Крик души. Разговор о школе и не только

Как социальному психологу и педагогу, много лет работающему в университете им. В. А. Сухомлинского, мне приходится регулярно общаться не только со своими студентами, но и с их родителями, а также педагогами разных школ. И, должен отметить, в последние годы резко увеличилась критическая тональность родительской оценки ситуации в школе и тех реформ, которые в ней реализуются.
Вызывает обеспокоенность стремление современной украинской педагогики сводить сложную учебно-воспитательную работу к формально-цифровым показателям. Причем это чувствуется не только в школах и не только в педагогических вузах. Загляните на кафедру любого учебного заведения и на столах педагогов увидите завалы канцелярских папок с разными справками, планами и отчетами. По этим бумагам в основном и ведется оценка учебно-воспитательного процесса. А к чему это приводит, хорошо свидетельствует крик души обеспокоенной матери из письма, которое мне передали недавно в одной из николаевских школ. Приведу его полностью.
«Наверное, многие скажут, что я плохая мать, но те родители, чьи дети учатся в школе, меня, скорее всего, поймут! А суть вот в чем.
«Во-первых, я ненавижу школу!!! Я не хочу делать уроки! В современной педагогике нынче повелось задавать домашнее задание таким образом, чтобы, так или иначе, задействовать родителей! Можно приводить миллион примеров или хотя бы раз прийти на выставку работ по ИЗО, составленную из работ учеников 1-го класса! Складывается два вывода: или тут меряются своими умениями родители, или у меня одной – ребенок какой-то безрукий!
Второе, что никак не укладывается у меня в голове, как можно оценивать в баллах творческие работы: например, стихи и сочинения на заданную тему или рисунки по искусству. Это же творчество – так видит автор! Мне интересно, как бы оценили творчество Пабло Пикассо в современной школе!?
Или еще один пример из домашнего задания – написать сочинение на тему: «Мой любимец». Моя дочь написала про собаку, которой у нее НЕТ. И о том, как бы она хотела ее иметь! Как бы она с ней проводила время, какими бы друзьями они были! О том, что собака – это большая ответственность! И… получила двойку. Хотя ошибок грамматических и пунктуационных не было!!! Но она, по мнению учительницы, не учла все ее требования к сочинению: не описала, какая это была собака, с какими ушами и хвостом! Как она себя вела. А ребенку все равно, она сделала акцент совершенно на другом, это же ее творчество!
Третье. Почему задают так много домашнего задания?! Ни для кого не секрет, что 70% детей после школы посещают как минимум 1-2 секции: спорт, танцы, языковые курсы, робототехнику и др. Домой они приходят, как правило, после 18-19 часов. И им нужно сделать как минимум 4-6 уроков, на которые уходит 2-3 часа времени, чтобы изучить, хотя бы поверхностно, заданный материал. Но мы-то все хотим, чтобы дети учились хорошо, даже отлично! Т.е. уроки затягиваются часиков до 10-11 вечера! Что скажут на это наши психологи и методисты, которые придумывают и создают такие методики и программы?! А я, как мать, просто хочу вечером пообщаться с ребенком!!! Поиграть с ней в парке, узнать, что её сейчас беспокоит, приготовить вместе с ней ужин для папы! Но у нас на это нет времени, нам нужно делать уроки. И ласковое, нежное слова «мама» превращается в сознании дочери в «МАТЬ», которая вечно стоит над душой и пытается объяснить, как ВАЖНО успеть сделать уроки! А на «обнимашки» и общение времени нет!
Мне вот хотелось бы опросить и узнать у разработчиков школьных программ спрашивали они когда-нибудь у детей:
1. Интересно ли им на уроках?
2. Интересно ли им выполнять домашнее задание?
К сожалению, такую статистику по Украине, на просторах нашего интернета я не нашла, а, может быть, этими вопросами никто и не задавался?! Потому что в случае отрицательных ответов будет ясно, что все их методики и реформы, на которые тратятся миллионы, – НЕ РАБОТАЮТ!!!
Я не хочу всех учителей стричь «под одну гребенку». Наверное, есть исключения! Но их, к сожалению, единицы!!!
Относительно предметов, на мой взгляд, реформ по некоторым предметам не проводилось со времен Советского Союза! Например, «Труд» у девочек. Они продолжают на трудах шить ночные сорочки и фартуки, как это делала я и моя мама в школе в 60-80-е гг.! Надо ли это сейчас в современном мире, когда это все лежит на прилавках магазинов. Не лучше ли в программах школ поставить курс психологии, чтобы детей учили выражать свои эмоции, учили общению «В ЖИВУЮ», а не в соцсетях. Почему не ввести предмет экономической грамотности? Почему не вводят в школьную практику методику волонтерства?! И еще много-много «Почему?».
Прочел этот материнский крик души и тоже подумалось о своих «Почему». Действительно, а почему бы не опубликовать это письмо в наших СМИ? Отчего так равнодушно относятся родители и педагоги к тому, что происходит в наших школах? Мы уже развалили украинскую экономику, производство, науку. Если результаты происходящих реформ в образовании окажутся такими же, то что же ждет наших детей в ближайшем будущем?
Ведь уровень жизни населения страны и её научно-технические достижения, как показали исследования ученых, проведенные в последние годы, тесно связаны с тем, как организованы образовательные процессы в школах и вузах. Так, такая развитая в технологическом отношении страна как Япония, где нет больших богатств натуральных ископаемых, вышла на одно из первых мест в мире по уровню развития своей образовательной системы. Потому что здесь реализуется обязательное бесплатное не только среднее, но и высшее образование населения. Большое внимание уделяется в последние годы развитию качества образования и в Китае. Здесь шесть университетов вошли в список самых лучших вузов мира. В Южной Корее, добившейся в последние годы удивительных успехов в развитии своей экономики, иностранные языки и информатику дети начинают изучать с первых классов. А пятнадцать университетов этой небольшой страны входят в список лучших вузов мира!
Илья Стариков,
доктор педагогических наук, профессор.