Опытный образец военного самолета рухнул в 1,5 км от полосы рядом с большим Никольским прудом.
Ранее новейший военно-транспортный самолет прибыл в подмосковный Жуковский, чтобы участвовать в форуме «Армия-2021». Официально первый полет намечен на март 2022 года. Известно, что на борту было три человека. По предварительным данным, члены экипажа не выжили.
Самолет должен был участвовать в форуме «Армия-2021». По предварительной версии, произошло возгорание правого двигателя. Авария произошла во время тренировочного полета, сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
– При заходе на посадку в районе аэродрома Кубинка в лесополосе произошла авария легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Подробности происшествия уточняются, – заявили в ОАК.
Позже они подтвердили, что трое членов экипажа погибли.
По предварительной версии, катастрофе предшествовало возгорание правого двигателя, говорится в еще одном сообщении ОАК. Ранее об этой версии рассказали СМИ.
– Так как самолет заходил на посадку и имел малую высоту и низкую скорость, отказ двигателя привел к сваливанию воздушного судна и его падению с последующим разрушением от удара об землю и пожаром, – рассказал источник.
Экипаж докладывал о пожаре в правом двигателе перед заходом на посадку.
– После того как в правом двигателе начался пожар, экипаж попытался отключить его и совершить маневр захода на посадку по стандартной схеме с разворотом вправо. Для этого на правый борт был дан крен. Однако крен по какой-то причине оказался избыточным, а машина потеряла управление, – пояснил источник Интерфакса.
По его словам, самолет «свалился в штопор» и на большой скорости вошел носом в землю. «Пространства для маневра и выравнивания не хватило», – добавил он. В соцсетях доступны видео очевидцев, на которых видно, что двигатель Ил-112В перед падением был охвачен огнем.
На борту Ил-112В было три человека – два летчика-испытателя 1-го класса и бортинженер-испытатель. В ОАК сообщили, что командиром экипажа был Герой России Николай Куимов.
– По информации с места крушения самолета Ил-112, выживших нет, – заявили позже в корпорации.
«Испытывали при избыточных нагрузках»
– Машина экспериментальная, опытная, ее испытывали при избыточных нагрузках. Версия отказа техники в числе приоритетных, – рассказал источник Интерфакса. Кроме того, по его словам, рассматривается и версия ошибки экипажа. – Самолет разбился при заходе на посадку, не долетев 1,5 км до ВПП, – уточнил источник. После падения Ил-112В взорвался и полностью разрушен, сообщили в экстренных службах.
Представитель российской госкорпорации «Ростех» – в нее входит ОАК – сказал Интерфаксу, что причины крушения неясны, «Ростех» создает комиссию для расследования: «Был рутинный тренировочный полет. Другой информации пока нет».
Первый, разработанный в России «с нуля»
Ил-112В – первый военно-транспортный самолет, разработанный в России «с нуля» после распада Советского союза. Он должен был заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26.
Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 тонн легких образцов вооружения, военной техники, грузов и личного состава. В июле вице-премьер Юрий Борисов говорил, что проблемы с созданием Ил-112В постепенно удается решать. Самолет оказался тяжелей, чем требовало техническое задание, выданное министерством обороны России, рассказывала Би-би-си.
– Три года последние бьемся с Ил-112. Ситуация сдвигается в лучшую сторону. Машина, в принципе, получается неплохой, – говорил Борисов.
Этот самолет, призванный заменить легкие армейские транспортники Ан-26, разрабатывали с начала 2000-х годов, но в 2010-м российское министерство обороны предпочло закупить украинские транспортники Ан-140. После оккупации Крыма в 2014 году и резкого ухудшения отношений Москвы с Киевом проект Ил-112В возобновили. Первый полет Ил-112В состоялся 30 марта 2019 года. К тому моменту уже проявился главный недостаток самолета – он оказался более тяжелым, чем требовалось в техническом задании.
Борьба с лишним весом была одной из главных задач авиационного комплекса им. Ильюшина, с которой пытались бороться после первого полета. В марте 2021 года в Воронеже возобновились испытательные полеты самолета.
– Были доработаны все системы самолета и проведена работа по снижению веса воздушного судна, что позволило передать самолет на этап предварительных испытаний, проводимых совместно с министерством обороны, – заявил тогда управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.
Второй проблемой Ил-112В были двигатели ТВ7-117СТ разработки компании «Климов». В этих новых моторах в ходе испытаний были замечены неполадки.
О них в июле 2021 года рассказал на странице Aviation Explorer генеральный конструктор «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев. По его словам, «в процессе первых полетов фиксировался перегрев масла в системе теплообменника новой конструкции», и «случалось, в ходе испытаний пилотам даже приходилось отключать силовую установку». По его словам, проблемы с силовыми установками были решены, и во втором и третьем полете двигатели отработали успешно.
Кроме того, в одном из интервью главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов рассказал, что в декабре 2018 года во время наземного запуска двигателей произошел отказ одного из них.
– Мотористы сказали, что ничего страшного, виной всему автоматика двигателя, которая на сегодняшний день еще не доведена до совершенства. Также была заменена разрушившаяся втулка винта – вместо алюминиевой разработчик воздушного винта «Аэросила» произвела стальную, – говорил конструктор.