Теперь покупателя не проведешь: начали действовать новые правила маркировки продуктов

12:00

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

6 августа вступил в силу Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Он вводит новые правила маркировки продуктов.

О чем в первую очередь должны знать покупатели? На этикетках появится информация о веществах и добавках, которые могут вызвать аллергию. Информация должна быть четкой, шрифт понятным и на украинском языке. При этом перевод на другие языки производитель может делать по собственному желанию.
Информацию о наличии в продуктах аллергенов обязаны писать, выделяя ее контрастным с упаковкой цветом. При этом небольшое содержание ГМО могут не указывать.
Изменения коснутся и срока годности товара. Для скоропортящихся продуктов оставят маркировку «использовать до», а для всех остальных разрешат писать «минимальный срок годности». Это та дата, после которой продукт все еще можно употреблять, но он уже может изменить свои характеристики.
• если продукт хранится до трех месяцев, будут указывать только месяц и день (без года);
• если продукт может храниться от 3 до 18 месяцев – укажут месяц и год;
• если продукт хранится от 18 месяцев – только год;
На рыбе и мясе должны писать, размораживали ли их. Это якобы поможет не покупать продукты, которые из-за многократных заморозок и разморозок потеряли свои вкусовые характеристики.
Еще одно интересное нововведение – не придется платить за лед. В случае с замороженными продуктами, будет высчитываться реальный вес, без учета замороженного льда.
На каких продуктах могут не указывать срок годности:
• свежие фрукты и овощи;
• вина, ликеры и т.д;
• напитки, которые содержат 10 и более процентов спирта;
• хлебобулочные изделия и кондитерские изделия;
• соль, сахар, уксус.
Как пишет «Обозреватель», отныне запретят «врать» в этикетках (больше не будет «целебного чая» и йогуртов, которые «нормализуют пищеварение»). Более того, за такой обман будут штрафовать. Сейчас многие производители слишком злоупотребляют доверчивостью отдельных потребителей, по сути, выдавая обычные продукты питания за аналоги лекарственных средств.
И еще одно новшество, о котором нужно знать каждому. Требования нового закона распространятся не только на производителей пищевых продуктов на всех этапах производства и оборота, но и на пищевые продукты, предназначенные для конечного потребителя, в частности, реализуемые в учреждениях общественного питания
Для тех, кто не будет соблюдать новые правила, вводится система штрафов.
• Если маркировка указана неправильно и это угрожает здоровью потребителя: для юридических лиц штраф – 111690 гривен, для ФЛП – 74460 гривен.
• Маркировка неправильная, но это не угрожает здоровью потребителя: для юрлиц – 18615 гривен, для ФЛП – 11169 гривен.
• Если производитель не указал наличие аллергенов в товаре: для юрлиц – 111690 гривен, для ФЛП – 74460 гривен.
• Информация написана непонятно или вводит в заблуждение покупателя: штраф для юрлица – 55845 гривен, для ФЛП – 37230 гривен.
• Производитель изменил информацию, не предупредив потребителя: штраф для юрлица – 55845 гривен, для ФЛП – 37230 гривен.
Интересно, что согласно действующему Закону «О защите прав потребителей», производитель должен предоставлять полную и достоверную информацию о товаре, но эту норму до последнего времени многие производители дружно игнорировали. Теперь государство обещает жесткий контроль, ведь закон принят с целью имплементации санитарных и фитосанитарных стандартов Евросоюза, а с этим новая власть шутить не будет.
Татьяна Мащенко.