Весь божий мир он воспринимал через искусство. Художник Геннадий Михайлович Плужник

15:46

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Уходит старшее поколение художников… уходит, оставаясь в своих работах. И однажды друзья и близкие собираются на выставке, чтобы вспомнить.
В 2018 году завершил свой земной путь николаевский художник Геннадий Михайлович Плужник. Более 50 лет по этому пути его вел бог творчества. Родом из Кривого Рога, после окончания Днепропетровского художественного училища (1964 год) и Московского полиграфического института (специализация – художник-график) Плужник приехал работать в Николаев. В советские времена трудился в художественном комбинате, занимался оформительской работой. Но параллельно с «ремеслом» творчество всегда присутствовало в его жизни. Хотя – и оформитель он тоже был классный, причем вся работа дизайнерская – не на компьютере, а в рисунках «от руки».
Активно работающий, талантливый художник, он пробовал себя в разных направлениях живописи, в разных техниках. Был в первую очередь великолепный график, показавший, насколько интересен и выразителен может быть на бумаге графитный карандаш. Удивлял зрителей колоритными акварелями, но более всего увлекала пастель – по его мнению, «прекрасный материал, мягкий, мобильный, удобный».
Вот эта самая любимая художником пастель максимально представлена на выставке, открывшейся недавно в Доме художника. Причем значительную ее часть составляют работы, написанные в 2017 году.
– Пастель – это графический материал, но в отцовских работах он звучит как живопись. И это уникально. Обратите внимание на эти пастельные работы – в них очень много цвета, они яркие, насыщенные, – отметил в своем выступлении на вернисаже сын Геннадия Михайловича Антон. – Материал нетривиальный, его не часто можно увидеть на выставках. По сути, это цветные мелки, но есть при использовании этих красок одна очень важная деталь: мелки растирают пальцами, а значит – человек постоянно прикасается к своей работе, создавая «тактильный контакт».
Выставка состоялась благодаря Антону Плужнику, который собрал и показал горожанам более 60 работ своего отца. Процентов 30, а то и 40 этих работ николаевские художники (а что уж говорить об обычных горожанах) увидели впервые. Это было интересно. Удивительные натюрморты, в которых опоэтизированы самые простые вещи. Свеча и курительная трубка. Сожженное письмо. Композиция с птичьими гнездами. «Бум ложек» (как, оказывается, могут быть выразительны висящие на стене в ряд деревянные кухонные ложки!). «Цибулине щастя» – картинка, которая воспевает природную красоту обычного желтого репчатого лука. Необыкновенный по красоте натюрморт «Жасмин и черешня». А есть на этой выставке просто уникальные по тематике и трактовке, с долей народного юмора, натюрморты: например, композиция, состоящая из конского хомута, сбруи и подков («Хомут Малявки») или «банные принадлежности» в работе «Иванко, а не пойти ли нам в баню?».
Значительную часть выставки составляют николаевские пейзажи. Не парадные улицы, а скромные задворки, милые сердцу простенькие уголки города: улицы Севастопольская и 2-я Военная; домики, едва угадывающиеся в пелене туманного утра; северные ворота университета им. Петра Могилы; чеканная графика ветвей зимнего платана; последний луч закатного солнца…
– Выставка свидетельствует о том, что художник, создавший эти работы, – великий. Потому что всё написано с натуры – вот что ценно, – отметил в своем выступлении на презентации народный художник Украины Михаил Озерный. – А натура – это лучший педагог. «Идите в природу – она научит», – так говорил своим ученикам знаменитый Саврасов. И если не следовать этой заповеди – художником трудно стать.
В своих этюдах Геннадий Плужник достиг совершенства. С момента, когда чистый холст устанавливался на этюднике, пастельные или масляные краски ложились на него, и до полного окончания работы проходило два-три часа. Всего два часа – и из-под кисти художника выходил завершенный сюжет: всё проработано в деталях, проработано по цвету, схвачено состояние, настроение пейзажа. А еще он любил выходить на одно и то же место (например, на даче) и писать разное состояние природы с одного и того же ракурса. И каждый раз это были совершенно новые, оригинальные работы.
Поделился своими впечатлениями о творчестве коллеги и заслуженный деятель искусств Украины Иван Булавицкий:
– Многих удивляло, что Геннадий Плужник предпочитает работать в пастели, не слишком уделяя внимание маслу. Пастель недолговечна, такие работы не пользуются повышенным спросом у коллекционеров. Однако он никогда не преследовал цель продать, он всегда ставил перед собой чисто творческие задачи… Такое необычное собрание его работ, которое выставил Антон, мы еще не видели в этом зале.
А еще многие на этом вечере памяти говорили о Геннадии Плужнике как о талантливом педагоге, который воспитал целую плеяду учеников, отличных мастеров своего дела. Художник стоял у истоков создания кафедры дизайна в Национальном университете кораблестроения им. адм. Макарова и с 1999 по 2017 годы работал здесь старшим преподавателем, преподавал живопись и рисунок. Не каждый художник может быть учителем, а вот его Господь наделил этим даром.
И не случайно на открытии выставки оказалось множество молодых людей – студентов университета кораблестроения, учеников Геннадия Михайловича. Однако не только на молодое поколение, но и на своих коллег-художников он оказал большое влияние. «Творческая энергия горела в нем – и ею он мог зарядить других. Многие полюбили этюды благодаря Плужнику – наблюдая, как он общается с природой, как пишет… Казалось, что весь Божий мир он воспринимает через искусство», – рассказала Ольга Гончарук.
Все, кто держал в этот вечер слово на вернисаже, высказали огромную благодарность Антону Плужнику за прекрасную выставку, которую сын организовал в память об отце. Приходите посмотреть. Геннадий Плужник – это имя, которое достойно вошло в историю украинской живописи, в историю нашего города.
Наталья Христова.
Фото сайта Niklife.