Отдых в Турции в условиях пандемии: все будет, но дороже

Турецкий туризм хотят вернуть «в тонус», но привычного «all inclusive» точно не будет

Отдых в Турции, Турция, отдых, туризм, путешествия, новости, карантин, коронавирус, Украина
Каким будет отдых в Турции в 2020 году? Турция провела неделю туризма — в этом году все ее мероприятия проходили виртуально. До пандемии эти семь дней были наполнены разнообразными событиями для привлечения компаний и приглашения в страны как можно большего числа туристов. В этом году их ожидали не менее 60 миллионов, с надеждой побить очередной рекорд посещаемости, как происходит уже несколько лет подряд. В прошлом году отдых в Турции выбрали более 1,5 млн украинцев. В этом году то, будут ли доступны украинским гражданам турецкие курорты и когда, прежде всего зависит от ситуации с коронавирусом в обеих странах, пишет «Укрінформ».
Фото: AA

УПАДОК ТУРИЗМА – МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

По итогам прошлого года по популярности среди иностранных туристов в мировом масштабе места распределились следующим образом: Франция (90,2 млн), Испания (83,8 млн), США (78,8), Китай (67,5), Италия (64,6). Турция вошла в топ-10 – на 6-м месте с показателем 52,5 млн. Пандемия умножила эту статистику почти на ноль. Заполняемость отелей Европы в марте этого года упала до 26,3%, достигнув минимума со времен Второй мировой войны. Уровень заполняемости отелей в турецкой туристической «мекке» – Анталии в марте 2020 года сократился почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 29%.

Туристический сезон в Турции, который традиционно начинали в середине марта, перенесли на конец мая. Но рук не сложили – проводят постоянные консультации, разрабатывают возможные сценарии развития, поддерживают контакты с туроператорами, перевозчиками и т.д.

Одна из последних идей относительно возвращения рынка и защиты потребителя – сертификация в соответствии с новыми условиями и ее международное признание. В Турции отели, рестораны, транспортные средства, музеи и достопримечательности, аэропорты, магазины обязывают получать специальные сертификаты, которыми подтверждают готовность к приему туристов. Среди главных требований: дезинфекция и санитарная обработка, обеспечение средствами индивидуальной защиты и возможностей дистанцирования, установка тепловых камер и систематические проверки состояния здоровья персонала и туристов. Все отели должны иметь риск-менеджеров, которые пройдут подготовку для действий в условиях вспышек, а также больший штат врачей. Для оперативного реагирования при выявлении случаев инфицирования коронавирусом создают специальную карту медучреждений с реанимационными отделениями и аппаратами ИВЛ, которые будут принимать туристов.

Отдельное внимание – транспортная составляющая. Туристические рейсы будут принимать не все аэропорты. Речь идет также об отводе для туристов отдельных терминалов, временных ограничений относительно приема самолетов, максимальном переводе в онлайн процессов регистрации на рейсы и тому подобное. Рассадка в автобусах – один человек на два места.

Также рассматривается вопрос введения требования о въезде в страну туристов с обязательным оформлением медицинских паспортов и требований к этому документу.

Фото: AA

ALL INCLISIVE ОСТАНЕТСЯ, НО ОБНОВИТСЯ

Традиционно Анталия – самый привлекательный регион для отдыха туристов из Украины. Здесь наибольшее количество крупных отелей, которые работают в формате all inclusive. Эту систему в самой Турции критикуют уже несколько лет подряд, поскольку комплексное предоставление услуг существенно уменьшает величину среднего чека. Грубо говоря, турист не должен выходить за пределы отеля и тратиться на что-то большее, чем предусмотрено в рамках уже оплаченного тура. А вот для украинского туриста такой подход – среди преимуществ.

