«Теодор Рузвельт» подает сигнал SOS! На авианосце США – коронавирус!

13:17

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

авианосец

Первые три случая коронавируса на авианосце США «Теодор Рузвельт» были диагностированы 24 марта 2020 года. В последующие дни выявили более 100 инфицированных, хотя проверили только четверть экипажа из почти 6000 человек.

А перед этим, 5 марта, «Теодор Рузвельт» вместе с ракетным крейсером «Bunker Hill» совершил визит в порт вьетнамского города Дананг, в котором произошла вспышка коронавируса.
Визит кораблей был приурочен к 25-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и США после окончания Вьетнамской войны. Делегацию США возглавляли командующий Тихоокеанским флотом адмирал Джон К. Акилино и командир 9-й авианосной ударной группы контр-адмирал Стю Бейкер, в которую входит «Теодор Рузвельт».
На берег сошли и 6,5 тысяч американских моряков и морских пехотинцев. А через 15 дней на «Рузвельте» был выявлен первый случай заболевания коронавирусом.
Решение об эвакуации приняли после того, как командир авианосца Бретт Крозье написал письмо в Министерство ВМС США о том, какая тяжелая обстановка сложилась на борту. По его словам, из-за ограниченного пространства и огромного числа людей на корабле, невозможно установить карантин и принять другие меры против распространения коронавируса. Командир обратился к руководству ВМС с просьбой спасти остальную команду от заболевания. «Моряки не должны умирать, – заявил он, – ведь мы не воюем. Удержание тысяч молодых мужчин и женщин на борту корабля в условиях инфекции коронавируса – слишком большой риск».
Было принято решение эвакуировать практически весь экипаж авианосца. Из пяти с половиной тысяч человек, среди которых несколько сотен женщин, останутся на борту лишь 10 процентов, чтобы поддерживать работу атомного реактора и другого критически важного оборудования.
В настоящее время «Теодор Рузвельт» стоит у берегов острова Гуам, где расположена военно-морская база США. Остров находится в архипелаге Марианские острова в западной части Тихого океана и с 1898 г. принадлежит Соединенным Штатам. По словам представителей Тихоокеанского флота, после эвакуации моряков корабль пройдет дезинфекцию. Однако возникла проблема с размещением на берегу моряков. На военной базе на Гуаме недостаточно мест, чтобы принять дополнительно почти четыре тысячи человек. ВМС договорился с местными властями об использовании отелей, а также получил разрешение разбить палатки прямо на пирсе.
Губернатор Гуама Лу Леон Герреро согласился разместить в отелях на острове тех моряков, чьи тесты дали отрицательный результат, но с ограниченным правом этих людей на перемещение. Он успокоил местное население, что врачи будут раз в два дня проверять постояльцев, помещенных на карантин в отелях, на наличие симптомов, и в случае выявления коронавируса их будут переправлять в военные больницы.
Письмо командира корабля попало в СМИ, что вызвало возмущение в высших военных кругах США. Выступая на пресс-конференции, исполняющий обязанности министра Военно-Морских сил Томас Модли пояснил, что ситуация с коронавирусом была непосильной ношей для командира «Рузвельта», он оказался «перегружен», и лучшим выходом стало освобождение его от должности. Томас Модли отметил, что появление таких писем в СМИ создает впечатление, что «в Военно-Морских силах царит паника, и они не могут найти выход из ситуации, а это неправда».
Модли добавил, что написание рапорта по вертикали командования само по себе не должно повлечь за собой наказания, в то время как передача прессе является «нарушением принципов порядка и дисциплины». Как рапорт командира о коронавирусе на авианосце стал достоянием средств массовой информации, пока не ясно. События развивались стремительно. Крозье уволили со стандартной формулировкой «в связи с утратой доверия».
Уволенного командира экипаж провожал аплодисментами, как героя. В то же время в Америке развернулась дискуссия, имел ли он право передавать материалы прессе. Одни считают, что командир прав, что поднял вопрос о снятии авианосца с боевого дежурства. Одно дело – умереть в бою за Родину, а другое – от эпидемии. Вторая часть считает, что командир запаниковал, и смертельная опасность – это часть работы военных, которой способствуют высокие оклады и соцпакет, а также ранняя довольно большая пенсия. Такие люди считают, что никогда на флоте и в армии рядовые не могут диктовать условия командирам.
Высказывается мнение, что командир стал перед выбором: или получить мятеж на авианосце, или, написав рапорт, предать его огласке.
Оказалось, что девятая авианосная ударная группа (АУГ), находившаяся на боевом дежурстве в Индо-Тихоокеанском регионе, была фактически выведена из строя в течение короткого времени невидимым стелс-врагом – коронавирусом.
Проходящие сейчас в разных странах психологические, экономические и политические сдвиги показывают, что мир никогда уже не останется таким, каким был до коронавируса. Либо человечество пойдет дальше по пути собственного уничтожения, либо найдет решение для сохранения себя на прекрасной фантастической планете под названием Земля.
Валерий Бабич,
судостроитель, журналист,
автор книг об авианосцах.