Наши особенные дети

14:30

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Для начала – немного истории и теории. Понятие «инклюзивное образование» не так давно вошло в нашу действительность. Суть его в том, что дети с особенными психофизиологическими потребностями (но с сохраненным интеллектом) могут и должны учиться в обычной общеобразовательной школе, в обычном классе. Они не такие, как все. Есть среди них живущие в своем мире аутики. Есть детки с ДЦП или нарушениями двигательных функций, прикованные к коляскам, есть — с недостатками слуха, зрения, речи. Есть и с задержкой психического развития (не путайте с интеллектуальными нарушениями!): если с таким ребенком проводить занятия по коррекции с раннего возраста, его психика с годами приходит в норму.

Мировое сообщество озаботилось проблемой интегрирования людей с особенными потребностями в общество еще в 1970-х годах. А в 1994-м под эгидой ЮНЕСКО состоялась первая всемирная конференция, посвященная проблеме образования особенных людей, на которой ввели в практику термин «инклюзия» (англ. Inclusion – включение). В принятую на конференции декларацию были вписаны главные принципы инклюзии: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений»; «Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным»; «Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений»; «Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников» и т.д.
Многие задаются вопросом: почему количество детей с особенными потребностями растет? К примеру, американские ученые в 2020 году опубликовали такую статистику: расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребенка, а ведь еще недавно они диагностировались у каждого 88-го. Одна из основных причин — наука шагнула вперед, появились новые подходы и критерии ранней диагностики.
***
В 2017 году в Закон Украины «Про освіту» была включена статья №20 об инклюзивном обучении. Проблема инклюзии приобретает особое звучание в связи с внедрением реформы «Новая украинская школа». Задача не из легких — для ученика с особыми потребностями нужно сделать максимально комфортным и эффективным обучение в среде обычных сверстников. О том, как в Николаеве решаются проблемы инклюзивного образования, мы беседуем с главным специалистом отдела защиты прав детей управления образования Николаевского горсовета Натальей Кругляк.
— В Николаеве, по данным на 1 сентября 2021-22 учебного года, 46 общеобразовательных школ работают с детьми, нуждающимися в инклюзивном обучении. В 226 классах за парты садятся 336 особенных учеников – в среднем 1-3 человека в классе. Сравните: всего пять лет назад школ с инклюзивным обучением в городе было 15, и обучались в них в общей сложности… 16 человек, — рассказала Наталья Кругляк.
Для особенных ребят разрабатываются индивидуальные программы развития, над этим работает целая команда учителей, медиков, коррекционных педагогов, подбирающая оптимальный режим обучения. Проводятся коррекционно-развивающие занятия со специалистами: практическими психологами, реабилитологами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами. В помощь учителю для работы с инклюзивными школьниками в классах предусматривается штатная единица ассистента учителя, который сопровождает ребенка и на уроке, и во внеурочное время в стенах школы. В Николаевском институте последипломного педагогического образования разработана целая программа по подготовке таких специалистов — чтобы эффективно работать с особенными детьми, ассистенты проходят специальный курс обучения.
Есть и другие варианты школьной инклюзии: в рамках обычной школы может быть создан отдельный класс, состоящий из 6-8 особенных детей. Они учатся по своим программам, но на переменах, в столовой, на школьных праздниках интегрируются в обычную школьную среду, общаются с обычными детьми. Польза – обоюдная. Особенные дети перенимают модель поведения одноклассников, учатся быть в команде, осознают себя полноправными членами сообщества. Обычные сверстники тоже учатся — быть толерантными к ребятам, которые отличаются от других, терпимыми друг к другу, приучаются оказывать помощь ближнему.
Сегодня в пяти школах открыты специальные классы для детей с задержкой психического развития. Опыт показывает: в итоге продуктивной работы педагогов, родителей и самих детей проблема ребенка спустя несколько лет успешно решается, и он готов полностью влиться в социум.
