ВСЁ О СУБСИДИЯХ: “Вечерка” провела “горячую линию”

10:24

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Редакция газеты «Вечерний Николаев» вместе со специалистами департамента труда и социальной защиты населения Николаевского городского совета провели телефонную «горячую линию». Читатели, которые позвонили в редакцию 8 июня, получили ответы на вопросы: как сейчас оформить и переоформить субсидию на неотапливаемый период, куда нужно обращаться, какие документы подавать, в какие сроки и в какой форме можно получить денежную помощь от государства на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Наша телефонная линия получилась по-настоящему «горячей»: за 3 часа поступило около 50 звонков.
Консультации проводили начальник отдела мониторинга социальных выплат и предоставления адресной помощи департамента труда и социальной защиты населения Николаевского городского совета Елена Харитонова, начальник управления социальных выплат и компенсаций Центрального района Наталья Кульбацкая, начальник отдела управления социальных выплат и компенсаций Ингульского района Ольга Боброва,
Отчет о «прямой линии» редакция решила разбить на две части. В первой мы дадим ответы на общие, наиболее задаваемые вопросы, а во второй (она выйдет ровно через неделю, в следующем четверговом выпуске «ВН») – дадим ответы на вопросы, которые касаются конкретных получателей субсидий.
Итак… Ответы на общие вопросы.

14 апреля 2021 года Кабинет Министров Украины принял постановление о пересмотре отдельных критериев назначения субсидий с целью адресного предоставления государственной социальной поддержки населению и эффективного и рационального использования бюджетных средств.
В частности, были уточнены требования материального и имущественного состояния при назначении жилищных субсидий касательно осуществления единовременных дорогостоящих покупок, наличия банковских депозитов, проведения операций по купле-продаже иностранной валюты и банковских металлов. Отдельным постановлением от 19 мая 2021 года еще раз были пересмотрены критерии назначения и переназначения субсидий.

Кому, согласно новым правилам, нужно переоформить субсидию?

Домохозяйствам, у которых отсутствуют критерии, при которых жилищная субсидия не назначается, предусмотрено автоматическое переназначение субсидии.
Решение о назначении жилищных субсидий таким домохозяйствам в автоматическом режиме будет приниматься органами социальной защиты населения на основании информации Министерства финансов по результатам проведенной верификации данных по получателям жилищных субсидий (наличие в собственности жилых помещений, транспортных средств, депозитных счетов и т.д.).
Таким образом, назначение жилищной субсидии на следующий период домохозяйствам, которые получали субсидию в отопительном сезоне 2020-2021 годов, будет проводиться без обращений граждан, кроме домохозяйств, которым жилищная субсидия:
– предоставлялась в денежной безналичной форме (необходимо получить данные для выплаты средств в наличной форме);
– была назначена по фактическому месту жительства лиц (арендаторы жилых помещений; внутренне перемещенные лица) (необходимо подтвердить место фактического проживания);
– была назначена без учета отдельных лиц из числа зарегистрированных в жилом помещении, которые не проживают по месту регистрации (необходимо актуализировать сведения о непроживании отдельных лиц по месту регистрации).

На какой период назначается субсидия?

На основании предоставленных документов в течение всех 5 месяцев неотопительного периода, то есть с мая по сентябрь 2021 года включительно, жилищная субсидия будет назначена всем домохозяйствам с мая 2021 года.
Независимо от того, когда гражданин в течение этих 5 месяцев обратится за субсидией, она в любом случае будет начислена с мая.
Вместе с тем, с целью предотвращения в дальнейшем необходимости возвращать неправомерно начисленные суммы жилищной субсидии, гражданам, которым субсидия будет назначена автоматически на следующий период без обращения, необходимо до 1 сентября 2021 г. сообщить органам социальной защиты населения о наличии условий, при которых жилищная субсидия не назначается.

В какой форме можно будет получить субсидию?

