Жить с чувством выполненного долга. Леонид Шараев. Накануне юбилея

11:55

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Недавно одна знакомая оказалась в киевском супермаркете на Осокорках. В шумной толпе покупателей, среди блеска витрин, изобилия товаров ее внимание привлекла пара пожилого возраста. Он – широкоплечий, с прекрасной осанкой. Она – невысокого роста, безупречная стрижка. Они что-то обсуждали, разглядывали, советовались. Мужчина нежно касался ее плеча. Подошла ближе… Шараевы! Это же они – Леонид Гаврилович и Неля Ивановна!
Времена, когда Шараев «стоял у руля» города, области, безвозвратно ушли. Жизнь течет, меняются вожди и кумиры, но никто не станет спорить: все, чем сегодня живет Николаев, то, каким он есть, создавалось трудом и усилиями нескольких предыдущих поколений. И в этом созидательном процессе есть и его вклад – человека, который долгие годы держал руку на пульсе всего корабельного края.

Годы труда и созидания

Трудовая биография Леонида Шараева началась, в прямом смысле, от стапеля. Первые шаги самостоятельной жизни он, выпускник Николаевского кораблестроительного института, сделал на Черноморском судостроительном заводе. И свою первую государственную награду – медаль «За трудовое отличие» он получил в 24 года за участие в сооружении китобазы «Советская Украина». Тогда работать на ЧСЗ было престижно! Все – от простого рабочего до руководителей завода – чувствовали себя востребованными, нужными, причастными к чему-то важному, настоящему. Однокурсник Шараева Юрий Макаров пришел на завод со студенческой скамьи и стал легендарным директором флагмана отечественного судостроения. Шараеву же судьба уготовила другой путь – пятитысячный отряд заводской молодежи избрал его секретарем комитета комсомола Черноморского судостроительного завода.
На смену комсомольской пришла партийная работа. В 33 года Шараев стал первым секретарем горкома партии. Потом работал в Киеве, Луганске. В 1980 году он вернулся в Николаев – возглавить обком партии.
Предметом особой гордости Леонида Гавриловича Шараева, первого секретаря Николаевского горкома, а позже – обкома партии, всегда было и будет все то, что построено и создано в Николаеве в годы его работы: новые жилые кварталы, предприятия, школы, больницы, детские сады, кинотеатры… Николаев стал одной большой стройкой, достиг небывалых ранее темпов развития. Тогда впервые был разработан и утвержден Генеральный план развития города. Именно тогда Николаев был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, один из 7 город всего Союза…
А какие корабли сходили тогда со стапелей наших судостроительных заводов! Город корабелов играл ключевую роль как в развитии судостроительной отрасли страны, так и развитии флота. Николаев строил для страны рыболовецкие траулеры, рефрижераторы, сухогрузы, научные корабли. Все советские авианесущие крейсеры были построены в Николаеве!
И хотя сам Шараев был судостроителем, у него было абсолютное видение и понимание сельского хозяйства, его проблем и перспектив. За эти годы в области не нашлось трудового коллектива, колхоза или совхоза, где бы ни побывал первый секретарь обкома.
Известно, что Николаевщина – зона рискового земледелия. Но в те годы область одна давала зерна больше, чем шесть западных областей Украины вместе взятых.
Тогда выросла целая плеяда мастеров своего дела – механизаторов, доярок, животноводов, овощеводов. Их труд был залогом стабильно высоких результатов в сельских хозяйствах области. Важно было организовать в трудовых коллективах трудовой энтузиазм и инициативу, обеспечить достойные условия труда, современную технику, внедрить и распространить передовой опыт. А это уже было задачей руководителей, в том числе и партийных.
Полная отдача во всем

