У Святого Пантелеимона

Какое значение имеет Святая Гора Афон для Православия – сказано и напечатано многое. И тем не менее, Святая Гора – это что-то мифическое для тех, кто только слышал или читал об этой святыне или мечтает – побывать на ней и вернуться сюда вновь для побывавших уже на ней паломников.
Притягательная сила этого уголка земли необыкновенная. Побывав здесь однажды, хочется возвратиться под покров Святой Божией Матери, в те месте, которые связаны с жизнеописанием отдельных святых, основателей храмов, разными чудесными творениями; места, где верующие могут быть услышаны Божией Матерью, ощутить благодать Святого Духа, попросить помощи в исцелении, прощения за совершенные грехи.

Одно могу сказать, что об этом маленьком «винограднике Божией Матери» (Афон – 360 кв. километров суши, – прим. авт.) писали, рассказывали наши предки, будут писать и рассказывать наши современники и, поверьте, эта тема, как и наша Вселенная, бесконечна. В этом, может быть, и заключается какая-то Божественная тайна.
В июле 2019 года вместе с сыном Кириллом и внуком Иваном мы побывали в паломнической поездке на Святой Горе. Для меня с сыном это было третье паломничество на Святую Землю, но внук здесь побывал впервые.
Настрой у нас особый. Писатель Владимир Набоков заметил: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники».
С введением европаспортов в Грецию попасть не проблема. Взяв авиабилеты, мы в день вылета из Украины уже были в аэропорту Фессалоники. Теперь предстояла непростая по различным причинам дорога на Афон. Преодолев на автомобиле 125 километров от аэропорта, мы прибыли в небольшой городок Уранополис, расположенный на перешейке полуострова. Символично, что в переводе с греческого его название – Небесный град. В Уранополисе нам необходимо для посещения Святой Горы получить диамонитирион – специальное письменное разрешение, обязательное для всех гостей.
Сами документы получили в специальном офисе паломнической службы в Уранополисе. Для этого необходим был паспорт, и здесь же нужно уплатить пошлину – 25 евро с человека. Документ дает право пребывания на Афоне в течение 4-х дней и ночевки в любом монастыре. При необходимости срок пребывания можно продлить в столице Афонской республики – Карее.
Примечательно, что диамонитирион выдается только мужчинам, христианского вероисповедания, по причине действия аватона, запрещающего вход на полуостров женщинам и животным женского пола – согласно статье 186 действующего Устава. Нарушение запрета карается тюремным заключением от 2 месяцев до года. На Святую Гору не пускают мирян в обуви на босу ногу, в шортах, с серьгой в ушах или носу.
После получения документов мы пошли в сторону пирса, где уже стоял катер. Предъявив капитану диамонитирион и паспорта, мы поднялись на борт. Стоимость проезда на катере до нужного пункта назначения – 10 евро с человека. Через 30 минут мы уже были на пристани Пантелеимонова монастыря. Оформились в монастырской гостинице (по-гречески – орхондарик), расположенной вне стен монастыря – в конце пологой береговой террасы. Гостиница находится напротив монастырских ворот, почти у самого моря. Это огромное пятиэтажное здание называлось когда-то больничным корпусом, и поэтому последний его этаж занимала Преображенская больничная церковь.
По железному мостику прошли с террасы прямо на галерею второго этажа и поднялись по лестнице в холл. Здесь расположено хозяйство гостинника – иеромонаха, который занимается расселением паломников. Произвев соответствующие записи в журнале, нам определили паломнический номер на четвертом этаже.
В комнате расставлено 11 кроватей. Напротив входа находится выход на балкон с прекрасным видом на море. Вместе с нами в комнате остановились еще пять паломников. В 53 шагах от нашей обители – санитарная комната с душевыми.
Свято-Пантелеимонов монастырь – это русский монастырь на Святой Горе. Основан в ХІІ веке. Среди прочих монастырей он выделяется впечатляющими куполами церквей. Здесь находится и знаменитый, самый большой на Горе колокол, диаметр которого достигает 2,71 м, обхват – 8,71 м, а вес составляет 13 тонн!
В 1902 году в монастыре было 2000 русских монахов. Сейчас осталось только 30. К празднованию 1000-летия русского монашества на Святой Горе, которое широко отмечалось в 2016 году, были реставрированы и реконструированы многие постройки монастыря. С высоты птичьего полета монастырь напоминает маленькое, но богатое государство.
О храмах и часовнях, находящихся на территории монастыря, можно рассказывать часами.
В храме Святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона) мы поклонились честной главе святого целителя великомученика Пантелеимона. В 2003 году этот храм освятил митрополит Онуфрий.
В монастыре хранится большое количество мощей мучеников и великомучеников, поклониться которым рад каждый странствующий богомолец. К счастью, мы были в их числе. Многое увидели, а сколько еще осталось вне поля нашего зрения… Даст Бог, может, что-то еще откроется нашему взору. Но на двух интересных историях я хотел бы остановиться.