***
В Николаеве действуют четыре инклюзивно-ресурсных центра, куда родители особенных детей подают документы для проведения комплексного изучения потребностей ребенка. После обследования специалисты решают, какую программу коррекции необходимо избрать.
Центр дает направление в школу, которая оформляет субвенцию из госбюджета для оплаты инклюзивного образования каждого школьника с особенными потребностями — ему могут понадобиться определенные условия: пандусы, специальная мебель, специально обустроенные туалеты. Благодаря субвенции, в школах с инклюзивными классами создаются ресурсные комнаты, насыщенные специальным оборудованием: приобретаются устройства для усиления слуха слабослышащих детей, оборудование для учеников с нарушениями зрения, для нуждающихся в коррекции речевых проблем и др.
Государство сознательно идет на эти затраты, потому что нельзя экономить на детях. Это НАШИ дети!
В Николаеве есть ряд школ, которые уже не один год успешно ведут работу по инклюзивному обучению и приобрели значительный опыт: №№1, 7, 19, 25, 26, 36, 47, Академия детского творчества.
***
Инновационная авторская школа Анны Матвеевой «Академия детского творчества» была первой, кто официально стал заниматься в Николаеве проблемами инклюзии еще в 2014 году. Начинали невероятно сложно, в стране тогда не было достаточной нормативной базы. Команда николаевцев поехала за опытом во Львов – львовяне были готовы поделиться своими наработками, ибо там с 90-х годов внедрялось инклюзивное обучение при поддержке различных служб и городских властей.
Сегодня в школе «Академия детского творчества» — 8 инклюзивных классов, 13 детей охвачены инклюзивной формой обучения. С ними работает команда педагогов, специалистов, в том числе 8 ассистентов учителя. Полностью расписан механизм работы с каждым из учеников. Школа получает субвенцию Кабмина на особенных детей. Это дает возможность привлекать к работе реабилитологов, психологов и других специалистов.
— Сегодня в школе накоплен богатый опыт по вопросам инклюзивного образования. Мы имеем возможность уже на протяжении шести лет наблюдать, как преображаются особенные дети благодаря командной работе педагогов и специалистов. Ценно то, что у нас в Академии детского творчества есть еще один важный дополнительный фактор: особенные дети раскрывают творческие способности, получая уроки рисунка, декоративно-прикладного мастерства, музыкального и театрального искусства, хореографии, — рассказала заместитель директора по воспитательной работе Светлана Вербицкая.
Большинство особенных детей – такие же одаренные, как обычные дети. Однако когда они только приходят в школьный незнакомый коллектив, стесняясь своей «особенности», многие из них замкнуты, агрессивны, не уверены в себе. В «академии» с ними происходят настоящие чудеса — их преображает арт-терапия. Благодаря достижениям в разных видах искусства, творчества, ребята обретают веру в себя и доказывают, что могут быть в числе лучших. Это становится большой победой подростков и всей сопровождающей их взрослой команды.
Поскольку школа «Академия детского творчества» сегодня составляет единый образовательный комплекс с муниципальным академическим колледжем – особенные дети имеют возможность продолжить обучение в колледже по специальности «декоративно-прикладное искусство» и получить квалификацию младшего специалиста.
***
В 2016 году директор авторского комплекса Анна Матвеева и ее креативная команда при поддержке депутатского корпуса задумали построить в школьном дворе «Містечко майстрів» — несколько павильонов, где юные таланты занимались бы творчеством по разным направлениям декоративно-прикладного искусства. И в обязательном порядке в каждом таком павильоне планировалось создать условия для детей с особенными потребностями.
Увы, активно начавшаяся стройка, которую можно было закончить в течение года, превратилась в долгострой. Порой работы приостанавливались, а в иные годы и вовсе замораживались.
На календаре – 2021-й, стройка снова возобновилась, уже идут отделочные работы. Будем надеяться, что в ближайшее время юные «академики» и особенные дети получат наконец «городок мастеров», где смогут развить творческие способности и, возможно, найдут будущую профессию. Ведь все дети талантливы от природы. Надо только помочь им раскрыть эти таланты.
Наталья Христова.