Торопливо ты, южное лето… Июнь. Исторический обзор

16:36

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Сухое степное лето снова ворвалось в Николаев. Жара струится в городские окна. Горожане высыпали на улицы, чтобы впитывать необходимое в коронавирусные времена солнечное тепло. На деревьях спеют вишни, изредка покачиваемые июньским ветром. Воробьи, не скрывая удовольствия, купаются в уличной пыли. Весну мы прожили дистанционно, и в каждом из нас теплится надежда, что лето пройдёт в обычном режиме. А о чём мечтали николаевцы минувших поколений, что происходило в городе в июне? Обратимся к истории.
Первым, кто заговорил об устье Ингула как о месте, удобном для постройки судостроительной верфи, был граф Михаил Кутузов. Свои предположения он подробно доложил графу Григорию Потёмкину. В связи с этим в июне 1788 года Потёмкин предписывает измерить глубину Ингула “от устья его до того места доколе оный судоходен”. Результатами измерений граф остался доволен и издал приказ руководителю строительными работами на верфи и в городе полковнику Михаилу Фалееву «заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробованному рисунку двух кораблей пятидесятишестипушечных”. Этот документ положил начало корабельной верфи в Николаеве.
Немалых достижений было в николаевском судостроительном деле в июне. Так, 3 июня 1821 года в Николаевском адмиралтействе спущен на воду 22-пушечный бриг “Орфей”. Это тот самый бриг, который поддерживал атаку морского порта Констанца вплоть до капитуляции крепости, получив 66 пробоин, а после ремонта отправился на русско-турецкую войну 1828-1829 годов, пленив впоследствии три турецких судна. В этой же войне принимал участие и другой корабль, заложенный в Николаевском адмиралтействе в июне. 5 июня 1820 года был спущен на воду 74-пушечный корабль “Норд-Адлер”, в составе эскадры вице-адмирала А. С. Грейга уничтоживший 17 турецких кораблей.
Не на шутку перепугались жители села Мигеи (ныне Первомайского района) июньским утром 1886 года. Тогда 18 июня в полдевятого утра в поместье Скаржинских упал каменный метеорит весом более 8 кг. Как утверждают учёные, падение метеорита сопровождалось болидом, который приблизительно на середине своего пути ярко вспыхнул. После исчезновения болида на небе остался серебристо-матовый след, а на месте вспышки – серебристо-матовое облачко.
Едва заметные вспышки света освещали ночной Николаев в июне 1826 года. Тогда 16 июня  по приказу Главного командира Черноморского флота и портов адмирала Алексея Самуиловича Грейга был построен первый оптический телеграф между Николаевом, Очаковом и Голой Пристанью. С его помощью на дальние расстояния можно было передавать информацию при помощи световых сигналов. При хороших погодных условиях устройство, ставшее прототипом семафора, передавало знаки на расстояние до 65 километров.
1 июня 1862 года военный губернатор Николаева Богдан Александрович фон Глазенап принял важное решение для судьбы города. По его ходатайству военный порт был открыт для иностранных судов, а гавань на Бугском лимане в Поповой балке стала именоваться коммерческим портом. А 21 июня уже был учрежден первый коммерческий банк.
14 июня 1869 года в селе Табурищи Николаевской области родился выдающийся скульптор Иван Иванович Андреолетти (при рождении – Пагирев). Его биография необычайно интересна. Иван Пагирев родился в бедной крестьянской семье, однако с детства проявил незаурядные способности к рисованию и в возрасте 19 лет был принят для бесплатного обучения в Одесскую рисовальную школу. Молодой художник был одним из наиболее талантливых учеников в своём классе, однако финансовые трудности не позволяли ему целиком отдаться учёбе. Тогда в 1890 году ему на помощь пришёл итальянский художник Джованни Андреолетти, живший и работавший в то время в Одессе. Он усыновил молодого художника, который с тех пор жил и работал под именем Ивана Андреолетти. В 1900 г. Иван Иванович получил звание классного художника и заграничное пенсионерство в Италии за картину «Удачный лов». В апреле 1917 г. стал членом-учредителем Союза скульпторов-художников, а затем переехал во Францию.
В июне 1957 года был утверждён проект Южнобугского (Варваровского) моста. Его автором выступил главный инженер Государственного проектно-изыскательского института “КИЕВГИПРОТРАНС” Андрей Карпачев. Во время Великой Отечественной войны Андрей Ананьевич в должности начальника проектной группы железнодорожных войск 2-го Украинского фронта находился в авангарде наступающих войск, восстанавливая мосты и прокладывая дороги для военных частей, за что был награжден орденом Красной Звезды. Так, в частности, он руководил постройкой 5-ти мостов через реку Тиса общей длиной 775 м. На протяжении всего периода строительства Варваровского моста Андрей Карпачев постоянно приезжал в Николаев и контролировал ход работ совместно с руководителем мостопоезда №444 Львом Карели. Строительство было окончено в 1964 году.
Множество выдающихся николаевцев появились на свет в первый месяц лета. Это и известный учёный–кораблестроитель, краевед профессор Юрий Крючков, и учёный в области транспорта Владимир Образцов, и вице-адмирал Илья Кулишов, организовавший оборону Николаева в августе 1941 года от наступающих немецко-фашистских войск, и композитор Яков Каплун, и футбольный тренер Владимир Восковский, и поэт, переводчик Пётр Вейнберг, и участник Великой Отечественной войны, поэт Леонид Воронин.
За прошедшие несколько месяцев маска стала для нас привычным аксессуаром, а дезинфектор надолго поселился в наших сумках и рюкзаках. Июнь – месяц надежд. Если мы не будем забывать о своей безопасности и безопасности окружающих, то, возможно, скоро сможем гулять по залитым солнечным светом городским аллеям с семьёй и друзьями, посещать общественные мероприятия и жить полноценной общественной жизнью. Для этого в июне нам необходимо соблюдать правила ослабления карантина и не поддаваться порыву их нарушить. Так мы сможем подарить друг другу счастливое здоровое лето.
Елизавета
Безушко.