За ударный труд — костюм!

9:00

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Шел к концу 1930 год. На Николаевском государственном ударном судостроительном заводе имени «61» (так в то время назывался завод им. 61 коммунара, ныне Николаевский судостроительный завод) подводились итоги ударного труда, выполнения планов по производственным участкам, индивидуальных производственных обязательств рабочими и инженерно-техническими работниками.

Это было непростое время для завода им. «61». Ведь только в 1929 году предприятие отделилось от завода имени Андре Марти и стало самостоятельным. По многим производственным показателям, в подборе квалифицированных кадров, трудовой дисциплине, травматизме и т. д. завод хромал на обе ноги. Все это сказывалось на выполнении планов. Оставалась высокой себестоимость выпускаемой продукции, существовал большой разрыв между ростом производительности труда и фонда заработной платы.

Руководство завода делало все возможное, чтобы изменить положение дел к лучшему. Принимались оперативные меры по устранению недостатков и упущений. Одним из эффективных «лекарств» в оздоровлении предприятия стало выведение на более высокий уровень организации соцсоревнования между производственными участками, бригадами и рабочими завода.

Результат не заставил себя ждать: улучшился производственный потенциал завода, повысилась трудовая дисциплина, пропорционально росту производительности труда росла и заработная плата.

Итоги соревнования подводились гласно, с широким освещением работы передовых бригад, рабочих. Об ударниках-судостроителях знал весь завод, их имена становились известными и горожанам. Передовикам вручались денежные премии, серебряные именные жетоны, дипломы и грамоты, ценные подарки: портсигары, часы, музыкальные инструменты, отрезы на платья. Но этот перечень оказался далеко не полный.

20 июня 2021 года мне в руки попал интересный документ. Это небольшое, размером 73х104 мм, выполненное из картона удостоверение. На титульной стороне напечатано вверху: «Соцзмагання – комуністична метода будування соціалізму». По центру: «Ударний Микдержзавод ім. «61». На развороте под лозунгами «Пролетарі всіх країн, єднайтеся!», «Соцзмагання – комуністична метода будування соціалізму» – текст:

«Посвідчення
Свідчиться, що т. Ягодзинській П.О., робітник електроремонтного цеху, виявив себе як найкращий ударник Микдержзавода імені «61» по виконанню промфінплану завода і що 31-го грудня 1930 року його премійовано костюмом.
Помічник директора заводу по виробнарадам
Нечесанов.
Завідуючий бюро соцпраці
Прутянов».

Слева вклеена фотография Ягодзинского и дата – 28 марта 1931 года.

Это первый и единственный (насколько мне известно) установленный в Николаеве документ, удостоверяющий вручение за ударный труд такого ценного подарка как костюм!

В ходе дальнейшей работы удалось найти родственника ударника труда из далеких 30-х годов ХХ века. Вот, что, благодаря его рассказу, мы узнали.
Петр Иосифович Ягодзинский родился 26 мая 1886 (1889(?) года в г. Николаеве. С юношеских лет пришел работать на завод «Руссуд».

Сохранилось фото-виньетка 1915 года, на которой изображены 26 человек, а именно: И.Г. Агуреев, В.А. Ружанский, И.Г. Бородатый, И.Ф. Будзинский, Е.І. Новиков, Т.Е. Кушнарев, П.Д. Глывенко, Т.Е. Мамонтов, А.Г. Рябицкий, Е.Д. Афонин, П.П. Холодный, Г.Л. Соколов, І.В. Диденко, М.А. Заверюха, Н.А. Бочаров, А.А. Скородумов, М.Д. Афонин, И.А. Сотников, А.В. Гладков, А.А. Крживицкий, В.И. Тодосенко, П.І. Ягодзинский, Г.И. Близниченко и три фото большего размера, по всей видимости, это руководство: А.А. Ожиганов, И.Д. Жежерун, П.К. Кирилов.

Фото выполнено фотографом В.В. Черняевым. На нем – надпись: «Группа мастеровых Подводного Плавания Николаевского отделения Балтийского завода».

