Достойный сын семьи корабелов

14:04

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Послевоенный Черноморский судостроительный завод… Это была многотысячная семья, состоявшая из «близких родственников» – цехов, отделов, лабораторий живших одной жизнью, строивших отношения на основе взаимопонимания, имевших общие цели и идеалы.
У большинства людей того поколения жизнь была сложная, но по-своему интересная. Они прожили в трудовом коллективе тридцать, сорок и более лет, принимая активное участие в производстве и его совершенствовании, радовались трудовым победам и просто жизни – такой, какая она была.
Коллектив завода формировался из потомственных корабелов, рабочих, окончивших ремесленные училища, выпускников техникумов и ВУЗов. Их стремление реализовать жизненные цели, иногда счастливая случайность встречи с людьми, влюбленными в свой корабельный край, определяли на многие годы единую жизнь с коллективом черноморцев.
Иван Васильевич Соломанин родом из Нижегородской губернии. Вспоминал неграмотное лапотное крестьянство своей семьи. В сорок первом под Москвой погиб отец и близкие родственники. Когда Ивану исполнилось семнадцать, его проводили в армию. Служба проходила на гвардейском эсминце «Сообразительный». Флотский экипаж сформировал из юноши настоящего мужчину. Служба была наукой, которая помогала переносить тяготы военных будней, а потом помогала всю жизнь.
В 1946 году корабль пришел на ремонт на завод им. 61 Коммунара. Здесь и свела судьба молодого моряка с Александром Андреевичем Губановым, который так проникновенно и аргументированно рассказал о корабельном крае, о Николаеве, что заставил юношу задуматься о переезде после службы в наш город. Слова А.А. Губанова запали в душу, и в 1950 году, демобилизовавшись после семи лет срочной службы, Иван приехал в Николаев, вновь встретился с А.А. Губановым. Тот посоветовал идти на завод им. А.Марти и обязательно учиться.
Руководителями-воспитателями на заводе стали Г.К.Бережок и М.В. Торичко – люди высокопрофессиональные, авторитетные, душевные, исключительной порядочности.
В заводской вечерней школе в 1954 году состоялся первый выпуск учащихся. И. Соломанин был в числе ее выпускников, а в 1960 году закончил вечернее отделение НКИ. Он начинал трудовую деятельность слесарем-монтажником. Затем – должности мастера, начальника участка, начальника цеха, руководителя общественных организаций, начальника отдела охраны труда и техники безопасности.
Одна из ярких страниц истории ЧСЗ – строительство сухогрузов. Постройкой их большой серии нескольких проектов (47 судов, в т.ч. 9 на экспорт) – корабелы внесли вклад в создание торгового флота страны, а сухогрузы, поставляемые на экспорт, приносили значительную экономическую выгоду. Сооружение таких судов продиктовало целесообразность создания монтажно-достроечного цеха с замкнутым циклом достройки. В 1967 году начальником вновь созданного цеха назначили И.В. Соломанина. Его основу составили монтажный, трубомедницкий, достроечный, столярный и малярный участки, переведенные из других цехов верфи.
Да, были трудности. Но основа успеха – сплоченный коллектив. Люди работали увлеченно. Ближайшими его помощниками были опытные специалисты – А.Л. Джулай и И.П. Кабанов. Неоценим вклад в становление цеха начальников ведущих служб М.А. Засухина, Б.В. Бабкина, П.П. Кандыбы. С первых дней уверенно справлялись с закрепленными объемами работ коллективы столярного, малярного и достроечного участков, возглавляемых В.А. Довганем, Л.Д. Иваниченко и А.И. Льготом.
Становление цеха проходило быстро, и в этом заслуга прежде всего замечательных судостроителей, на которых держались мощь и слава всего завода: судовых сборщиков и слесарей-монтажников И.И. Лалыма, А.П.Романова, П.С.Черли, Н.М.Григорова; сборщиков-достройщиков П.Г.Воскобойникова, О.К.Могилевича, Г.Г.Шкурнова; столяров судовых Н.Ф.Маврицына, мастера Н.Н.Хорьковой и многих других.
Строитель судна – хлопотная профессия. Он связан со всеми службами завода, должен следить за себестоимостью и расходованием денежных средств, увязывать работу цехов. На сухогрузах первых модификаций главным строителем был В.Б. Дзюбинский – способный организатор, творчески и оперативно решавший производственные и технические вопросы. Много сил и энергии отдал строительству сухогрузов Юрий Игнатьевич Воскобойников. С 1965 года строительством сухогрузов руководил Иван Лукич Моцарь. Инженер-профессионал, добросовестный, требовательный к себе и сотрудникам, Иван Лукич сорок лет посвятил заводу.
По долгу службы пришлось И.В. Соломанину продолжительное время заниматься условиями труда, производственным бытом, социальными вопросами. Руководители тех лет много делали для облегчения труда, улучшения его условий. Особое внимание уделялось производственному быту, эстетике. Заводчане среднего и старшего возраста помнят, как на заводе появились образцовые бытовые помещения, участки.
