Вернуть Николаеву реки. Яхтсмен рассказал, зачем нам закон «О внутреннем водном транспорте»

12:27

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Валерий Ветров, Станислав Козлов, Вечерний Николаев, Закон о внутреннем водном транспорте

С 1 января 2022 года в Украине вступает в силу закон «О внутреннем водном транспорте», в разработке которого принимали активное участие николаевские политики и представители бизнеса. И это неудивительно: наш город, расположенный в месте слияния двух рек и издавна «заточенный» под судоходство, может смело считать этот закон своим «профильным». Ведь он должен активизировать оздоровление именно тех исторически ценных отраслей Николаева, где на сегодняшний день все стоит или рушится. Специалисты твердят: стоит урегулировать речные перевозки законодательно, и наши реки смогут принять и нарастить пассажиропоток, дать работу судостроителям и морякам, и даже разрешить затянувшийся автотранспортный коллапс на городских магистралях.

Как обстоят дела на самом деле? Когда закон принесет Николаеву первые улучшения и принесет ли? Разъясняет гость редакции «ВН» — глава коалиции «Николаевская региональная платформа реформ» и член Экспертно-общественного совета при горсовете Валерий Ветров.

— Еще в 2019 году общественниками была принята Концепция развития рек и маломерного судоходства в Николаеве, ее формировали яхтсмены, лодочники, перевозчики и все, кто проводит время на реке и использует реку. Уже на основе этой концепции была подготовлена программа на первые два года.

Следует отметить, что в Николаеве действует пока что уникальная для украинских городов форма взаимодействия жителей города с городской властью — это сеть общественных советов при исполнительных органах горсовета, которые объединяют представителей общественных организаций города. Они имеют реальные возможности участия в местном управлении. Задача общественных советов — доносить до городской власти реальные потребности горожан и даже предлагать готовые проекты решений. Схема уже показала себя в действии, многие разработки общественников уже приняты депутатами, исполкомом или непосредственно городским головой. 

— Николаевские депутаты обратились к президенту с требованием ветировать закон, а бизнесмен Алексей Вадатурский назвал его «позорным и дискредитирующим Украину». По вашему мнению, хорош закон или плох?

— Анализируя проблемы отрасли и размышляя, как подойти к их решению, мы понимали, что на нашем местном уровне мы можем работать над частностями. Но мы поняли, что если не меняется национальное законодательство, а вместе с ним и регулирование, определенное киевскими структурами, то изменить все будет очень сложно. А именно об этом говорили представители бизнеса и в Одессе, и в Николаеве: основная проблема, которая мешает развиваться и судоходству, и рекам — это зарегулированность и серьезная бюрократия, которая ведет за собой коррупционные отношения.

Когда наконец появился проект закона «О внутреннем водном транспорте» — вначале крупный бизнес на местах и Мининфраструктуры спорили между собой, предлагая разные варианты. И это продолжалось несколько лет. Николаев боролся за свои приоритеты до последнего: уже после принятия закона Верховной Радой депутаты горсовета обратились к Президенту, чтобы он наложил вето. Тем не менее, закон принят, подписан президентом, и с 2022 года в таком виде он будет существовать.

Будем говорить объективно, в законе есть положительные моменты. Он четко определяет в одном документе все аспекты судоходства и его регулирования, включая гидротехнические сооружения, тарифную политику. Печально то, что в разработке закона представители маломерного судоходства не имели особой возможности быть услышанными, а слушали в основном крупных операторов, таких как «Нибулон». В сети легко найти перечень претензий к закону, представленных именно «Нибулоном». Я считаю их претензии к принятой редакции закона обоснованными. Например, там не проработаны механизмы, запрещающие сбрасывать нечистоты в воду, заниматься контрабандой топлива. Кроме того, судам разрешат заходить под чужими флагами, и без переходного периода начнется такая конкуренция, которую украинский флот не выдержит. Большую преференцию будут иметь оффшорные компании. Ходить здесь под украинским флагом станет экономически невыгодно.

Не услышанными авторами закона остались и проблемы мелких собственников. Главное, что мешает им, это чрезмерная зарегулированность отрасли. Я сам собственник маломерного судна, и я ощущаю все недостатки законодательства на себе. Приобрести судно в современных условиях Украины — это само по себе непростое дело. А тот, кто его приобрел, должен его первым делом зарегистрировать и получить права. Регистрация, начиная с определенного размера судна, осуществляется в Киеве. Далее — техосмотр,  он вообще заблокирован с прошлого года. Никто не может получить техосмотр, и не потому, что не хотят — его просто не дадут. И на этих этапах, и при последующем пользовании судном, соблюдение законов не гарантирует вам спокойной жизни. Нормы на сегодняшний день таковы, что представители реестров и Морской администрации сами зачастую путаются в них, что не мешает им, выходя на проверки, фиксировать как можно больше нарушений. В отличие от Европы, где максимум усилий тратится на то, чтобы разъяснить правила и нормы и добиться их выполнения, у нас иная логика. Наши контролирующие органы заинтересованы найти максимум «зацепок»: чем больше нарушений задокументировано, тем лучше чиновник сработал.