Отказываться от all inclusive в Турции не собираются, но из-за массовости системы ее ждут существенные трансформации. Прежде всего относительно соблюдения дистанцирования, новых санитарно-гигиенических требований, медицинского обеспечения. Поэтому all inclusive в привычном нам понимании уходит в прошлое. «Шведские столы» планируют заменить питанием по меню, известным как a la carte и готовыми продуктовыми наборами, в частности на завтрак. Больше не будет очередей за едой и напитками, поскольку как питание, так и система развлечений будет иметь более организованный и регламентированный характер. Стоит также забыть, по крайней мере временно, о массовых купаниях и развлечениях в бассейнах, пользовании аквапарками, плотном заполнении пляжей лежаками. В планах не только дезинфекция номеров, но и введение требования относительно того, что номера обязательно должны оставаться пустыми в течение суток между выездами и заездами жильцов.

Введение всех этих изменений требует большего количества персонала и меньшего количества туристов, соответственно, подорожает предоставление услуг. Пунктом значительной экономии станет изменение системы питания и, как следствие, уменьшение количества пищевых отходов. По предварительным подсчетам, это 30-35 млн долларов в год.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЧНЕТСЯ С ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

23 апреля, с заходом солнца, мусульмане начали месяц Рамадан, который закончится 23 мая. Чтобы граждане Турции могли провести эти дни с родными, уже пообещали вернуть в страну 25 тысяч турок из почти 60 стран мира. Ориентировочно до конца мая они успеют пройти 14-дневный карантин и также отправиться на традиционный отдых. Окончание месяца Рамадан имеет несколько официальных выходных, которые большинство турецких граждан предпочитают проводить вне дома. В туристической отрасли и в этом году готовятся к такому сценарию. Это станет проверкой эффективности нововведений и шагом к началу международного туристического сезона.

Так, по оптимистическому сценарию, туристический сезон в Турции будут открывать с конца мая для турок и с июня – для иностранцев. Это с оговоркой – в случае взятия под контроль и спада количества инфицированных в середине – третьей декаде мая. Прогнозируют, что процесс постепенного восстановления туризма будет происходить по меньшей мере следующие 45-60 дней. Только тогда можно будет подвести первые серьезные итоги.

На фоне пандемии эксперты туристического рынка прогнозируют в ближайшие годы «золотую эру» как раз не для all inclusive, а для бутик-отелей, которые позволяют сводить до минимума контакты между постояльцами и благодаря небольшому количеству людей – лучше контролировать ситуацию в случае выявления заражений.

Велик шанс того, что в топе окажутся и бывшие аутсайдеры рейтингов, – непопулярные среди массового потребителя, например, маршруты зеленого туризма, кемпинги и тому подобное. Турция в этом ключе проявляла незаурядную гибкость и до пандемии – здесь можно найти отдых на любой вкус и кошелек. Но вряд ли «зеленые» туристы смогут спасти отрасль, которая по масштабам и охвату насчитывала туристов десятками миллионов, а доходы – десятками миллиардов.

Фото: AA

ПЕРВЫЕ «ЛАСТОЧКИ» ПРИЛЕТЯТ С ВОСТОКА

Процесс восстановления авиасообщения, ознакомления с новыми нормами и требованиями на уровне туроператоров продолжается, но все конкретные договоренности будут осуществляться на уровне правительств и профильных министерств. В Турции склоняются к тому, что первыми гостями станут туристы из тех стран, где пандемия уже пройдена, а массовые карантинные меры ослаблены или отменены полностью. Ими могут стать страны Азии, позже – некоторые страны Западной Европы, в частности Германия и Австрия. Только потом – страны Центральной и Северной Европы. Пока не идет речь о возвращении туристов из Ирана, среди которых отдых в Турции пользуется популярностью.

Неизвестной остается перспектива восстановления туристического потока из Великобритании и РФ, которые также в топе по количеству туристов, из-за сложной ситуации с коронавирусом в этих странах.

Тем не менее, в Великобритании уже начали вести расчет объемов авиационного сообщения по отдельным маршрутам. Например, британский лоукост Jet2 ведет речь о летних маршрутах по 60 направлениям. В частности, в Турцию – 1,7 млн мест (850 тысяч туристов с учетом дистанцирования). Но на уровне государства министр транспорта предостерег граждан от планирования отпусков, пока остаются в силе карантинные меры. Подобное предупреждение получили и немцы от министра иностранных дел.