Леонид Гаврилович считал, что в основе любого роста лежит полная отдача. Пожалуй, никто из руководителей его уровня не умел так, как он, глубоко погрузиться в проблему, изучить ее, вникнуть в детали. Решения, которые он принимал, всегда были точными и выверенными, а главное, прошли испытание временем. Человек принципиальный, дальновидный – он всегда видел перспективу, работал на нее. Его отличала колоссальная работоспособность. Леонид Гаврилович – человек высочайшей культуры и эрудиции, очень много работал над собой, много читал. Он не выбирал должности – должности выбирали его !
Шараев – истинно советский человек. Непререкаемым авторитетом для него был отец-фронтовик. Оставшись сиротой в семилетнем возрасте, с войны вернулся инвалидом и честно трудился всю жизнь. Еще с детских лет Леонид усвоил принципы, которыми жила его большая семья: прилежание и ответственность плюс личная скромность и умеренность. Быть неприхотливым в быту, довольствоваться тем, что имеешь, уметь держать себя в руках и думать об общем благе – такими были «университеты» его послевоенного детства. Эти правила он пронес через всю свою жизнь – так жил, работал, руководил.
Сейчас, когда люди, поработав на государственной службе, обрастают квартирами, машинами, банковскими счетами, удивляешься: а почему же Леонид Шараев, государственный служащий первого ранга, ездит на дачу под Киевом на рейсовом автобусе от конечной станции метро? Почему за долгие годы служения государству не заработал, не накопил, не обзавелся недвижимостью? Квартиры, в которых между переездами жила его семья, и те были государственными.
У Шараева-руководителя был непререкаемый авторитет. Он был волевым и требовательным. Но его высокая требовательность сочеталась с добротой, искренним отношением к людям, он относился ко всем без дистанции, без оглядки на свою высокую должность, умел слушать.
В те годы особым было отношение к человеку труда. Трудовые подвиги и свершения воспевались, передовикам производства посвящались газетные публикации, теле- и радиоэфиры. Почти на каждом предприятии – доска почета. При Шараеве отношение к профессионалам и мастерам своего дела в области было искренним – вот они так точно были привилегированным классом в советском обществе.
За державу обидно
Леонид Гаврилович всегда гордился тем, что он корабел. О временах, когда николаевские судостроители трудились и созидали, он вспоминает с гордостью и… с душевной болью. Под обломками развалившегося Союза погибло николаевское судостроение. Нанесенный ему удар, считает Леонид Гаврилович, оказался непоправимым. Старейшему Николаевскому судостроительному заводу (ранее — Завод им. 61 коммунара) приходилось перебиваться с 2014 года мелкими военными контрактами наподобие выпуска переносных печей-«буржуек» для ВС Украины. Признан банкротом судостроительный завод «Океан». Такая же участь постигла и Черноморский судостроительный завод — некогда легендарное предприятие…
Что же в нашей истории пошло не так? Шараев, который, работая уже в аппарате Верховной Рады, стоял у истоков создания независимого украинского государства, уверен: державность была провозглашена, но не построена!
Одна из причин нынешнего состояния страны – качество кадров, их некомпетентность и коррумпированность, бессистемная государственная политика и неквалифицированное управление. Власть в стране вершат случайные люди, которые думают только о своем кармане, явно не связывая свое будущее с этой страной!
«Мне жаль, что лидеры болеют эгоизмом,
Их ограниченность приносит людям вред.
Немало бед прикроют популизмом,
Когда в деяньях откровенный вред»
– эти строчки были Шараевым написаны еще в 90-х годах.
Государственные институты попали под внешнее управление, при этом произошел разрыв с Россией. Потеря экономических связей и рынка сбыта подкосила экономику, а идеологическая напористость и нетерпимость подтолкнули к военным действиям в разоренной стране.
Каждый из наших президентов обещал новый правильный мир, каждому верили, но становилось только хуже. Сейчас, когда миллионы людей отброшены за черту бедности, Шараев вспоминает, что даже на закате СССР оплата за услуги ЖКХ составляла не более 6% общего заработка человека…
Но власти чем только ни занимаются, только не тем, что действительно нужно людям. Надо было, например, срочно начинать такую масштабную войну с советским прошлым – с ее памятниками, названиями городов, улиц, площадей?! На смену ликвидированной коммунистической идеологии воцарились вседозволенность, анархия и насилие, что и стало основой беззакония. В результате страна поделена на своих и чужих. А для общества нет более важной на сегодня задачи, чем объединение страны, особенно в условиях войны и постоянных потерь территорий, людского потенциала. Но в нынешнем украинском хаосе бесперебойно работает только коррупционная система «кум-брат-сват».
Печально, конечно, но возможно, что нынешняя пандемия подтолкнет нас к переосмыслению жизни, когда истинные человеческие, а не материальные ценности выйдут на первый план.
Осилим все, вместе шагая
Смысл жизни, теперь уже точно знает Шараев, заключается в том, чтобы иметь крепкую поддержку в семье, быть верным себе, жить с чувством выполненного долга перед людьми, перед страной. Сегодня счастье для него – это суммарное ощущение мыслительного и физического здоровья, относительного благополучия, которое неотделимо от страны в целом, от родных и близких людей
– Я часто задумываюсь, что стало главным в моей жизни, что помогло достичь таких высот в государственной и общественной деятельности. Считаю, что мне повезло: у меня прекрасная жена, она – мой друг, советчик и единомышленник, – говорит сегодня Леонид Гаврилович. – Горжусь детьми и внуком – они стали достойными людьми, унаследовали серьезное отношение к главным вещам в жизни. Люблю правнуков, хочется быть им душевно необходимым».
Сегодняшняя реальность, когда дети и внук выросли, когда в прошлое ушли трудовые свершения и политическая активность, наполнила жизнь Шараевых особой нежностью, привязанностью. Они просто есть друг у друга. Леонид Гаврилович шага не сделает, не посоветовавшись с Нелей Ивановной. Она – во всем ценит и прислушивается к его мнению. Они, как раньше, так и сейчас обсуждают прочитанное, увиденное, происходящее вокруг. Их взаимное уважение переросло во что-то большее. В стихах, которые он посвятил ей, есть такие строки:
«Проблемы глобальные, трудные дни
Осилим мы, вместе шагая…»
Недавно Леонид Гаврилович попал в больницу. Две недели врачи восстанавливали его «сбой». И все это время рядом с ним в больничной палате была его Неличка.
Они пережили многое – смену эпох, партийных предпочтений, экономических курсов и международных векторов… Но среди всех этих жизненных вихрей Шараевы сберегли ту самую любовь, которая бывает раз и навсегда, которая давала им вдохновение созидать, а сейчас, в зрелом возрасте, дает силы жить.
12 апреля Леониду Гавриловичу Шараеву исполняется 85 лет. В этот день будет много звонков с поздравлениями. Но, как всегда, самыми дорогими будут поздравления от николаевцев, ведь его сердце и память прописку не меняли… Здоровья ему, бодрости духаи всех благ!
Ольга Камлыцкая.