Вот и лето на пороге… Первый месяц солнечной поры в истории Николаева

15:16

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Июнь – первый месяц долгожданного лета. Изнывающую степную жару время от времени сменяют спонтанные дожди. На вишнёвых и абрикосовых деревьях, ещё недавно радовавших нас своим цветом, уже зреют сочные плоды. На скромных клумбах, предварительно вооружившись шипами, распускаются роскошные розы. Одуванчики выпрямившись стоят, подставив солнцу поседевшие головы. Тополиный пух резво носится по городу, а когда устаёт, останавливается передохнуть у бордюров. А за окном, как у Пастернака, «смотрят хмуро по случаю своего недосыпа вековые, пахучие неотцветшие липы». Каждый год лето приходит в город по-разному. Чем же был ознаменован приход этой чудесной поры в истории Николаева?

Первым, кто заговорил об устье Ингула как о месте, удобном для постройки судостроительной верфи, был граф Михаил Кутузов. Свои предположения он подробно доложил графу Григорию Потёмкину. В связи с этим в июне 1788 года Потёмкин предписывает измерить глубину Ингула «от устья его до того места доколе оный судоходен». Результатами измерений граф остался доволен и издал приказ руководителю строительных работ на верфи и в городе полковнику Михаилу Фалееву «заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробованному рисунку двух кораблей пятидепятишестипушечных». Этот документ положил начало корабельной верфи в Николаеве.
Немалых достижений достигало и николаевское судостроительное дело в июне. Так, 3 июня 1821 года в Николаевском адмиралтействе спущен на воду 22-пушечный бриг «Орфей». Это тот самый бриг, который поддерживал атаку морского порта Констанца вплоть до капитуляции крепости, получив 66 пробоин, а после ремонта отправился на Русско-турецкую войну 1828-1829 годов, пленив впоследствии три турецких судна. В этой же войне принимал участие и другой корабль, заложенный в Николаевском адмиралтействе в июне. 5 июня 1820 года был спущен на воду 74-пушечный корабль «Норд-Адлер», в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга уничтоживший 17 турецких судов.
Не на шутку перепугались жители села Мигеи (ныне Первомайского района) июньским утром 1886 года. Тогда, 18 июня, в полдевятого утра, в поместье Скаржинских упал каменный метеорит весом более 8 кг. Как утверждают учёные, падение метеорита сопровождалось болидом, который приблизительно на середине своего пути ярко вспыхнул. После исчезновения болида на небе остался серебристо-матовый след, а на месте вспышки – серебристо-матовое облачко.
Едва заметные вспышки света освещали ночной Николаев в июне 1826 года. Тогда, 16 июня 1826 года, по приказу Главного командира Черноморского флота и портов адмирала Алексея Самуиловича Грейга был построен первый оптический телеграф между Николаевом, Очаковом и Голой Пристанью. С его помощью на дальние расстояния можно было передавать информацию при помощи световых сигналов. При хороших погодных условиях устройство, ставшее прототипом семафора, передавало знаки на расстояние до 65 километров.
1 июня 1862 года военный губернатор Николаева Богдан Александрович фон Глазенап принял важное решение для судьбы города. По его ходатайству военный порт был открыт для иностранных судов, а гавань на Бугском лимане в Поповой балке стала именоваться коммерческим портом. А 21 июня уже был учрежден первый коммерческий банк.
14 июня 1869 года в селе Табурищи Николаевской области родился выдающийся скульптор Иван Иванович Андреолетти (при рождении – Пагирев). Его биография необычайно интересна. Иван Пагирев родился в бедной крестьянской семье, однако с детства проявил незаурядные способности к рисованию и в возрасте 19 лет был принят для бесплатного обучения в Одесскую рисовальную школу. Молодой художник был одним из наиболее талантливых учеников в своём классе, однако финансовые трудности не позволяли ему целиком отдаться учёбе. Тогда в 1890 году ему на помощь пришёл итальянский художник Джованни Андреолетти, живший и работавший в то время в Одессе. Он усыновил молодого художника, который с тех пор жил и работал под именем Ивана Андреолетти. В 1900 г. Иван Иванович получил звание классного художника и заграничное пенсионерство в Италии за картину «Удачный лов». В апреле 1917 г. стал членом-учредителем Союза скульпторов-художников, а затем переехал во Францию.
В июне 1957 года был утверждён проект Варваровского моста. Его автором выступил главный инженер Государственного проектно-изыскательского института «КИЕВГИПРОТРАНС» Андрей Карпачев. Во время Великой Отечественной войны Андрей Ананьевич в должности начальника проектной группы железнодорожных войск 2-го Украинского фронта находился в авангарде наступающих войск, восстанавливая мосты и прокладывая дороги для военных частей, за что был награжден орденом Красной Звезды. Так, в частности он руководил постройкой пяти мостов через реку Тиса общей длиной 775 м. На протяжении всего периода строительства Варваровского моста Андрей Карпачев постоянно приезжал в Николаев и контролировал ход работ совместно с руководителем мостопоезда №444 Львом Карели. Строительство было окончено в 1964 году.
Множество выдающихся николаевцев появились на свет в первый месяц лета. Это и известный учёный–кораблестроитель, краевед, профессор Юрий Крючков, и учёный в области транспорта Владимир Образцов, и вице-адмирал Илья Кулишов, организовавший оборону Николаева в августе 1941 года от наступающих немецко-фашистских войск, и композитор Яков Каплун, и футбольный тренер Владимир Восковский, и поэт, переводчик Пётр Вейнберг, и участник Великой Отечественной войны, поэт Леонид Воронин.
Июнь – это время, когда не обойтись без мороженого. Когда начинаешь ценить деревья, дарящие приют от палящего солнца. Когда впервые за долгое время после зимы хочется надеть головной убор. Июнь – это время, когда от тёплого дуновения ветра оживает Николаевский яхт-клуб. Неизвестно, откуда на свежий воздух высыпают десятки юных яхтсменов, отважно управляющих своими хрупкими, сражающимися с речным ветром парусниками. За ними с любопытством наблюдают ребята поменьше, мечтая когда-нибудь оказаться на их месте. А в это время «Мальчик с бычками» задумчиво вглядывается в горизонт, где встречаются две реки, пока кот, трущийся о его ноги, пытается незаметно утащить бронзовую рыбёшку.
Елизавета Безушко.