Выставка в Ольвии. Шаг к созданию современного музея

14:35

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

В музее-лапидарии Национального историко-археологического заповедника «Ольвия» открылась выставка художников Владимира и Татьяны Бахтовых «Античные коды Украины. Сакральные реконструкции». На ней представлены фотоработы в двух жанрах – «гелиограффити» и «терра-театр». Владимир и Татьяна по праву считаются создателями этих новых направлений в современном искусстве.

Владимир Бахтов
Владимир Бахтов

Напомним: в жанре гелиограффити художники работают уже 25 лет. За два с лишним десятилетия создано великое множество фотосюжетов, на которых «реконструированы» в трехмерном пространстве (путем рисования очертаний «открытым огнем») давно исчезнувшие с лица земли древние объекты: храмы, базилики, галереи, античные корабли и проч. Причем зафиксированы они на фотокамеру именно в тех исторических ландшафтах, где находились тысячи лет назад.
Другой жанр — терра-театр — это фотокомпозиции, сделанные с участием реальных людей, «живых скульптур», облаченных в античные одежды. Хитоны, увлажненные жидкой глиной, окрашенные глиной тела — персонажи терра-театра словно сошли с древних барельефов.
— Эта выставка — продолжение долгосрочного проекта, над которым мы работаем не одно десятилетие. Выставка под названием «Античные коды Украины» была представлена в прошлом году в Николаеве, ранее мы показывали ее в Луцке — в Музее современного украинского искусства Корсаков, еще ранее — в Музее украинской диаспоры в Киеве. Частично в разные годы фотоработы побывали и на других выставках. Можно сказать, что это перманентный проект, который на протяжении многих лет видоизменяется, накапливая работы… сегодня их уже

