Оперетта «Цыганский барон» — бенефис Олега Игнатьева, главного режиссёра украинского театра

Оперетта занимает почётное место в репертуаре Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии. И потому николаевские зрители с нетерпением ждали возвращения полюбившейся оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» на театральную сцену. И вот цыганско-венгерские мотивы вновь зазвучали из глубины оркестровой ямы, но по особому поводу: премьера стала одновременно и бенефисом главного режиссёра, заслуженного деятеля искусств Украины Олега Игнатьева, который 21 мая отпраздновал своё 70-летие. Олег Григорьевич далеко не в первый раз сочетает в себе должности режиссёра-постановщика и исполнителя главной роли, но для бенефицианта это уникальный случай. Премьера оперетты состоялась 25 мая.

– Я решил, что «Цыганский барон» будет бенефисом Олега Григорьевича. Тем более что он и режиссёр-постановщик, и играет главную роль Зупана, – рассказывает директор-художественный руководитель театра Николай Берсон. – В постановке занят абсолютно весь коллектив. Это тоже своеобразно. Ведь для них Олег Григорьевич не только режиссёр-постановщик, но и режиссёр-педагог.
Изначально Иоганн Штраус задумывал «Цыганского барона» как лирическую оперу. Вероятно, поэтому оперетта, оказавшись на перекрёстке двух жанров, отличается более серьёзным сюжетом, сложными партиями и раскрывает нехарактерные для оперетты темы свободолюбия и национальной гордости.
В венгерское село в поисках полуразрушенного замка своего отца возвращается барон Сандор Баринкай (з.а. Украины Александр Щесняк) со своим верным слугой, плутом и хитрецом Стефаном (Павел Чирва). Однако все уверены, что сын барона скончался на дуэли, поэтому не верят Баринкаю и не признают его титула. Частью владений барона завладел богатый торговец, владелец свинофермы Коломан Зупан, чью роль исполнил Олег Игнатьев. Появление бенефицианта на сцене было отмечено радостными аплодисментами. Зрители мгновенно полюбили его харизматичный, остроумный и необыкновенно комедийный персонаж. А когда он комическим басом запел знаменитые куплеты «Я собой хорош, пополнел, ну и что ж, по годам ещё молодой!» зрительный зал, со слезами от смеха на глазах, не удержался и стал прихлопывать музыке в такт.
Выразительным вышел и образ взрослой цыганки, предсказательницы Чипры (з.а. Украины Ирина Бубенко), пророчащей судьбу главным героям. Она же и предсказывает Сандору, что тот найдёт клад после женитьбы на любимой девушке. Этой девушкой оказывается дочь Чипры, Саффи (Нина Качур). Страстный чардаш в её исполнении покорил барона Баринкая. Саффи рассказывает своему возлюблённому про сон, в котором часто видит отца, которого никогда не знала. Саффи и Сандор решают жениться по цыганскому обычаю. Глубокий тенор Сандора, бархатное меццо-спорано Чипры и переливчатое сопрано Саффи сливаются в удивительное полифоничное трио в музыкальном номере «Я день и ночь стереть не прочь». Однако по закону, женившись на цыганке, барон теряет свой титул. Цыганский табор приветствует Баринкая и выбирает его своим предводителем, решая помочь ему вернуть законное владение. Так, во время одного яркого хореографического дивертисмента Баринкай становится «цыганским бароном».
В это время Зупан решает выдать свою дочь Арсену (Александра Студзинская) за старого, шепелявого и комичного судью Карнеро, председателя комиссии нравственности (Александр Маглёванный). Арсена же влюблена в робкого, заикающегося работника свинофермы Оттокара (Иван Гобокан). Юные возлюбленные ищут помощи у «цыганского барона» Сандора и они вместе придумывают игривый план, как разыграть двух «блюстителей нравственности» и расстроить свадьбу по расчёту.
Любимицей публики по праву стала Мирабелла (Татьяна Винник), колоритная домоуправительница Зупана, которая влюбляется в Стефана, слугу барона. Лирико-романтичный дуэт Сандора и Саффи, восторженные Арсена и Оттокар, комедийно-ироничные Мирабелла и Стефан – все три пары возлюбленных в оперетте отличаются друг от друга, но вместе создают праздничное многоголосье любви на сцене.
На свиноферму приезжает граф Омонай (з.а. Украины Андрей Дерик), которого в постановке решили сделать губернатором венгерских земель. Зупана постигает сразу несколько разочарований: вначале граф оказывается дядей его ненавистного врага, Баринкая, а затем граф привозит судье Карнеро печальную весть об отставке, лишая его статуса желанного жениха. Чипра узнает графа и, в охватившем её волнении, поёт арию, которую зрители слушают, затаив дыхание. Несмотря на несколько наивную для современного зрителя кульминацию сюжета, зал удивлённо замер, узнав, что Саффи – дочь графа Омоная, украденная в младенчестве цыганами. Финальный музыкальный номер, исполняемый хором всех исполнителей, объединяет в себе ритмы жизнерадостной польки, гордого марша и неугомонного чардаша. Изумительная музыка Штрауса в исполнении оркестра под руководством чуткого дирижёра-постановщика Виктора Уреса лилась по залу и уводила за собой.
Цыганские мотивы тонким пунктиром прошли сквозь всю постановку, добавляя необходимого колорита, но не отвлекая внимания от основного сюжета. Интересным сценическим решением стало размещение ниспадающих из-за кулис крупных цыганских платков. Нельзя не отметить и сценический дебют в роли цыганчонка маленького Данилы Студзинского, которому посчастливилось начать свою театральную карьеру на одной сцене с родителями.
– Дорогой Олег Григорьевич, театр, в котором вы имеете честь служить, это созвездие талантов, и ваша звезда в этом созвездии на особом почётном месте! – поздравил бенефицианта начальник управления по вопросам культуры и охраны культурного наследия Николаевского горсовета Юрий Любаров, вручив ему почётный знак «Звезда культуры Николаева».
Заместитель начальника управления культуры, национальностей и религий Николаевской ОГА Виталий Бойченко, в свою очередь, наградил Олега Игнатьева орденом «Святой Николай Чудотворец» III степени, а председатель областного комитета профсоюза работников культуры Любовь Назарова вручила режиссёру Почётную грамоту. Также, искренне поздравив бенефицианта, Николай Берсон вручил Олегу Григорьевичу медаль «Трудовая слава» Международной академии рейтинговых технологий и социологии «Золотая фортуна».
– Всего этого бы не было, если бы когда-то мне не повезло выучиться, вернуться в родной город, прийти на работу в этот театр, никогда его не оставлять и в тяжёлые, и в славные времена. Если бы не такой славный коллектив и не такие чудесные, талантливые зрители, как вы, дорогие николаевцы, – поблагодарил всех присутствующих Олег Игнатьев, которого ещё долго одаривали овациями, цветами и счастливыми, благодарными улыбками.
Елизавета Безушко.
Фото пресс-службы театра.