Значок с интересной историей

14:16

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В начале марта 2019 года в руки попал значок, связанный с историей спорта г. Николаева. С интересом описал знак и постарался, не откладывая в долгий ящик, «раскопать» информацию о его истории и о награжденном спортсмене. С результатами поиска с удовольствием ознакомлю читателей.
Сам знак, судя по надписи, появился 82 года тому назад – в 1937 году. Знак круглой формы, диаметром 27 мм, выполнен из посеребренной меди. Вес без закрутки – 6,68 г.
На лицевой стороне по кругу знака – замкнутая кайма, залитая голубого цвета эмалью, шириной 4 мм. По ней, разделенная двумя звездочками, выполнена надпись: ¶ПЕРВЕНСТВО г. НИКОЛАЕВА = Г.К.Ф.К. и СПОРТА¶. Центральная часть значка залита гильошированной эмалью розового цвета. По центру – два накладных скрещенных весла, каждое длиною 20 мм. Весла выполнены из бронзы.
На оборотной стороне штихелем вырезана пятистрочная надпись: =1 места=нар 1-ка=и 4-ка с/п=Коротков И=1937=. С оборотной стороны знак снабжен винтом для крепления к одежде.
Предполагаю, что знак был изготовлен в нашем городе на николаевской фабрике «Горместпром». В газете «Шлях індустріалізації» в апреле 1936 года часто печаталась реклама этой фабрики, которая предлагала широкий спектр своих услуг по изготовлению каучуковых, медных штемпелей, печатей, штампов и других изделий. Изготавливала фабрика и жетоны. На то время предприятие находилось по адресу: улица Большая Морская, 42.
Чтобы узнать о соревновании, за которое получен значок, пришлось просмотреть подшивку газеты «Шлях індустріалізації» за 1937 год. На страницах газеты за этот год напечатано было немало материалов о проведении соревнований по водным видам спорта и водной станции комитета физкультуры г. Николаева (так тогда называли яхт-клуб).
В 1937 году от мостика водной станции 1 июня в 2 часа дня был дан старт пяти байдаркам-двойкам для участия в переходе Николаев – Киев – Николаев («Шлях індустріалізації», № 4927, 2 июня 1937 г., с. 4).
Газета на своих страницах информировала читателей, как проходил этот переход. Николаевские спортсмены пробыли в походе 54 дня, преодолев расстояние в 2084 километра. Жители Николаева встретили героев-байдарочников, 10 лучших отличников учебы ФЗУ завода имени А.Марти 30 августа 1937 года в 3 часа дня на водной станции города.
Нужная мне информация нашлась в газете «Шлях індустріалізації» (№5001) за 28 сентября 1937 года. На 4-й странице напечатана маленькая заметка «Хто вийде переможцем?», которая содержит следующую информацию: «5 та 6 жовтня на водній станції міського комітету в справах фізкультури й спорту відбудуться обласні змагання з народної греблі. В змаганнях візьмуть участь 36 гребців Одеси, Миколаєва й Херсона: по 12 гребців з кожного міста».
В 30-х годах ХХ века были очень популярными соревнования по народной гребле. По технике, методике обучения и тренировкам народная гребля наиболее близка к академической гребле, дистанция гонок и правила – те же. В 1928-1952 гг. по народной гребле проводилось первенство СССР, с 1953 г. – первенство Украины, не была исключением и наша область.
К сожалению, об итогах областного соревнования по неизвестным причинам газета не проинформировала читателей.
И только «всплывший» старый спортивный знак частично рассказал о победителе в отдельных видах соревнования. И. Коротков занял первое место на специальной шлюпке-одиночке с неподвижной «банкой» (сиденьем) и первое место в гонках на 4-местных весельных ялах с с/п (с парусом).
Теперь осталось ответить на второй вопрос: кто этот чемпион – И. Коротков?
Ответ был найден в книге «Яхт-клуб: материалы по истории парусного спорта и Николаевского яхт-клуба» (издатель Лев Траспов, 2012 г.).
Иван Романович Коротков родился в 1894 году в семье столяра-краснодеревщика, ссыльного революционера, ставшего в 1924 году персональным пенсионером союзного значения. Дед Романа – инвалид, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг.
В 1914 году И.Р. Коротков – участник Первой мировой войны, воевал с немцами, в 1917 году проходил службу на Черноморском флоте, участвовал в революционных событиях, женился. В 1918 году у него родилась дочь Надя. В ее честь Иван Романович построил первую в стране после Великой Октябрьской социалистической революции яхту «Надежда».
Когда в Николаеве стали создаваться милицейские формирования, в одно из них был зачислен И.Р. Коротков. За боевые отличия и заслуги перед страной он был представлен к высшей награде того времени – ордену Красного Знамени. После разгрома белогвардейцев и иностранных интервентов Иван Романович стал активным членом яхт-клуба, участвовал в парусных соревнованиях, занимал первые места на яхтах «Надежда», «Звонарь», «Порыв», «Улыбка».