Забота о людях, создание надлежащих условий труда и быта отличали начальников цехов. Пример в этом отношении показал начальник второго столярно-малярного цеха В.Т. Цветухин. Здесь построили бытовой корпус с гардеробными помещениями раздельного хранения домашней и рабочей одежды, душевыми, столовой, комнатами отдыха, медпунктами, библиотекой, красным уголком. Бытовыми условиями в цехе восхищались делегации других предприятий. Позднее Василий Тимофеевич Цветухин возглавил коллектив модельно-мебельного цеха, где также заботливо обустроил бытовые помещения и производственные участки.
Его примеру последовали другие цеха. Началось хорошее соперничество в том, чтобы создать быт еще лучше, чем у инициатора замечательного начинания.
В середине 70-х гг. И.В.Соломанин, будучи председателем профкома завода, занимался благоустройством пансионата «Черноморец» в Коблево. Для разработки проекта нужны лимиты, но завод был богат специалистами-энтузиастами. У них были налажены хорошие, деловые контакты со специалистами других предприятий и организаций. В.Л. Ульянова – начальник бюро отдела капитального строительства – нашла специалистов в проектном институте, которые разработали проект реконструкции пансионата.
Лишь межсезонье потребовалось коллективу во главе с Дмитрием Ивановичем Гулевым, чтобы все перепланировать: появились цветники, детские площадки, павильоны для игр и отдыха. По документации отдела главного архитектора были переоборудованы кухня, обеденный зал в столовой. Делалось это на перспективу. Количество отдыхающих быстро росло, и работники общепита всех качественно обеспечивали завтраком, обедом и ужином.
Для черноморцев было привычным отдыхать с семьей в Мисхоре, в пансионате на берегу Черного моря, и на базах отдыха. Дети проводили лето в пионерлагерях. Это было результатом труда черноморцев, умелых действий и находчивости руководителей.
Особую роль в создании соцсферы играл Александр Николаевич Бормосов. Он многое делал и в реконструкции завода, и в строительстве жилья, детсадов, пионерлагерей. Его линия в постройке современного дома отдыха в Мисхоре оказалась дальновидной и правильной. Новый дом отдыха «Судостроитель» вызывал у заводчан восхищение и благодарность.
В тот же период решалась проблема пионерлагеря «Маяк», который оказался «зажат» жилыми домами. Детям очень был нужен лагерь на берегу моря с удобной территорией, позволяющей детворе порезвиться, почувствовать себя раскованней.
Предложили берег в районе Черноморки. С заместителем директора по быту М.И. Коваленко они осмотрели место и решили: не годится. Берег со стороны моря обрывистый, обрушивающийся в год не менее, чем на два метра. Как можно разместить здесь лагерь для детей? Поиск привел в Рыбаковку. Облюбовали территорию недалеко от моря, где сейчас и расположен «Маяк». Он стал гордостью черноморцев, а душой его – директор Д.Д. Дубовой.
В ведении заводских общественных организаций находились культурно-просветительные учреждения. Дворец культуры и техники судостроителей являлся центром всей культурно-массовой работы на заводе и в городе. Жизнь здесь била ключом. Самодеятельные коллективы Дворца пополнялись талантливыми исполнителями из цехов и отделов, где были танцевальные, хоровые, оркестровые ансамбли, мастера самых разных жанров. Подлинными энтузиастами культурно-массовой работы стали заслуженные работники культуры Украины: директор ДКиТ И.И. Портнягин, художественный руководитель и режиссер И.П. Криворучко.
С 1979 года И.В. Соломанин работал начальником отдела техники безопасности. С его участием была разработана система управления охраной труда на заводе, утверждены нормативные документы – стандарты предприятия. Весомый вклад в разработку и функционирование системы управления охраной труда на заводе внесли И.В.Трещанович, В.А.Девяткина, В.А.Лобач, А.А.Петренко, В.А.Володин, Л.А.Подгайный, А.Б.Бродовский. В 1988 году система управления охраной труда завода демонстрировалась на ВДНХ и была удостоена серебряной медали. Ежегодно на улучшение условий труда, обеспечение спецодеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты расходовали более двух миллионов рублей. За десять лет вдвое снизился производственный травматизм, уменьшились заболеваемость и потери по временной нетрудоспособности.
Многие знали на заводе Ивана Васильевича. К нему можно было обратиться по любому вопросу и получить добрый совет, поддержку, помощь. Сорок пять лет изо дня в день проходил И.В.Соломанин через заводскую проходную. В успехах Черноморского есть весомая доля его труда и труда людей его поколения.
Алла Царенко,
ветеран ЧСЗ,
в прошлом библиограф научно-технической библиотеки.
На фото: «Капитан Кушнаренко» – первый сухогруз «капитанской» серии; И.В. Соломанин.