Выбираем по старинке: как украинцы будут выбирать парламент

На носу — выборы в Раду, избирательный процесс набирает обороты. И баталии вокруг вопроса, по какой системе голосовать – пропорциональной с открытыми списками, пропорциональной с закрытыми или смешанной – запутали избирателя. Скажем сразу: нынешние выборы будут проходить по старой смешанной системе, по которой половина парламента избирается по спискам, а половина – по мажоритарным округам. Однако понять разницу, положительные и отрицательные стороны той или иной системы выборов будет полезно, пишет «Сегодня».

Мажоритарщики  ближе к народу

В мире — три основных варианта избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. И все три Украина испробовала.
Первой системой, по которой избирали парламент, была мажоритарная. Так избиралась Верховная Рада в 1994 г. (парламент І созыва был избран еще до независимости). Основной принцип мажоритарки – в конкретном округе выбирают конкретного депутата.
Преимущество системы: избиратели могут обратиться напрямую к народному депутату, и есть шанс, что их проблема будет решена. Мажоритарная система позволяет более точно представить в Раде интересы регионов. Мажоритарщики делают все, чтобы «выбить» для своего округа деньги в бюджете.
Недостатки тоже есть. Парламент, избранный по мажоритарке, менее договороспособен, ему сложнее выработать решение проблемы, нежели лидерам 5-6 фракций. В парламенте мажоритарщики группируются, создавая на парламентском уровне прообразы партий, чтобы иметь больше шансов на принятие закона. А для этого – идут на компромиссы, порой в ущерб избирателям.
В 1994 г. был избран не самый удачный вариант: выборы проводились в два тура, и во втором туре кандидат должен был набрать не менее 50% голосов. В итоге часть округов остались без депутатов. Во-вторых, как показала практика, мажоритарщики более подвержены влиянию тех, кто влияет на распределение бюджета: президента, Кабмина, губернаторов. Еще одним из недостатков системы называют подкуп избирателей кандидатами-мажоритарщиками в ходе выборов.

«Компромиссный» вариант

Вторая система, опробованная в Украине, – смешанная. Впервые она была введена на выборах нардепов в 1998 г. И после с небольшим перерывом практиковалась. Именно по такой системе мы выбираем депутатов: часть избираются по спискам партий, часть – по мажоритарным округам.
В разных странах мажоритарщикам и партиям отдают различное число мандатов, в Украине принята пропорция 50/50. Есть и страны, где одна палата парламента избирается по пропорциональной системе, вторая – по мажоритарной. Это тоже считается смешанной системой.
Среди достоинств смешанной системы – возможность укрепления партий. Также она сохраняет через мажоритарщиков тесную связь с избирателями. Однако некоторые ученые полагают, что смешанная система опасна для начинающих демократий, поскольку дает почву для развития низкорейтинговых, маловлиятельных партий, подрывая формирование мощных партийных структур. В общем, пословица «где два украинца, там три гетмана» – это не только о нас.
Для борьбы с этой болезнью придумано «лекарство»: повышенный проходной барьер. Чем выше барьер при смешанной системе, тем меньше соблазнов у «карманных» партий пытаться играть свою игру. Чтобы пройти в парламент, политсилы вынуждены объединяться.
На нынешних выборах мы, возможно, в последний раз будем выбирать по смешанной системе. На участках привычно получим два бюллетеня. В одном из них будет список партий с первой пятеркой кандидатов. Во втором – список кандидатов по мажоритарному округу. Таким образом, в парламенте наш голос будет представлен и партией, и конкретным депутатом.

Закрытые списки

Еще одна популярная система – пропорциональная или система выборов по партийным спискам. Ее мы тоже проходили на выборах нардепов в 2006 и в 2007 гг. Пропорциональная система предполагает закрытые либо открытые списки.
Закрытые списки не закрыты в буквальном смысле. Избиратель может с ними ознакомиться, прочесть информацию о каждом кандидате. «Закрытыми» их называют потому, что избиратель не может влиять на очередность расстановки кандидатов в списке. Эту очередность устанавливает партия на своем съезде.
Недостаток закрытых списков в том, что партии имеют возможность поместить туда кого угодно, хоть криминальных авторитетов. Причем, если рейтинг партии высок, непопулярные лица размещаются во втором, третьем и так далее десятках — там, куда интерес избирателя обычно не дотягивается. Первые же позиции отдают уважаемым и популярным людям. Разумеется, такая система несет риски продажи мест в списках партийными лидерами.
Кроме того, сильны перспективы либо потери лидерами контроля над частью депутатов, прошедших по спискам. Либо, если законодательство предполагает лишение полномочий депутата, пошедшего против воли партии, наоборот – диктатуру партийных лидеров.
Сейчас Конституция предусматривает, что депутат, который прошел по партийным спискам, но не вошел во фракцию соответствующей партии либо вышел из нее, лишается полномочий. Но это не мешает нардепам, оставаясь во фракции, голосовать вопреки ее решениям.
Если же говорить о достоинствах пропорциональной системы, то это, прежде всего, возможность становления партийных структур, больше самостоятельности и эффективности парламента ввиду того, что нескольким фракциям проще достичь компромисса даже по сложным вопросам. Пропорциональная система – по закрытым или открытым спискам – действенна с точки зрения государственного строительства и решения стратегических задач.

«Открытые» списки

Вот что для избирателя внове, так это пропорциональная система с открытыми списками. Так мы еще не голосовали.
Если кратко, отличие системы с открытыми списками в том, что здесь избиратель имеет возможность влиять, какой из представителей партии в списке пройдет в парламент, а какой – нет.
В проекте Избирательного кодекса, принятом ВР в 2017 г., предполагается, что территория Украины делится на 27 округов. Для каждого округа партия, принимающая участие в выборах, формирует список из не менее чем пяти кандидатов. Избиратель на выборах отдает свой голос за партию и за конкретного кандидата из ее списка. Кандидат, получивший больше голосов, имеет больше шансов попасть в парламент. Впрочем, избиратель волен и не голосовать за кандидата из списка, поддержав только партию.
Пропорциональная система с открытыми списками считается более прогрессивной по сравнению с закрытыми. Она минимизирует диктат партийных лидеров и возможность продажи мест в списках, позволяет избирателю фильтровать кандидатов, не пропуская в парламент криминал, одиозных лиц и политиков, не выполняющих обещания.
Предложенная проектом Избирательного кодекса система открытых списков несет в себе и сильные элементы мажоритарки. Фактически предлагается микс, где сильные стороны мажоритарной и пропорциональной систем объединены.
В любом случае, следует понимать, что недостатки и достоинства всех упомянутых систем зависят, в первую очередь, от политической культуры в государстве, где они применяются.