Судьба атомного авианосца «Ульяновск»

16:09

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Ульяновск, атомный авианосец, история, корабли, судостроение, Николаев, ЧСЗ, флот,

25 ноября 1988 года на стапеле «ноль» Черноморского судостроительного завода был заложен атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск». Корабль открывал новое поколение авианосцев – с ядерной энергетической установкой, катапультами и аэрофинишерами. На нём должны были базироваться до 70-ти летательных аппаратов – истребители Су-27К и МиГ-29К, самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛНД, а также большое семейство вертолетов фирмы «Камов»: Ка-27 – противолодочный, Ка-29ТБ – транспортно-боевой десантный и Ка-31РЛД – радиолокационного дозора.

Впервые в мировой практике на корабле должны были установить и трамплин, и катапульты. Это позволяло использовать опыт, накопленный на предыдущих кораблях при эксплуатации истребителей Су-27К и МиГ-29К с трамплина, а также запускать с помощью катапульты тяжелые самолеты радиолокационного дозора и другие летательные аппараты, которые разрабатывала в то время авиапромышленность.

Новый авианосец имел водоизмещение 75000 тонн, длину 320 метров и ширину по полетной палубе ок. 80 метров. Такой корабль мог построить только Черноморский завод, других предприятий, которые могли бы решить эту сверхсложную инженерную, технологическую и организационную задачу, в Советском Союзе просто не было. Да и в мире была еще только одна верфь, которая могла строить такие корабли – «Newport News Shipbuilding» в штате Вирджиния на Атлантическом побережье США, где были построены все американские авианосцы.

К моменту развала Советского Союза в 1991 году корпус авианосца был готов примерно на 80%, при общей готовности корабля порядка 18%. В 1990-1991 годах завод уже получил необходимое оборудование для ядерной энергоустановки и приступил к её монтажу. На полигоне «Нитка» в Крыму испытывался головной образец катапульты.

Наступившие в период «перестройки» социальный и экономический катаклизмы разрушили планы создания атомного авианосца. С прекращением в ноябре 1991 года финансирования стальная громада корабля замерла на стапеле, ожидая своей участи.

Черноморский завод вёл в это время переговоры о строительстве большой серии танкеров дедвейтом ок. 45000 тонн для норвежской компании «Fram Shipping». Планировалось строить эти суда одновременно на первом и «нулевом» стапеле, где стоял «Ульяновск». Для этого нужно было освобождать стапель «0» – достраивать и спускать авианосец на воду, или резать его на месте. В это же время на заводе появилась американская фирма, предложившая купить корпус недостроенного авианосца на металлолом по цене в пять раз больше мировой, ссылаясь на высокое качество стали, из которой был сделан авианосец.

Руководство завода обратилось в Москву в Главное управление кораблестроения ВМФ, к министру обороны РФ Е.И.Шапошникову и президенту России Б.Н.Ельцину с вопросом о дальнейшей судьбе корабля. Но в Москве были заняты своими проблемами. Новое российское политическое руководство и высшее военное командование были равнодушны к дальнейшей судьбе самого крупного боевого корабля ВМФ.

Тогда завод обратился к правительству Украины – что делать? Там сказали: «Если России не нужен корабль, то мы выделим деньги на его порезку и освобождение стапеля». Это обещание было выполнено. В соответствии с Распоряжением правительства Украины от 4 февраля 1992 года завод приступил к порезке корабля.

В дальнейшем американская фирма от контракта по металлолому отказалась, впрочем, как и норвежская компания, передумавшая заказывать на Черноморском заводе танкеры. Контракты были аннулированы, но точка невозврата в утилизации корабля была уже пройдена, и авианосец полным ходом продолжали резать. Горы металлолома, общей массой порядка 28000 тонн, заполнили на долгие годы набережные завода и прилегающие к нему территории.

Было ли это, как потом писали, спланированной акцией зарубежных спецслужб? Не знаю. Но недостроенный корпус «Ульяновска» в любом случае был бы разрезан и без них, только позже. Время показало, что альтернативы этому не было. Авианосец мог быть достроен только для России, но, как видим, даже спустя 10 лет, в 2000 году, почти готовый «Варяг» России оказался не нужен и был продан Китаю.

Таким образом, гигантский корпус атомного первенца, возвышавшийся на стапеле «ноль» как олицетворение технологических достижений Черноморского завода, распластавшись на земле в виде металлолома превратился в ничто. Корабль собирался на стапеле три года, а разрезан был за 9 месяцев. Ломать – не строить.

Судостроительные заводы Украины выпускали до 40% всех надводных кораблей и судов Советского Союза, а Николаев называли Южной корабельной столицей. Это доставшееся нам наследие за прошедшие годы было уничтожено.

Валерий Бабич,
судостроитель, журналист,
автор книг об авианосцах.