Принципиальным положением новых правил назначения жилищной субсидии является завершение процесса ее монетизации.
С 2019 года был начат соответствующий процесс, и в прошлом отопительном периоде жилищная субсидия предоставлялась в денежной форме, но 2-мя различными механизмами:
– наличные выплаты, которые получают на сегодняшний день почти 95% получателей субсидии;
– денежная безналичная форма путем зачисления на счет в «Ощадбанке» «Ощадбанк» напрямую проводил расчеты с предприятиями.
С 1 мая 2021 года этот переходный процесс завершается, и соответственно, все субсидии с мая будут рассчитываться и выплачиваться гражданам исключительно в наличной форме.
Таким образом, если вам ранее начислялась безналичная субсидия – автоматического продления в вашем случае не происходит. Нужно подать новые заявление и декларацию и определиться со способом получения субсидии – через почту или банковское учреждение с открытием расчетного счета для зачисления субсидии.

Как теперь подавать сведения о прописанных и фактически проживающих лицах в составе домохозяйства?

Назначение жилищной субсидии на следующий период домохозяйствам, которые получали субсидию в отопительном сезоне 2020-2021 годов, будет продлено автоматически без обращений граждан. Исключения составляют домохозяйства, которым жилищная субсидия:
– была назначена по фактическому месту жительства лиц (арендаторы жилых помещений; внутренне перемещенные лица) (необходимо подтвердить место фактического проживания);
– была назначена без учета отдельных лиц из числа зарегистрированных в жилом помещении, которые не проживают по месту регистрации (необходимо актуализировать сведения о непроживании отдельных лиц по месту регистрации).

Какие граждане не смогут получать субсидию?

Причины отказать в начислении субсидии:
– покупка имущества на сумму свыше 50 тыс. грн однократно: квартиру, автомобиль, товары длительного пользования в течение года, предшествующего году обращения за субсидией;
– банковский депозит на сумму от 100 тыс. грн.;
– купля-продажа валюты и банковских металлов – от 50 тыс. грн.;
– отсутствие доходов (если человек при этом не был официально трудоустроен, не учился и не состоял на учете как безработный);
– проживание за границей более 60 дней, за исключением пребывания на лечении, в командировке, с целью присмотра за ребенком;
– задолженность по оплате коммунальных услуг более 3 месяцев;
– долг по алиментам более 3 месяцев;
– не вернул незаконно полученную субсидию за предыдущий период;
– владение новым автомобилем.

Как будет назначаться субсидия на сверхнормативную жилую площадь?

Норма жилья, на которую назначается субсидия, на домохозяйство составляет 35,22 кв. м, и плюс 13,65 кв. м – на каждого последующего человека. То есть, на семью из трех человек – около 75 кв. м.
Субсидия на увеличенную сверх нормы площадь может быть назначена только в одном случае – если в состав домохозяйства входят неработающие нетрудоспособные лица (лица с инвалидностью, пенсионеры, дети).
Если в отопительном сезоне 2020 – 2021 гг. субсидия была назначена на увеличенную норму, с мая 2021 года она будет начислена автоматически на основании информации о составе домохозяйства и о социальном статусе его членов.
В предоставлении субсидии в любом случае откажут в следующих ситуациях:
– площадь квартиры превышает 130 кв. м;
– площадь дома – более 230 кв. м.
При назначении субсидий не учитываются жилые помещения, находящиеся в общей долевой или совместной собственности, расположенные в сельской местности, а также полученные по наследству.

Разные лицевые счета – разные субсидии?

Одно домохозяйство – одна субсидия. Если две или более семьи проживают вместе и оплачивают коммунальные услуги на разные лицевые счета, и это документально подтверждено, им субсидии будут назначаться на общих основаниях на разделенные лицевые счета.

Куда обращаться, чтобы оформить субсидию?

Непосредственно в районные управления социальных выплат и компенсаций нашего города, где есть возможность предварительной записи на прием.
Заполненные бланки можно направить обычной почтой на адрес органа социальной защиты населения.
Также можно подать документы через электронный сервис https://subsidii.mlsp.gov.ua/.

Какие документы необходимы для оформления и
переоформления субсидии?