Первая история. Справа от главных ворот к стене прикреплена больших размеров плита из черного гранита, на которой выбита многожанровая сцена, напоминающая всем, прибывшим в монастырь, о чудесном явлении Пресвятой Богородицы.
На плите воспроизведена фотография, запечатлевшая это чудо. Известно, что 21 августа (3 сентября) 1903 года в Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы. В этот день во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография. После проявления фотопластины и распечатки фотографий оказалось, что на ней был запечатлен образ Божией Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.
Долгие годы этот негатив считался утраченным, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время страшного пожара 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции, затерялась на дорогах прошлого. И вот, спустя 110 лет, негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря.
По словам игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».
По случаю этого чудесного события в святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствующим на тот момент паломникам – розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.
Светописанный образ Пресвятой Богородицы вот уже более 100 лет глубоко чтится в святогорской обители, на Афоне и РПЦ. Светописанная икона внесена в официальный список чудотворных икон Афона, а день ее памяти является одним из Святогорских Панигиров. В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа/3 сентября) был также внесен в месяцеслов РПЦ.
В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.
Вторая история. Во время первой паломнической поездки в 2015 году на Святую Гору и пребывания в Свято-Пантелеимоновом монастыре молодой монах настойчиво приглашал нас посетить монастырскую костницу. Но это посещение не сложилось. Не смогли мы туда попасть и в 2016 году. Во время третьей поездки удалось посетить костницу. Сразу оговорюсь: очень сожалею, что это ознакомление произошло с третьей попытки. Почему? Вы поймете, прочитав эту историю до конца.
В храме Всех святых покоятся останки всех почивших братий обители. Этот храм именуется еще костницей, гробницей, костохранительницей или усыпальницей.
Согласно древней восточной традиции, кости почивших иноков на Святой Горе по прошествии нескольких лет извлекаются из земли, омываются и складываются в костохранительнице. (Подробно об этом рассказано в моем очерке «Сильнее всех побед – прощение» в газете «Вечерний Николаев» за 29 сентября 2018 года).
Как и все костницы на Афоне, в Пантелеимоновом монастыре она выполнена в виде погребального грота с низкими сводами, напоминающего пещеру. Над гробницей в монастыре устроен храм Первоверховных апостолов Петра и Павла. Над входом в костницу вывешены выполненные масляными красками рисунки, предупреждающие всех входящих о том, что смерти избежать никому невозможно. И стихотворение монаха Виталия: «И мы будем такими…», написанное им в монастыре на Святой Горе в 1905 году.
В самой костнице Русского монастыря находится храм в честь Всех святых. Особенностью всех русских обителей на Афоне – Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов и других русских скитов и келий – является бережное отношение к останкам почивших братий. Их косточки и черепа находят последний приют в единой братской могиле – костнице.
В Пантелеимоновом монастыре после отмывания крупные косточки складываются в специально обустроенные строения за пределами храма, при входе в саму костницу. Внутри же на специальных стеллажах, имеющих каждый двенадцать полок, сложены в несколько рядов черепа. Их в костнице собрано более двух тысяч. Каждый череп подписан: с указанием имени, сана инока, его послушания (чем он занимался на Святой Горе) и даты смерти.
На отдельных черепах записан краткий некролог и пожелания вечного спасения или наставление от лица почившего к братии, составленное им еще при жизни на земле.
Интересную историю, случившуюся в костнице, поведал сопровождавший нас монах. Один паломник без благословения забрал небольшую косточку – фалангу пальца, с благовидным желанием иметь дома частицу мощей афонского подвижника. По возвращении с Афона домой этот неизвестный подвижник являлся во сне каждую ночь к паломнику и просил вернуть его обратно на Афон, упрекая такими словами: «Ах, зачем ты меня вывез в мир со Святой Горы?». Спустя какое-то время паломник вернул в монастырь мощи с покаянным анонимным письмом.