Построенная им килевая яхта «Сказка» была одним из первых советских парусных судов, по своим техническим параметрам превосходила яхты американских судостроителей. В 1934 году на ее мачте был водружен Почетный флаг спорткомитета за показанную на соревнованиях наибольшую абсолютную скорость.
Иван Романович по проекту А.А.Торговицкого соорудил также двухмачтовую крейсерскую яхту «Правда», которая предназначалась для дальних плаваний по маршруту Днепропетровск – Ленинград.
В 1937 году И.Р. Короткова пригласили работать в Москву, на водную станцию «Динамо», и он с семьей переехал туда, строил спортивные суда (их можно увидеть в кинофильме «Первая перчатка»), продолжал участвовать в соревнованиях по парусному спорту и народной гребле.
В 1940 году семья Ивана Романовича снова на новом месте: на Клязьминском водохранилище была организована водная станция, и он стал укреплять ее флот.
Когда началась Великая Отечественная война, Коротковы эвакуировались в Ростов. Здесь Иван Романович участвовал в строительстве понтонного моста через реку Дон и отвечал за его взрыв после отхода наших войск. Через 2 дня после отъезда Коротковых из Ростова в него вошли немецкие оккупанты.
А потом были Красноводск, Махачкала. В Душанбе в тот период киностудия «Мосфильм» снимала полюбившиеся всем кинокартины «Машенька» и «Секретарь райкома». Иван Коротков помогал изготовлять к ним декорации. Как специалиста высокого разряда Ивана Романовича в армию не брали, но он очень хотел громить врага с оружием в руках, и добился своего.
Пришла Победа. Демобилизация. Ивану предлагали работать в Москве, но Коротковы едут в родные края. В Николаеве Иван Романович снова строит спортивные суда. Заказы на их изготовление поступали со всех концов СССР. Работать приходилось очень много. Он внес ценное предложение в строительстве мачт для парусников, которое повсеместно было претворено в жизнь. Не забывал Иван Романович и своей специальности судоводителя. Его награждали грамотами за досрочное и качественное строительство яхт класса «Л-4», за активное участие в развитии водного спорта, за призовые места в парусных соревнованиях, как представителя команды, победившей во всесоюзном парусном первенстве Центрального совета спортивного общества «Искра», за проявленную инициативу и руководство коллективом.
Внес И.Р. Коротков свою лепту и в общекомандную победу николаевцев на всесоюзных соревнованиях V Черноморской регаты.
В состоявшемся в 1950 году походе под парусами группы судов в Ольвию, с тружениками города на борту, одной из яхт управлял Иван Романович.
В 1953 году И.Р. Короткову доверили возглавить коллектив яхтсменов Николаева. Он становится инициатором ежегодного проведения на акватории лимана 100-мильной парусной гонки памяти лейтенанта П.П. Шмидта. Спустя короткое время в этих соревнованиях стали принимать участие экипажи из многих городов Советского Союза.
В последние годы жизни И.Р. Коротков проживал в Николаеве по адресу: улица Плехановская, 65.
15 сентября 1956 году И.Р. Коротков скончался после тяжелой болезни – лимфосаркомы. Похоронен в Николаеве. Выходившие тогда газеты «Бугская заря» и «Південна правда» о смерти спортсмена-ветерана не сообщили.
Для всех знавших его он остался в памяти как величайший труженик, умелец-судостроитель, заядлый яхтсмен, умелый организатор, физически сильный, уверенный в своей рабочей правоте, горячо отстаивавший свою точку зрения человек.
Вспоминая о старшем брате, нельзя не сказать о младшем Короткове – Сергее Романовиче (1904, Николаев – 1982, Днепропетровск). Информация о нем напечатана на стр. 177 в Энциклопедическом словаре «Николаевцы – 1789-1999» (1999). Выделю только некоторые моменты его биографии.
24 августа 1932 года были объявлены первые значкисты ГТО на Николаевщине – С. Коротков, Г. Манческо, В. Бернадский и П. Харченко.
На Всесоюзных водных соревнованиях в 1934 году в плавании на 1500 метров вольным стилем Сергей стал серебряным призером.
Сергей Романович неоднократно входил в сборные команды г. Николаева по хоккею, ватерполо (и был 10 лет капитаном команды). До войны окончил Высшую школу тренеров при Государственном институте физической культуры. В 1939 году ему, первому на Украине, было присвоено звание судьи Всесоюзной категории по плаванию. В 1948-1950 гг. был начальником Николаевского яхт-клуба. Им были созданы классы по подготовке яхтенных рулевых, матросов, инструкторов-общественников по водным видам спорта, яхтенных капитанов малого плавания…
Так знак из далекого 1937 года возвратил нас в прошлое и заставил вспомнить славных спортсменов нашего города – братьев Ивана и Сергея Коротковых. Пусть память о них будет вечной!
Евгений Горбуров,
кандидат исторических наук,
доцент ННУ
имени В.А. Сухомлинского.
На фото: Иван Коротков, 1951 год; значок победителя соревнований И.Короткова. Лицевая и оборотная стороны.