Татьяна Бахтова
Татьяна Бахтова

насчитываются сотни, — рассказал Владимир Бахтов.
Начало проекту «Античные коды Украины» положили несколько произведений, созданных художниками для нового Музея Античной Тиры в Белгород-Днестровской крепости «Аккерман». Музей открылся в 2013 году, но, к сожалению, существовал недолго. Виной тому — напряженная ситуация с «соседним» Приднестровьем: в музейной экспозиции находились вещи из частных коллекций, и коллекционеры боялись за сохранность экспонатов.
Проект был очень удачный, его было жалко «забывать». И художники продолжали создавать новые работы в тех же жанрах, с той же тематикой. На протяжении многих лет авторы выполняли реконструкции древних объектов в Ольвии, Херсонесе, Пантикапее, на скифских валах Немировского городища, в исторических ландшафтах украинских замков.
Попутешествовав по стране в 2019 году, выставка работ Владимира и Татьяны Бахтовых «Античные коды Украины» в 2020-м вернулась на «историческую родину» — в Ольвию.
— За месяцы карантина мы соскучились по нормальной культурной жизни. Подумали и решили, что очень важно показать этот проект именно здесь — в тех местах, где родились идеи новых жанров, где были созданы наши произведения, — отметил Владимир Бахтов. – На открытии выставки по известным причинам практически не было зрителей из Николаева, и, тем не менее, собралось такое количество парутинцев и сотрудников заповедника – как на вернисаже в хорошей киевской галерее!
Следует отметить, что это уже третья попытка художников Бахтовых изменить «музейное пространство» в заповеднике «Ольвия». Сначала — давным-давно — была выставка графических работ в музее-башне. Затем Бахтовы присмотрелись к старому зданию, где находился склад, отделили половину, привели в порядок «территорию» и организовали там выставку своих «гелиограффити», а также — заложили начало экспозиции лапидария.
Со временем сотрудники заповедника переоборудовали это помещение под музей-лапидарий. И снова большую волонтерскую помощь при создания экспозиции, состоящей из каменных артефактов и документальных фотографий, оказали Бахтовы, живущие «по соседству» с Ольвией.
И вот теперь – красивая, высокопрофессиональная выставка «Античные коды Украины. Сакральные реконструкции». Она настолько преобразила и украсила музейный интерьер работами, пропитанными ольвийской тематикой, настолько органично вписалась в пространство лапидария с его древними каменными плитами, что сразу становится ясно: работы нельзя забирать отсюда. Вот каким должно быть современное решение музейной экспозиции – в противовес тем простеньким панно старого формата, которые много лет «украшали» лапидарий.
Вопрос – может ли государство приобрести работы Бахтовых для национального заповедника? – напрашивается сам собой. Это было бы идеальное, готовое решение для модернизации музея!
На поставленный вопрос ответить трудно. Оказывается, деньги выделяются только на зарплату сотрудникам и охрану территории. Даже на ремонт, который давно просится в башне-музее, да и в самом лапидарии, — средства не предусмотрены. Башню старого маяка недавно помогли частично отреставрировать меценаты. Ее почистили внутри – и теперь с высоты, из окошка маяка, открывается прекрасный вид на руины древнего города.
— Я уже не говорю о создании новых музеев. Я призываю власть предержащих, а также бизнесменов, имеющих средства: надо хоть как-то сохранить то, что уже есть. Сделать реконструкцию, разрекламировать экспозицию… За помощью можно было бы обратиться к нашим «портовым» предприятиям — порту «Ольвия» или Николаевскому морскому порту, к «Нибулону» или глиноземному заводу. Как-то я говорил на эту тему с одним из прежних директоров глиноземного завода. Он сказал: «А ко мне никто не обращался. У нас есть деньги, мы бы могли поддерживать Ольвию». Сегодня мимо Ольвии пролетают «Кометы» на подводных крыльях… а когда-то был здесь причал и причаливали катера. Всё это можно восстановить, — размышляет Владимир Бахтов.
Не могли мы в своей беседе не затронуть и проблему убитой дороги на Парутино… точнее – дороги государственного значения, ведущей к национальному заповеднику. Сегодня это первая препона, стоящая на пути к древнему городу. Едут в Ольвию любители древностей из многих украинских городов, не догадываясь, какие сюрпризы их ждут на парутинском «асфальте». В обратный путь приходится гостей отправлять через Очаков. Позор – да и только. Разговоры о необходимости ремонта ведутся много лет. И всего-то – речь идет о 37 километрах. Наверное, не сложно подсчитать, сколько теряет от отсутствия экскурсионной деятельности заповедник в результате бездорожья.
***
Искусство художников Бахтовых располагает к размышлению, общению, разговору на серьезные темы – патриотические, гражданские, социальные. Авторы много раз приглашали к этому диалогу зрителей Львова, Одессы, Киева, Москвы (еще в «мирные» времена 2008 года), жителей Афин – одна из выставок однажды побывала в самом «сердце» древнегреческой цивилизации в 2009 году.
— Получилось так, что наши выставки не раз страдали от социальной нестабильности. Закрылся музей Тиры. В 2009 году в Афинах были студенческие волнения, и в первый день работы выставки в греческой столице царил хаос, дороги были перекрыты, и не все могли доехать до выставочного зала. Были проблемы с выставкой в архитектурном музее Москвы в 2008 году. Тогда нам предложили назвать нашу выставку «Крым в огне», однако мы отказались, и наш протест был услышан… Вот и сегодня — полноценному открытию новой выставки помешали коронавирус и карантин, — говорит в заключение Владимир Бахтов.
Хрупкое искусство с трудом выживает в наше время в нашем мире, пытаясь занять свое достойное место. Сделать ольвийский музей современным, отвечающим статусу национального заповедника – это реально… очень реально, благодаря идеям и работам Бахтовых. «Но надо спешить, пока у нас есть энтузиазм», — говорят художники. Конечно, они могли бы подарить работы – не вопрос. Но это неправильно. Колоссальный труд вложен в создание произведений новых жанров. Этот вклад должен быть оценен по достоинству. Это во-первых. Во-вторых, дарёное не бережется так, как купленное — на которое потрачены государственные средства и поставлен инвентарный номер.
Выставка будет работать в Ольвийском заповеднике всё лето. Это хорошо – ее смогут увидеть тысячи экскурсантов. И все-таки не теряем надежды, что найдутся меценаты, готовые помочь. Когда экспозиция займет в лапидарии постоянное место — он станет образцом современного музея, которого достойна Ольвия.
Наталья Христова.