В костнице Свято-Пантелеимонова монастыря хранится череп с надписью: «Схимонах Амвросий Губернатор». Останки принадлежат Александру Владимировичу Болотову (3 октября 1866, Санкт-Петербург – 13 февраля 1938, Афон) – бывшему Пермскому губернатору и писателю. В бушующем в стачках и забастовках 1905 году приближенный Николая II, камер-юнкер А.В. Болотов получает назначение губернатором в Пермскую губернию. Без применения репрессий, а с позиций здравого смысла и дипломатии он успокоил народные массы, не потакая их чрезмерным требованиям против злоупотреблений владельцев заводов. После большевистского переворота вынужден эмигрировать за границу. 10 августа 1922 года в мир иной ушла его жена. Он как вынужденный изгнанник посещает Валаам, Святую Гору на Афоне, Почаевскую Свято-Успенскую лавру, чтобы найти молитвенные утешения после постигших его потрясений. 22 августа 1931 года Болотов вторично приезжает на Афон. 7 ноября этого же года поступает в число братства Русского Пантелеимонова монастыря, а 8 ноября 1931 года принимает постриг в рясофор с именем Амвросий. Имя Амвросий он взял не случайно, а в честь Амвросия Оптинского, которого лично видел и беседовал со старцем в Оптинском ските в июле 1886 года, будучи еще правоведом. Уже на Афоне, пользуясь благорасположением отца игумена Мисаила, он посещает обители Святой Горы, ее скиты и каливы. Болотов оставил большое количество своих публикаций и журнальных статей. 13 февраля 1938 года после пережитой тяжелой болезни отец Амвросий скончался.
На последней полосе парижской газеты «Возрождение» от 15 апреля 1938 года в траурной рамке было напечатано короткое сообщение: «Бывший Пермский губернатор и Почетный Опекун Петроградского Опекунского Совета в звании камергера Высочайшего Двора Александр Владимирович Болотов, в монашестве о. Амвросий скончался 13/26 февраля сего года в монастыре Св. Пантелеимона на Афоне и там же погребен. Помолитесь о нем».
В храме Всех святых – братской усыпальнице Пантелеимонова монастыря еженедельно, по субботам, совершается панихида по почившим насельникам обители. На западной стене усыпальницы написано обращение к почившим подвижникам: «Молитеся за ны ко Господу, достоблаженнии отцы и братия наши».
На стене костницы прочитали стихотворение монаха Виталия «И мы будем такими…», написанное им 114 лет тому назад на Афоне, и как-то по-другому начинаешь смотреть на окружающий мир. Полный текст стихотворения состоит из 31 четверостишия. Эти строки проникают в душу, усмиряют гордыню, заставляют задуматься о том, что после жизни мы оставляем на земле. В каждую клеточку тела впитывается прописная истина: все бренно и тленно в этом мире. Как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить».
Все когда-то заканчивается, и жизнь – тоже. Только смерть бессмертна. Вот как стихами взывает к нам монах Виталий:
«Теперь, быть может, что иной
Одежды всякий день меняет;
Умрет – положат лишь в одной,
И той случайно не бывает.
А тот, кто даром мудреца
Владеет, Бога же не знает,
Умрет – не более глупца, —
Напрасно только жизнь теряет.
Недалеко уж этот срок:
И эта к вечности дорога…
Припомни мудрый тот урок:
«Познай себя – познаешь Бога».
Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь,
Что ты велик, и ты – ничто,
Что ты бессмертен и – умрешь».
Это стихотворное послание было, есть и будет актуальным во все времена для всех поколений. Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы – напоминают нам косточки усопших.
Сегодня в монастырской костнице вместе с посланием к нам, размещенном на стене, монах Виталий оставил и свои косточки, которым мы с благоговением поклонились со словами вечной ему памяти.
Евгений Горбуров,
кандидат исторических наук,
доцент ННУ
имени В.А. Сухомлинского.

***

ПРЕДАНИЯ ГОРЫ АФОН

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ
Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: «Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего». Благословив народ, Она добавила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом».
Предание сохранило также слова Богородицы: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, — великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего…»
12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ
Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: «Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать — другие называли число семь — отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: «Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона».
ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую Гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери. Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность: 8-12 месяцев лишения свободы.
АСПИДОВА ВОДА
«Язык дракона» — этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода будто закипает. После чина освящения воды монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.
ПЕНИЕ АНГЕЛОВ
Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь историю, о которой было сказано очень много. Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты. Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».
ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ
И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР
Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого — от 3 часов летом, до 7 часов зимой. Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.