию видео, сделанное в прошлом году на XXVI фестивале камерной и симфонической музыки «Amadeus» в Херсоне, где дали сольный концерт по приглашению Херсонской областной филармонии. Я пересмотрела видеозаписи заново и очень за наш хор порадовалась – молодцы же, качественно пели! А сегодня в этой ситуации реально опускаются руки: ушли некоторые опытные хористки, выпустились студенты… кто-то уехал, кто-то нашел работу и не может посещать репетиции.

В условиях карантина большая проблема в хоровом коллективе (как, впрочем, и в других бюджетных учреждениях искусства и культуры) — это оплата труда. Фактически многие работники остались без финансовой поддержки в сложнейшей ситуации – когда страшно, когда тяжело и непонятно, как работать.
В апреле 2020 года хор имени Светланы Фоминых собирался отметить оригинальным концертом свой небольшой юбилей – 45 лет со дня рождения. К нему добавился еще один юбилей – 10 лет хором руководит Татьяна Островская, ценой больших усилий сохраняя этот уникальный коллектив. Теперь празднование перенесено на неопределенный срок.

— Я подобрала для концерта новую интересную музыку, задумала красивую программу. В ней — очень разные произведения с глубоким философским смыслом, используются неожиданные средства музыкальной выразительности, необычные краски и эффекты, — рассказала Татьяна Островская. – Сегодня мы проводим репетиции дистанционно. И это очень тяжело.

Нам, читателям, конечно, любопытно, как происходят репетиции. Так вот: для руководителя хора – это колоссальный труд. Несколько опытных хористок приходят и поют в аудитории колледжа. Они спеваются, отрабатывают гармонию, интонацию… Студенты же, находящиеся «на удалёнке», работают онлайн: слушают фактуру звучания, вливаются в хор и стараются подстраиваться интонационно, ритмически, тембрально. Этот процесс очень неудобный – трудно отслеживать, кто какую партию поет дистанционно, корректировать звучание. В музыкальном формате проводить групповые занятия онлайн трудно еще и потому, что происходит звуковая задержка, звуковые искажения. Хорошо, если студенты – городские, а в области бывают очень большие проблемы с интернетом.

— Потом освоение музыкального материала в партии нужно будет с каждым исполнителем отрабатывать дополнительно, индивидуально. Но и это не всё: даже если мы индивидуально проработаем каждую партию и вокалист выучит ее идеально, в хоре она не будет звучать так, как необходимо в живом исполнении. Там включаются другие механизмы: надо поддерживать зональный строй, подстраиваться интонационно к общей фактуре, выстраивать динамический, дикционный, метро- ритмический ансамбль и так далее… — поясняет Татьяна. — Остается надеяться, что в 2021 году всё вернется на круги своя… На живые конкурсы надо ездить обязательно – там каждый раз открываем для себя новый культурный пласт, расширяем кругозор, получаем новые впечатления и знания, приобретаем бесценный творческий опыт, осознание своей миссии и призвания в мировом музыкальном хоровом искусстве. Музыка разных стран и культур взывает к разным струнам души – это другая философия и мировоззрение, новые гармонии, иное осмысление.
Вот почему на дистанционном конкурсе в Турции Татьяна Островская решила войти в состав в жюри и увидеть множество других коллективов из разных стран. Многие оказались очень достойными – а всех участников было около ста!

Наша беседа с Татьяной Островской заканчивается на неожиданной ноте – от хора мы переходим… к выборам.

— В Николаеве есть представители разных партий, которые мне импонируют. Знаю – они хотят сделать наш город лучше. Весь вопрос в том, как будут работать избранные нами горожане. А должно быть — как у нас в хоре: у нас ведь тоже «многопартийная система», каждая хоровая партия — с абсолютно разной спецификой, идеологической функцией, совершенно разными целями и задачами. У одних мелодия, у других бас – основа, у третьих — подголосок, у четвертых — гармония. Одной партии нужно выделиться в определенный момент, а кому-то — спеть потише, и наоборот. Вариантов — бесчисленное количество. Но когда это все настроено и нацелено на общий результат – получается красиво, получается искусство, творчество, яркое музыкальное полотно. Хотелось бы, чтобы наши политические партии научились работать совместно, чисто и слаженно, как партии хоровые. Когда работа ведется во имя общей созидательной творческой цели – получается «Гран-при». И пусть всё у нас будет — ХОР!

Наталья Христова.
На фото: В 2019 году хор получили почетный знак «Зiрка культури».