Что ищут археологи в глубинах Черного моря?

15:05

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

археологи, Николаев, Смирнов, археология, история, находки, раскопки, Черное море, Ирина Гудым, книга,

То, что николаевская археологическая школа – одна из самых сильных в Украине и уважаема в Европе, ни для кого не новость. Каждый полевой сезон приносит всё новые и новые открытия, артефакты, уточнения к гипотезам. Когда научные материалы накапливаются – они воплощаются в монографии.

Осенью нынешнего года в издательстве Ирины Гудым увидела свет новая монография николаевских археологов Александра Смирнова и Анатолия Островерхова «Гідроархеологія та історична географія Північно-Західного Надчорномор’я». Несмотря на то, что (как и подобает научному изданию) книга содержит сухие факты, цифры, графики, аналитические материалы, в ней множество интересных сведений для обычных читателей, которых привлекает история нашего края. Презентация состоялась в Николаевской научной педагогической библиотеке. А по окончании мы беседуем с одним из авторов – Александром Смирновым, старшим преподавателем ННУ имени В.А. Сухомлинского, научным сотрудником Института археологии НАН Украины. Второго автора – Анатолия Островерхова, к сожалению, уже нет в живых.

– Гидроархеология (не путать с понятием – «подводная археология») изучает не результаты кораблекрушений, а изучает то, что связано с морями или реками, объекты, находящиеся возле воды или частично под водой. Это могут быть портовые сооружения, якорные стоянки, участки суши, которые за несколько тысячелетий ушли под воду и теперь являются безмолвными свидетелями тайн древней истории в морских глубинах, – говорит Александр.

Кстати, даже курганы можно отнести к гидроархеологическим памятникам, если в захоронениях найдены якоря, предметы, связанные с морской торговлей, строительством кораблей или сами корабли. Скандинавы, к примеру, хоронили умерших мореплавателей в ладьях.

Для своей книги авторы использовали результаты исследований территорий северного побережья Черного моря, прибрежных территорий Южного Буга, Днепра, Дуная.

Но нам, конечно же, интересны именно наши края – мыс Аджигол, Ольвия, Тендровская коса, Кинбурн, Тилигульский лиман, остров Березань. Здесь находят артефакты античного времени, которым две – две с половиной тысячи лет. Но есть и более древние – уникальность нашего региона состоит в том, что под водой обнаружены объекты, начиная от неолита и заканчивая временем Второй мировой войны. И мы о них мало что знаем.

Хотим показать читателям уникальные карты-схемы, на которых отмечены места корабельных катастроф античных времен в Средиземном и Черном морях (данные на 1987 год). Не менее интересна карта, рассказывающая об археологических памятниках, расположенных на побережье Тилигульского лимана. «Вечерка» много раз писала о природных особенностях Тилигула, но схему дислокации памятников поздней бронзы, черняховской культуры, античности, средневековья (всего их 35) покажем впервые.

Увидевшая свет монография заканчивается научными выводами, полученными до 2014 года. А на презентации книги Александр Смирнов рассказал о новых находках гидроархеологов, «случившихся» за минувшее шестилетие.

Конечно, подводные артефакты не лежат «на поверхности» песчаного дна. Чтобы найти их – надо потрудиться. Под водой ученые работают со специальными приборами типа радаров (ГБО). Определяют аномалии, которые фиксируют на картограммах, и начинают извлекать из песчаного плена предметы – пушечные ядра конца XVIII века, металлические гвозди кораблей XVIII – XIX веков, амфоры античного времени, останки кораблей Первой и Второй мировых войн (и не только советского флота, но и немецкого). Самые интересные находки – считают подводные археологи – это корабли Второй мировой войны.

Иногда поднимают уникальные артефакты – например, останки деревянных кораблей. В краеведческом музее хранятся экспонаты – настоящие раритеты, аналогов которым нет ни в одном музее Украины. Например, останки деревянного корабля рубежа ІV–III веков до н.э. и его свинцовой обшивки, дававшей возможность судну служить дольше. И найдены эти артефакты в черноморских водах Николаевщины.

Кстати говоря, в Средиземном море на дне лежит масса разбитых в щепки древних судов, но там нет сохранившихся деревянных фрагментов. Корабельные черви, или терединиды (семейство морских двустворчатых моллюсков) весьма любят древесину. Буравя в ней многочисленные ходы, они питаются опилками, образовавшимися при «сверлении». В Средиземном море терединиды превратили в труху фактически все останки деревянных кораблей, лежавших на дне. А у нас не успели – корабельных червей в Черном море не так много, поскольку они предпочитают воду с высокой соленостью.

Недалеко от Кинбурна на глубине 7 метров найдена нижняя килевая балка древнего судна длиной 9 с лишним метров, тут же – балластные камни и развалы бортовых досок. Артефактам 2400 лет. Подводные археологи получили фото находки – для этого пришлось сделать три с половиной тысячи снимков и свести их в единую фотографию. Сегодня балка лежит законсервированная на дне, спрятана подальше от «чужих глаз», и ждет своего часа, когда историки будут готовы поднять ее на поверхность и перевезти в наш музей. Дело это непростое – везти нужно в емкости с соленой водой, чтобы от соприкосновения с воздухом артефакт не разрушился. Потом еще предстоит долго выпреснять воду и консервировать предмет.

Настоящей сенсацией стала находка 2018 года, обнаруженная в районе затонувшего древнегреческого судна у берегов Кинбурнской косы. Это античный кратероподобный сосуд IV века до новой эры, в который вмещалось полтора ведра вина. Подобные предметы НИКОГДА раньше не встречались археологам! Весть об уникальной находке буквально на другой же день разнеслась по побережью, и к археологическому лагерю на Кинбурне стали подтягиваться «коллекционеры» на крутых джипах. Дорогую находку пришлось спрятать, укутать в мокрый спальный мешок и незаметно вывезти в Николаев. Прошел слух, что стоимость артефакта на черном рынке – миллион долларов! Сказки, конечно.

Сегодня этот сосуд реставрирован и находится в экспозиции Николаевского краеведческого музея – аналогов в музеях Европы ему нет.

– Березань – самая ранняя колония древних греков в Северном Причерноморье, очень интересный объект для гидроархеологических исследований. Поскольку эта земля когда-то была связана с материком, находящиеся сегодня под водой затопленные территории сулят много открытий. Ушла под воду и часть Ольвии. Очень хочется найти дислокации березанского порта, равно как и ольвийского. Пока эти объекты не обнаружены, – рассказал Александр Смирнов. – Нами созданы карты с отмеченными зонами, которые тысячелетия назад были сушей. Например, обнаружены два античных корабля на таких глубинах, где кораблей быть не должно – там когда-то была суша. Однако, к примеру, в районе Тендры, где мы работали не один десяток лет, теперь ученые проводить исследования не могут – сегодня там находятся военные и проводятся постоянные учения.

В общем, работы еще непочатый край. Каждый новый год приносит новые открытия, а значит информацию для следующей монографии. Отметим: опубликованная книга издана при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Ольвийский меценат» семьи Крапивиных».

Наталья Христова.