У главной проходной ЧСЗ демонтировали заводские ордена (ФОТО)

15:51

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В понедельник, 23 ноября, со стены возле главной проходной бывшего Черноморского судостроительного завода были демонтированы масштабные металлические конструкции, изображающие четыре ордена, которыми ЧСЗ, некогда градообразующее николаевское предприятие, был награжден в годы советской власти.

Об этом ВН сообщили читатели.

На фасаде здания, в котором работали столовая, заводской музей, актовый зал, проходная, и примыкающего к главному админкорпусу ЧСЗ (остряки прозвали его “белым домом”), на протяжении десятилетий находились макеты двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Социалистической Революции и настоящего исторического раритета – ордена Трудового Красного Знамени УССР, которым награждали отдельных граждан и целые коллективы в 1921-33 гг. (всего около 400 награждений).

ЧСЗ, ордена, декоммунизация ЧСЗ, ордена, декоммунизация

ЧСЗ, ордена, декоммунизация

По закону о декоммунизации, вступившему в силу в мае 2015 г., символика коммунистического и национал-социалистического режимов запрещена.  Точнее, сами-то ордена под запрет не попали – их можно надевать, носить, коллекционировать, экспонировать в музеях и на выставках. Но вот демонстрировать их макеты и изображения в публичных местах запрещено. Если буквально следовать букве закона, нужно уничтожить даже все элементы архитектурного декора на зданиях и сооружениях, содержащие серпы, молоты, звезды, барельефы Маркса, Энгельса, Ленина и прочую коммунистическую символику.

Демонтировать ордена – символ трудовой славы нескольких поколений черноморцев – ни у кого на заводе рука не поднималась, хотя за прошедшие пять лет там сменилось несколько директоров. Администрация предприятия предпочла компромиссный вариант – укутала ордена парусиной, чтобы они не мозолили глаз особо настойчивым борцам с коммунизмом. Так продолжалось несколько лет. Ветер и атмосферные осадки постепенно сделали своё дело: парусиновые полотнища постоянно рвались, сползали, и, в конце концов, были сняты. Ордена вновь засияли на солнце в первозданном виде. Стоит отметить, что уже многие годы за ними никто не ухаживал, не чистил и не подкрашивал, однако макеты орденов сохранились очень хорошо и выглядели, почти как новенькие.

Но закон есть закон, и такая ситуация не могла длиться вечно. Буквально на прошлой неделе николаевские интернет-издания вновь подняли вопрос о том, почему ордена не демонтированы, тем более, что согласно Уголовному кодексу публичное использование коммунистической символики наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.

Похоже, нынешнему руководству SMG – компании, унаследовавшей значительную часть имущественного комплекса обанкротившегося ЧСЗ, – лишний резонанс был не нужен (проблем и без того хватает), и ордена убрали.

Лучше ли стал от этого фасад здания? Конечно, нет. Он давным-давно нормально не ремонтировался, весь загрязнен, местами отпала штукатурка. А теперь будет выглядеть ещё более серо и убого.

Сейчас на бывшем ЧСЗ занимаются судоремонтом и перевалкой грузов, возобновить полномасштабное судостроение в нынешней экономической ситуации и при нынешнем законодательстве для предприятия нереально. Так может быть, вместо того, чтобы заставлять резать ордена, нашим политикам стоило бы создать черноморцам и судостроителям всей Украины условия, при которых отрасль смогла бы развиваться?

Сколько раз “декоммунизировали” ЧСЗ?

Данное нарушение подпадает под статью 436-1 Уголовного кодекса Украины «Изготовление, распространение и публичное использование коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического тоталитарного режимов». 

Вот уже пять лет в Украине действует Закон «О декоммунизации», который запрещает и осуждает публичное использование символики коммунистического и национал-социалистического режимов. Однако, она продолжает встречаться на различных зданиях и памятниках, где ее не смогли (или не захотели) демонтировать. 

Как напоминает издание “НикЛайф”, Черноморский Судостроительный завод был создан в 1907 году путем объединения двух верфей, возникших в 1895-1897, в одно предприятие под названием «Наваль». После создания завод возглавлял инженер, организатор производства и промышленный магнат Иоаким Каннегисер.

Во времена СССР здесь были построены все авианесущие крейсера Советского Союза. В ноябре 1922 года заводу было присвоено имя Андре Марти и Луи Бадины – французских военных моряков, организовавших беспорядки на кораблях французской эскадры в 1919 году. Впоследствии Луи Бадина отошел от коммунистического движения, и в 1924 году его имя исчезло из названия предприятия. К декабрю 1957 завод продолжал носить имя Андре Марти. 

В течение 1956-1968 годов завод носил имя Ивана Носенко – советского государственного деятеля, инженера-контр-адмирала, министра судостроительной промышленности СССР, который длительное время работал на заводе. После побега в США его сына Юрия, сотрудника Второго главного управления КГБ СССР, имя Носенко также из названия завода убрали.

После восстановления украинской независимости завод считался государственной компанией. В «нулевых» стал продаваемым, и все последующие попытки вернуть его в государственную собственность не увенчались успехом. 

В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом «ЧСЗ», и в том же году завод был продан за 120 млн гривен ($4,2 млн.). Сегодня он относится к верфи SMART MARITIME GROUP Вадима Новинского. 

При этом, с 2018 относительно «ЧСЗ» открыта ликвидационная процедура. Согласно действующему законодательству, чтобы ее завершить, архивные документы предприятия должны быть переданы в специализированное учреждение. Дабы документы остались в Николаеве, мэрия нашла для них место, однако в этом году принять их уже не успеет.