Для назначения субсидии подаются:
– заявление о назначении и предоставлении жилищной субсидии;
– декларация о доходах и расходах всех зарегистрированных/ проживающих в данном жилье. Сотрудники соцзащиты сами проверяют указанные доходы в ГФС или ПФУ, в случае же, если задекларированные данные там отсутствуют, нужно предоставить справки о доходах;
– для снимающих жилье – договор найма или аренды.

Где можно получить новые бланки заявления
и декларации для оформления субсидий?

Формы заявления о назначении субсидии и декларации о доходах определены в дополнениях к Положению о порядке назначения жилищных субсидий, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 № 848.
Формы опубликованы на сайте Минсоцполитики (https://www.msp.gov.ua/news/16214.html), сайте департамента труда и социальной защиты населения Николаевского городского совета (http://sotsdepart.mk.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=2397).

Как заполнять заявление?

В заявлении должна находиться следующая информация:
– наименование структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
– фамилия, имя и отчество заявителя;
– контактный номер телефона;
– номер идентификационного кода;
– вид субсидии;
– куда переводить деньги (через организацию, которая осуществляет доставку и выплату пенсий и денежной помощи, или через банки, указав номер счета в банке, МФО банка, код банка и его наименование);
– наименование вида жилищно-коммунальной услуги для оформления субсидии;
– номер лицевого счета;
– наименование организации, предоставляющей жилищно-коммунальные услуги;
– дата и подпись заявителя.

Как заполнять декларацию?

В декларации должно быть указано:
– наименование структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
– фамилия, имя и отчество заявителя;
– общая площадь жилого помещения, квартиры/дома/его части;
– тип дома;
– количество этажей в доме;
– фамилия, имя и отчество заявителя, его семейное положение, число/месяц/год рождения, серия и номер паспорта, номер идентификационного кода;
– фамилия, имя и отчество каждого члена семьи из состава домохозяйства независимо от фактического места жительства, их семейное положение, число/месяц/год рождения, серия и номер паспорта, номер идентификационного кода;
– доходы, информация о которых отсутствует в Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов и реестре застрахованных лиц в Государственном реестре общеобязательного социального страхования (в частности, зарубежные денежные переводы) за период с 1 июля по 31 декабря 2020 года, то есть все неофициальные доходы;
– сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке, с года выпуска которых прошло менее 15 лет (кроме мопеда, прицепа), находящихся в собственности или владении лиц, входящих в состав домохозяйства, а также членов семьи лиц из состава домохозяйства независимо от регистрации их места жительства (фактического проживания);
– информацию о приобретении имущества, товаров, ценных бумаг, финансовых инструментов, виртуальных активов, оплате работ или услуг (кроме медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных), проведение платежей по сделкам, которыми предусмотрено приобретение имущественных прав на недвижимое имущество и/или транспортные средства (механизмы) (кроме объектов наследия и дарения), осуществление взносов в уставный (складочный) капитал общества, предприятия, организации, об уплате средств на благотворительную деятельность, предоставление возвратной/ безвозвратной финансовой помощи, займа на сумму, которая на дату покупки (оплаты, реализации) превышает 50 000 гривен в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии;
– информацию о приобретении безналичной и/или наличной иностранной валюты, банковских металлов на общую сумму, превышающую 50 000 гривен в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии;
– сведения о наличии в собственности лиц, входящих в состав домохозяйства, а также членов семьи лиц из состава домохозяйства независимо от регистрации их места жительства (фактического проживания), средств на депозитных счетах в размере, превышающем 100 000 гривен в расчете на одного человека в месяц;
– данные о суммах алиментов, уплаченных лицами, входящими в состав домохозяйства, а также членами семьи лиц из состава домохозяйства независимо от регистрации их места жительства (фактического проживания), при условии документального подтверждения фактической уплаты с 1 июля по 31 декабря 2020 года;
– сведения о наличии в собственности лиц, входящих в состав домохозяйства, а также членов семьи лиц из состава домохозяйства независимо от регистрации их места жительства (фактического проживания) жилых помещений (квартиры, дома);
– дата и подпись заявителя.

Анна Рубанская.
Фото Александра Сайковского.
(Окончание следует).