Судьба атомного авианосца «Ульяновск»

16:09
Ульяновск, атомный авианосец, история, корабли, судостроение, Николаев, ЧСЗ, флот,

25 ноября 1988 года на стапеле «ноль» Черноморского судостроительного завода был заложен атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск». Корабль открывал новое поколение авианосцев – с ядерной энергетической установкой, катапультами и аэрофинишерами. На нём должны были базироваться до 70-ти летательных аппаратов – истребители Су-27К и МиГ-29К, самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛНД, а также большое семейство вертолетов фирмы «Камов»: Ка-27 – противолодочный, Ка-29ТБ – транспортно-боевой десантный и Ка-31РЛД – радиолокационного дозора.

Впервые в мировой практике на корабле должны были установить и трамплин, и катапульты. Это позволяло использовать опыт, накопленный на предыдущих кораблях при эксплуатации истребителей Су-27К и МиГ-29К с трамплина, а также запускать с помощью катапульты тяжелые самолеты радиолокационного дозора и другие летательные аппараты, которые разрабатывала в то время авиапромышленность.

Новый авианосец имел водоизмещение 75000 тонн, длину 320 метров и ширину по полетной палубе ок. 80 метров. Такой корабль мог построить только Черноморский завод, других предприятий, которые могли бы решить эту сверхсложную инженерную, технологическую и организационную задачу, в Советском Союзе просто не было. Да и в мире была еще только одна верфь, которая могла строить такие корабли – «Newport News Shipbuilding» в штате Вирджиния на Атлантическом побережье США, где были построены все американские авианосцы.

К моменту развала Советского Союза в 1991 году корпус авианосца был готов примерно на 80%, при общей готовности корабля порядка 18%. В 1990-1991 годах завод уже получил необходимое оборудование для ядерной энергоустановки и приступил к её монтажу. На полигоне «Нитка» в Крыму испытывался головной образец катапульты.

Наступившие в период «перестройки» социальный и экономический катаклизмы разрушили планы создания атомного авианосца. С прекращением в ноябре 1991 года финансирования стальная громада корабля замерла на стапеле, ожидая своей участи.

Черноморский завод вёл в это время переговоры о строительстве большой серии танкеров дедвейтом ок. 45000 тонн для норвежской компании «Fram Shipping». Планировалось строить эти суда одновременно на первом и «нулевом» стапеле, где стоял «Ульяновск». Для этого нужно было освобождать стапель «0» – достраивать и спускать авианосец на воду, или резать его на месте. В это же время на заводе появилась американская фирма, предложившая купить корпус недостроенного авианосца на металлолом по цене в пять раз больше мировой, ссылаясь на высокое качество стали, из которой был сделан авианосец.

Руководство завода обратилось в Москву в Главное управление кораблестроения ВМФ, к министру обороны РФ Е.И.Шапошникову и президенту России Б.Н.Ельцину с вопросом о дальнейшей судьбе корабля. Но в Москве были заняты своими проблемами. Новое российское политическое руководство и высшее военное командование были равнодушны к дальнейшей судьбе самого крупного боевого корабля ВМФ.

Тогда завод обратился к правительству Украины – что делать? Там сказали: «Если России не нужен корабль, то мы выделим деньги на его порезку и освобождение стапеля». Это обещание было выполнено. В соответствии с Распоряжением правительства Украины от 4 февраля 1992 года завод приступил к порезке корабля.

В дальнейшем американская фирма от контракта по металлолому отказалась, впрочем, как и норвежская компания, передумавшая заказывать на Черноморском заводе танкеры. Контракты были аннулированы, но точка невозврата в утилизации корабля была уже пройдена, и авианосец полным ходом продолжали резать. Горы металлолома, общей массой порядка 28000 тонн, заполнили на долгие годы набережные завода и прилегающие к нему территории.

Было ли это, как потом писали, спланированной акцией зарубежных спецслужб? Не знаю. Но недостроенный корпус «Ульяновска» в любом случае был бы разрезан и без них, только позже. Время показало, что альтернативы этому не было. Авианосец мог быть достроен только для России, но, как видим, даже спустя 10 лет, в 2000 году, почти готовый «Варяг» России оказался не нужен и был продан Китаю.

Таким образом, гигантский корпус атомного первенца, возвышавшийся на стапеле «ноль» как олицетворение технологических достижений Черноморского завода, распластавшись на земле в виде металлолома превратился в ничто. Корабль собирался на стапеле три года, а разрезан был за 9 месяцев. Ломать – не строить.

Судостроительные заводы Украины выпускали до 40% всех надводных кораблей и судов Советского Союза, а Николаев называли Южной корабельной столицей. Это доставшееся нам наследие за прошедшие годы было уничтожено.

Валерий Бабич,
судостроитель, журналист,
автор книг об авианосцах.