Сейчас остается только догадываться, как будет работать закон. До 2022 года, пока он не вступил в силу, идет подготовка подзаконных актов. Из предыдущего опыта — обычно каждое ведомство, когда готовит эти акты, видит свой узкий интерес и стремится зарегулировать еще больше. Должна быть поставлена задача упростить процедуры и сделать отрасль привлекательной. И крайне важно, чтобы в разработке новых подзаконных актов приняли участие представители разных сфер водной отрасли. По этому поводу представители общественных советов Николаева обратились с открытым письмом к руководителю Государственной службы морского и речного транспорта Украины Виталию Киндративу. Необходимо проведение встречи с николаевской делегацией для обсуждения этих вопросов.

— На одном из круглых столов с вашим участием увлекательно рассказывали, как работает городской водный транспорт в Лондоне, Сингапуре и Сиднее. Какие успешные регионы мира можете привести вы? С кого Николаеву брать пример?

— Меня вдохновила американская Флорида, где я был 8 лет назад. По части маломерного судоходства Флорида — это «законодатель мод». У них много собственников маломерных судов, и делается все для их удобства: везде для них сделаны стоянки, идет активная торговля, обслуживание.

Что касается Украины, здесь все с точностью до наоборот: государство делает все, чтобы усложнить и отпугнуть. Яхтсмены говорят о том, что иностранцам очень сложно заходить в наши порты. В приморских городах Турции очень развитая инфраструктура для яхт: когда швартуется маломерное судно, оно очень быстро получает элементарные услуги — зарядку, воду. А у нас приходят иностранцы — и должны стоять в очередях. Что касается портов Украины, лоция для международных мореплавателей так прямо и говорит: мы не рекомендуем ходить в Украину, там проблемы.

Николаев должен стать такой же Флоридой для Украины. Испокон веков наш город создавался для кораблестроения и обслуживания судов, и это заметно даже в наши дни, когда, как принято говорить, «все развалено». Уже сейчас из других городов к нам ходят швартоваться, зимовать, потому что так удобно. Уже многие одесситы перекочевали к нам, ведь цена зимовки в Николаеве несоизмеримо дешевле.

Все наши преимущества нужно и далее использовать для экономической стимуляции города. Нужно создать большое количество яхтенных стоянок, оснащенных не только базовыми вещами, такими как электроснабжение, но и сервисными предприятиями по обслуживанию судов. Если яхтсмен рассматривает Николаев для долгосрочного базирования своей яхты (а судоходный сезон, как известно, продолжается всего 5 месяцев, в остальное время судну нужна стоянка и уход) — город сможет заработать, если предложит ему необходимые услуги: починить паруса или изготовить новые, выполнить ремонт мотора, провести консервацию на месяцы «не сезона». И тогда этот клиент точно останется здесь. Кроме того, людям нужно получить инфраструктуру отдыха, основанную на возможности зайти с воды. У нас уже есть достойные рестораны с видом на реку, но пришвартоваться там пока нельзя, особенно яхтам с глубокой осадкой. А тем временем, многие страны уже поняли перспективность этого направления и развивают его. Даже наши соседи в Украине — Одесса, Каховка — ушли далеко вперед.

Идея общественников состоит в том, что Николаев создан для активного судоходства. У нас самая длинная береговая линия среди городов Украины — 153 км. Судостроение уровня советских времен нам, конечно, не вернуть, но возродить маломерное судоходство — можно. За последние три года, если вы заметили, в Николаеве оживилась нижняя набережная, появились катамараны, речные трамвайчики,скоростные катера, оказывающие услуги по перевозкам населению. Прогулки по реке моментально стали визиткой города! 

До 90-х годов в Николаеве было зарегистрировано 2000 маломерных судов, сейчас —  всего 300. В советские годы люди активнее пользовались рекой. На территории города сохранились 8 лодочных кооперативов. Ими и сейчас пользуются много людей: отдыхают на реке, рыбачат. Эта сфера деятельности тоже требует урегулирования. Наша Концепция развития рек и маломерного судоходства предполагает принятие положения, которое восполнит существующие пробелы в регулировании: а именно, четко определит условия и стандарты размещения лодочных кооперативов и их функционирования в пределах прибрежных зон города.

Как минимум, нужно начать с соблюдения норм по чистоте реки. У нас на территории города представители компании «Речные трамвайчики» выявили 21 сток, и даже если это не канализация, они все равно могут быть грязными. В обычные ливневые стоки, как известно, часто врезаются недобросовестные потребители, и выходит, опять-таки, загрязнение реки. В этом направлении сейчас проводится большая работа инициативных групп: проводим информационные кампании, инициируем обсуждения, экспертные встречи. Совсем недавно, в августе, при участии николаевских и всеукраинских СМИ была проведена экспедиция по инвентаризации прибрежной зоны Николаева. «С воды» мы сами увидели и показали журналистам всё: ливневые стоки, «ручейки» непонятного происхождения, свалки мусора в балках, которые при ливнях попадают в наши реки. Это была резонансная акция, и со всем увиденным нами придется разбираться представителям администраций, экологического управления ЖКХ, водоканала и “ЭЛУ автодорог». Эти и другие структуры были определены в поручении городской власти, принятом после аппаратного совещания с участием городских общественных советов.

Работы много, и мы уверенно идем к результату: оживить реки Николаева и извлечь из них максимум пользы для города.

Станислав Козлов, Анна Рубанская

Фото, видео — Александр Сайковский

Смотрите видеоинтервью на официальном YouTube-канале «Вечерний Николаев»