После революционных событий и Гражданской войны Ягодзинский продолжал работать на заводе. Петр Иосифович был активным участником строительства первого после Гражданской войны боевого корабля на Юге для Черноморского флота – эсминца «Незаможный». Об этом событии рассказывается в моей статье «Награда за восстановление красного флота», опубликованной в газете «Вечерний Николаев» (№ 44) за 18 июня 2020 года.

Торжества в Николаеве, посвященные поднятию флага на миноносце «Незаможный», подробно освещала на своих страницах газета «Красный Николаев» (№ 851) за 9 ноября 1923 года.

На 2-й странице этой же газеты помещена небольшая заметка – «В клубе КСМ (Коммунистического Союза Молодежи)». В ней говорится о том, что в клубе прошло торжественное собрание, посвященное этому событию. «После приветствий состоялся праздничный ужин и раздача подарков. Были розданы 70-ти рабочим часы, портсигары и отрезы на костюмы».

Об одном таком подарке – портсигаре, врученном заместителю директора завода имени Марти-Бадина А.И. Индульскому, шла речь в опубликованном материале в газете «Вечерний Николаев» за 18 июня 2020 года. Сохранившийся у родственников портсигар «рассказал», что среди награжденных таким ценным подарком в тот день был и П.И. Ягодзинский. На оборотной стороне серебряного портсигара вырезана девятистрочная надпись: «За восстановление = красного флота = в день сдачи Эск. Мин. = Незаможній = на заводе Марти Бадина = от ЮМТа = П.И. Ягодзинскому = 1917.7.ХІ.1923 г. = г. Николаев».

Вот такими двумя необычными наградами был отмечен труд Петра Иосифовича.

По сохранившейся групповой фотографии стало известно, что в 1933 году состоялся 1-й выпуск техников судокорпусников и судомехаников «С.Ф.З.Т.К. (судостроительные фабрично-заводские технические курсы, — прим. авт.) комбината «А. Марти» и судоверфи «61». П.И. Ягодзинский учился на них вместе с А.Б. Ганькевичем, будущим директором заводов им. 61 коммунара и Черноморского судостроительного.

Перед войной Петр Иосифович работал начальником электромонтажного цеха завода им. 61 коммунара.

В конце февраля 1944 года, в последнюю волну, вместе с тысячами других, оставшихся на оккупированной территории СССР, в качестве рабочей силы Ягодзинский отправлен немцами на принудительные работы в Германию. Как рассказывали его знакомые, во время этапирования на территории Румынии у него открылась язва желудка. Его оставили в одном из населенных пунктов. По воспоминаниям родственников и очевидцев, там он и скончался.

Думаю, читателю будет интересно узнать о родственнике Петра Иосифовича. В книге А.А. Малярчука «Верфь на Ингуле» (1989) подается интересная информация о его родном брате – Ромуальде Иосифовиче Ягодзинском.

После освобождения Николаева от интервентов 14 марта 1919 года «начала оживать работа на «Руссуде». Украинский Совет Народного Хозяйства поручает заводу провести испытания одного из «эльпидифоров», закончить достройку на плаву еще нескольких кораблей этого типа.

…В это время на заводе работало 556 человек, из них 358 рабочих. Общезаводской комитет рабочих и управление заводом возглавил бывший токарь «Руссуда» Р.И. Ягодзинский, а 21 июня 1919 года была образована коллегия по управлению заводом под председательством чертежника А.Х. Ермолаева. В ее состав вошли Р.И. Ягодзинский, М.И. Сосновский, служивший до этого в Петрограде, и С.Т. Артамонов (секретарь)».

18 августа 1919 года город захватили деникинцы. Только 31 января 1920 года Николаев был освобожден от белогвардейцев.

Всесоюзный Совет Народного Хозяйства распорядился образовать Объединенное правление Николаевских судостроительных заводов «Наваль», «Руссуд», «Ремсуд» и «Темвод». Уполномоченным по заводу «Руссуд» был назначен Р.И. Ягодзинский.

Так дошедшие до нас артефакты поведали о наградах за ударный труд в 20-х годах ХХ века, а мы вспомнили о наших горожанах, связавших свою судьбу со строительством кораблей. Может, кто-нибудь из современников найдет среди названных здесь судостроителей своих родных и близких.

Евгений Горбуров,
депутат Николаевского
областного совета.