Новости о российских туристах для Турции тоже не особо утешительные – часть туроператоров оказалась на грани банкротства и дальнейшее существование отрасли решат время окончания пандемии, курс валют и покупательная способность населения на тот момент.

Украинские туроператоры уже выложили для бронирования путевки в турецкие отели на июнь, с оговоркой о возможных переносах и отсрочке. Предварительный обзор цен дает возможность сделать вывод о незначительном их снижении. В основном туристов завлекают не скидками, а дополнительными услугами.

Фото: AA

ПАДЕНИЕ ЦЕН БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СПРОС, НО ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДЕЛА

Что касается ценообразования в целом, то оно зависит от многих факторов, совокупное действие которых сегодня прогнозировать непросто. Меньшие отели и сети более гибкие в этом плане, а вот отдельные владельцы крупных и известных брендовых гостиничных сетей идти на риск отказываются – вообще склоняются к целесообразности полной или частичной консервации своих отелей до следующего сезона. Некоторые уже так и сделали.

Логично, что обеспечение дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий (как в отелях, так и на транспорте), увеличение количества персонала при уменьшении количества туристов, пусть даже с более рациональным питанием, вряд ли дадут возможность для значительного демпинга цен и удешевления туров. С началом сезона на этот показатель будет влиять и спрос среди туристов, чем ниже – тем ниже цена, но и здесь до определенного предела.

В Турции, несмотря на весь негатив, не теряют оптимизма организовать для туристов из отдельных стран летний отдых и вернуть туристическую сферу «в тонус» до конца года, обеспечив стабильное восстановление. В этом ключе безопасность и здоровье стоят на первом месте и рисковать ими, подрывая годами завоеванный авторитет, никто не собирается. Поэтому Турция вряд ли начнет переговоры об открытии границы и восстановлении сообщения с той страной, которая не преодолела пик роста уровня инфицирования или неэффективно противодействует пандемии, не может обеспечить на достаточном уровне диагностику и лечение.

Еще в начале карантина, отвечая на популярный в соцсетях вопрос: «Куда вы поедете сразу после карантина», многие отвечали – на море, причем украинцы часто называли конкретные турецкие курорты. В прошлом году количество соотечественников, посетивших Турцию, выросло на 12% – с 1 млн 380 тысяч до 1 млн 560. В этом году ожидали рост примерно на том же уровне. Коронавирус оказался «смертельным» для этих прогнозов.

ОПТИМИЗМ, РЕКЛАМА И УПОРНЫЙ ТРУД

По оценке председателя Ассоциации туристических агентств Турции, нынешняя ситуация – худшая из тех, которые переживала турецкая индустрия туризма, но и она не является такой, которую нельзя преодолеть. Путь ее преодоления в ассоциации видят в совместных действиях и солидарности, принятии правильных шагов и эффективном их воплощении как на уровне отдельных компаний, бизнеса, так и на уровне государства.

Чтобы привлечь туристов и разъяснить новые стандарты, страна запустила обновленную рекламную кампанию в интернете и на телевидении. Турция – это уже давно известный мировой туристический бренд, поэтому целью новой кампании является придание имиджа безопасного отдыха в современных послепандемических условиях. Одним из шагов стало создание концепции «Togethertoday» («Вместе сегодня» –ред.), что несет месседж «Турция всегда рядом с вами». Также внимание акцентируется на турецкой кухне. Из нового – это демонстрация мест для энергетических практик, медитации, которые стали более популярными в период карантина.

30-минутный видеоролик Turkish Therapy – как раз об этом. Он демонстрирует природные красоты страны под релаксирующую музыку турецкого композитора Мерджан Деде. Здесь и медитация, и виртуальное путешествие и, как следствие, планы повторить вояж в реальной жизни, после открытия границ. Турция готовится и ждет своих гостей.

Напомним, ранее министерство иностранных дел заявило, что Украина не будет предоставлять чартерные рейсы для тог, чтобы «заробитчане» вернулись на работу.