Великолепная семёрка кораблей, которые построили в Николаеве

корабли

В Николаеве на заводе им. 61 коммунара была построена серия больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1134Б, типа «Николаев», получившая название на флоте «Великолепная семёрка»: «Николаев» (сдан ВМФ 31.12.1971), «Очаков» (04.11.1973), «Керчь» (25.12.1974), «Азов» (25.12.1975), «Петропавловск» (29.12.1976), «Ташкент» (31.12.1977), «Таллин» (31.12.1979).

Это корабли полным водоизмещением около 9000 тонн, длиной 173 метра, шириной 16,8 м, экипаж – до 430 человек. На них было установлено многочисленное и разнообразное ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение.
Корабли были снабжены главной газотурбинной установкой мощностью 92-107 тыс. л.с., обеспечивавшей скорость полного хода до 33-х узлов. Газотурбинные двигатели были спроектированы в Николаеве в СПБ «Машпроект» и изготовлены здесь же на Южно-турбинном заводе «Заря». С момента своего основания на протяжении нескольких десятилетий николаевский газотурбинный комплекс оставался лидером производства корабельных газовых турбин в мире.
Иностранные справочники относят корабли пр.1134Б к классу ракетных крейсеров. После прохода головного корабля этого проекта БПК «Николаев» 1 марта 1973 года через пролив Босфор, специалисты ВМС США, выполнив его визуальный осмотр и технические замеры, поместили отзыв о нем в журнале «Aviation and Marine International» № 2 за 1973 год: «Можно с уверенностью утверждать, что корабль имеет исключительно эффективное оборонительное и наступательное оружие и по боевым возможностям значительно превосходит любой крейсер подобного типа… Появление БПК «Николаев» рассматривается как еще одно доказательство того, что советские конструкторы создают корабли, далеко превосходящие западные образцы…».
В проекте 1134Б были представлены такие технические решения по компоновке корабля, что масса вооружения в водоизмещении достигла наивысшей величины для кораблей такого класса. Недаром специалисты ВМС США с позиций своих технических нормативов отметили, что «крейсер «Николаев» с чисто технической точки зрения перегружен вооружением», и отнесли это за счет неудовлетворительных условий обитаемости для личного состава.
В действительности же на кораблях пр.1134Б типа «Николаев» были созданы наиболее комфортные условия для личного состава. Для этого ведущие специалисты Северного ПКБ, где проектировался корабль, прошли годичный курс обучения в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, после чего был разработан отдельный проект архитектурно-художественного оформления жилых, общественных и парадных помещений, а к работе на кораблях привлечены оформительские комбинаты Художественного фонда СССР.
По окончании строительства кораблей пр.1134Б завод им. 61 коммунара приступил к изготовлению еще более мощных ракетных крейсеров проекта 1164, типа «Слава».
Валерий Бабич,
инженер-судостроитель,
автор книг об авианосцах.