“Культурный Николаев ведет себя как морской конек…” На “8 Причале” презентовали результаты социсследования

8:01

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

"Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев

В Николаеве в пространстве “8 Причал” в пятницу, 8 октября, прошла презентация результатов социологического исследования “Николаев: культурный контекст”, посвященного культурным интересам николаевцев и состоянию сферы культуры в городе. Авторы исследования пришли к выводу: Николаев, который много лет имел славу “бандитского”, индустриального города, может смело присваивать себе новые эпитеты. Событий в городе много и на разный вкус, уровень – высокий. А интерес горожан к культуре есть куда повышать, на то и существуют современные методы “раскрутки”.

Как сообщает корреспондент “ВН”, презентация прошла в рамках фестиваля актуального искусства CHANGE. Резюме о состоянии дел в культурной сфере Николаева представили социологи проекта Динара Лактионова и Дарья Выставкина.

“Незрелость, непостоянство и большие перспективы для развития – вот главные характеристики современного Николаева как культурного города. По свидетельствам респондентов, Николаев похож на подростка, у которого много амбиций и максимализма. У нас много идей, есть какие-то всплески, что-то  реализуется, что-то угасает, где-то мы психуем и выбрасываем. Другая респондентка сравнила культурный сектор Николаева с морским коньком: он “то делает резкие движения, то медленно, то зависает на месте”, говорят социологи.

Задачей исследования не было сравнить Николаев с другими городами и странами, отмечают авторы. В то же время, как выявил опрос, те собеседники, которые вернулись в Николаев после проживания в Европе или в Китае, были приятно удивлены развитой сферой культуры в городе. Одним из вопросов к фокус-группе был вопрос, что изменилось в Николаеве за последних 5 лет. Люди, которые вернулись в город после долгого отсутствия, отметили, что в сфере культуры и искусств происходит достаточно много событий, наблюдаются положительные изменения. Это связано, прежде всего, с глобализацией. Люди много времени проводят в соцсетях и имеют возможность видеть, как реализуются культурные инициативы в мире, затем пытаются взять пример и перенести его в свой город, донести до потребителя.

“На самом деле, в Украине легко доступна культура высокого уровня. В провинции – концерт в филармонии, в нормальном отапливаемом зале!.. В немецкой провинции, во-первых, таких залов просто нет, во-вторых, концерт будут играть менее профессиональные артисты. Хорошо, если это будут студенты местного музучилища, которые так себе играют. Уровень наших – это несравнимый уровень”, – цитируют авторы исследования одну из респонденток.

При подготовке социологического исследования авторы, среди прочего, углубились в историю николаевской культуры и выделили в ней три этапа. На первом, “основательском” этапе, культурные мероприятия были привилегией узкой элиты, на втором этапе, советском, наоборот, на государственном уровне бытовал лозунг “Культуру – в массы”. Современный период, отмечают исследователи, характеризуется упадком государственной поддержки культуры и необходимостью превращать ее в бизнес.

“Конкуренция помогает развиваться культурной индустрии. Сейчас закладывается другая база. Мы у истоков нового интересного тренда. Мы видим более успешные и менее успешные культурные инициативы, мы можем видеть стратегии, которые работают, и те, которые не работают”, – отметила социолог Дарья Выставкина.

Ее коллега Динара Лактионова напомнила, что городской бюджет выделяет на культуру 10%, и это “не так уж и мало, вопрос в том, как эти 10% распределены”.

“Сектор культуры, как и туризм, может стать движущей силой развития региона. Культура должна быть монетизирована, с ее помощью можно наполнить бюджет. Культура также становится модным трендом, ее нужно упаковывать, создавать маркетинг и коммуникативные стратегии, что мы уже видим в других странах, где проводить досуг на мероприятиях в сфере искусства стало модным”, – отмечают исследователи.


Напомним, ранее “ВН” сообщал о результатах социологического исследования “Николаев: культурный контекст”, проведенного КУ «Агентство развития Николаева» при поддержке Украинского культурного фонда.

Так, согласно проведенному опросу, реальной аудиторией культурных учреждений признаны всего 17% опрошенных. Значительно больший интерес проявляют николаевцы к домашним культурным практикам (71% опрошенных). Наиболее просматриваемым контентом при этом являются фильмы и сериалы, телепередачи и видео, ленты социальных сетей. К киноаудитории, в целом, отнесли себя 91% опрошенных. Любителями чтения себя назвали 50% опрошенных.

43% николаевцев знают о существовании учреждений культуры и осведомлены о проходящих мероприятиях, однако не посещают их, так как их это не интересует. 50% опрошенных заявили, что у них нет времени ходить на мероприятия, 18% – о том, что далеко живут (особенно этот фактор актуален для жителей Корабельного района). Для 48% респондентов серьезным препятствием для культпоходов стал COVID-19.

Примечательно то, что самым популярным каналом информирования о мероприятиях культуры являются соцсети – из них получают анонсы интересных событий 51% респондентов.

Среди учреждений культуры по популярности с большим отрывом лидируют кинотеатры, уровень их востребованности среди николаевцев – 71%. Театры и дворцы культуры посещает примерно одинаковое число респондентов – 35-40%.

Опрос жителей города был проведен методом личных интервью («face-to-face») в период с 16 по 23 июля 2021 года. Всего было опрошено 400 человек по выборке, репрезентативной по показателям возраста, пола, района проживания. Погрешность выборки в пределах 5%.

Следует отметить, что это первое комбинированное социологическое исследование состояния культуры в Николаеве за годы независимости Украины.

Анна Рубанская

Фото автора

"Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев "Николаев: культурный контекст", 8 причал, Платформа MY ART, CHANGE (с) Фото - А. Рубанская, Вечерний Николаев