“Старушка для всей России”. Как украинка с флагом СССР стала символом и что она сама об этом думает

18:36

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

grandmother with red flag

“Старушка с красным флагом” стала в России символом поддержки войны против Украины. Благодаря видео, на котором она выходит к украинским военным с советским флагом, в РФ ей ставят памятники и посвящают стихи. Героиня ролика, жительница села под Харьковом Анна Ивановна, – действительно существует. Но ее подлинная история не совпадает с образом, который рисуют российские СМИ, пишет ВВС.

Многие в Украине относятся к ней как к сумасшедшей. Желают ей худшего, советуют собрать вещи и уехать в Россию.

Есть и другие мнения. “Это наша бабушка!” – уверенно говорят о ней украинские активисты, готовые защищать ее от недоброжелателей столько, сколько нужно.

Тем временем пожилая украинка в олимпийке и с красным флагом в руках стала одним из трендовых образов в России 2022 года.

Культ бабки зародился в начале апреля – именно тогда в соцсетях появилось видео, на котором снято, как бабушка выходит встречать украинских военных с красным флагом в руках, а затем, когда один из них топчется по флагу, отказывается взять у них еду.

В последние два месяца памятники Анне Ивановне появились в городах по всей России и даже на захваченных территориях в Украине.

Чиновники и сотрудники российских государственных телеканалов считают ее поступок примером “несокрушимого духа” и воплощением идеи о том, что многие украинцы действительно стремятся к возвращению в СССР и поддерживают российскую “специальную военную операцию”.

Корреспонденты BBC побывали в доме Анны Ивановны Ивановой, поговорили с ее соседями, с тем самым украинским военным, что растоптал ее флаг, а также с учеными-культурологами. И оказалось, что она – совсем не тот герой, которого рисует русская пропаганда.

“Молилась за вас и за Путина”

“Мне лучше было бы, чтобы я знаменитой не была… Знаменитость – это, конечно, великая вещь, но надо ее заслужить. А я не знаю, может, я не заслужила такой знаменитости”, – говорит та самая бабушка, Анна Ивановна Иванова.

Анна Ивановна – невысокая, худощавая и очень энергичная. Летом ей исполнится 70 – она всего на три месяца старше Владимира Путина. Выглядит она значительно моложе, чем бабушка, изображенная на большинстве плакатов, повсеместно появившихся в России.

Разговор с ним начинается с вопроса, на каком языке будем разговаривать. Родной язык Анны Ивановны – украинский, но, говорит он, когда волнуется, то все время перескакивает на русский, точнее  – на характерный для этих мест суржик.

Разговор идет прямо во дворе дома Анны Ивановны и ее мужа Ивана (она с теплотой в голосе называет его “Алексеичем”). Еще неделю назад они находились в харьковской больнице, но сейчас вернулись в Большую Даниловку.

Алексеич в разговоре не участвует – с ним и поздороваться удается после незаурядного усилия: он очень слабо слышит.

Формально Большая Даниловка – пригород Харькова, в реальности – обычное украинское село. О поездках в центр здесь говорят “поехать в город”.

grandmother with red flag
Анна Ивановна показывает флаг: несмотря на то, что писали российские СМИ, у нее его не забрали.
Биографию супругов подробно рассказывало издание “Спектр” . У Анны Ивановны было четверо детей, но все они по разным причинам умерли. Алексеич – ее второй муж, он родом из Белгорода.

В Большой Даниловке жили родители Анны Ивановны, сама она долго жила в Двуречной, тоже в Харьковской области, и работала на элеваторе, а затем вернулась в родительский дом.

Русских солдат Анна Ивановна с начала войны в своем селе не видела: в Большую Даниловку они так и не вошли, стояли в нескольких километрах от него, в уже освободившемся теперь селе Циркуны.

12 мая, когда ВВС приехала в Даниловку, здесь еще продолжались бои: над селом то и дело слышался грохот артиллерийских дуэлей. Анна Ивановна на эти звуки не обращала внимания – привыкла. Но еще совсем недавно русские снаряды падали прямо в деревню, превращая некоторые дома в пепелище.

Дом Анны Ивановны тоже пострадал от обстрелов: выбиты окна, повреждена шиферная крыша, а на лужайке напротив дома лежат обломки снарядов. Дело в том, что ее дом расположен рядом со стратегически важным по местным меркам мостиком через ручей, и его несколько раз бомбили.

Анна Ивановна к разрушениям относится философски: могло быть и хуже. Впрочем, и до войны быт пенсионеров не отличался роскошью.

В доме отчетливо чувствуется бедность, он забит разным хламом – корыта, ржавые велосипеды, балалайки, полупустые консервы с голубой плесенью.

В одной из комнат загроможденного дома обустроен целый иконостас: Анна Ивановна и ее муж очень благочестивы, во время разговора женщина постоянно крестится и обращается к Богу и Богоматери.

Женщина рассказывает, что недавно ей повысили пенсию: у нее теперь 3034 гривны, а у деда – вообще больше четырех. Но, конечно, “нищета – великое дело”, вздыхает Анна Ивановна: если бы не она, и дом чище был бы, и вообще жизнь бы по-другому сложилась – можно было бы увидеть мир. А так из поездок она может вспомнить только путешествие в Москву, из которой ей больше всего запомнились мавзолей и храмы.

Когда ВВС интересуется судьбой того же красного флага, Анна Ивановна ведет журналистов в хлев. Откуда флаг взялся в ее доме, бабушка уже не помнит: он был в семье с ее детства.

В сарае Анна Ивановна всматривается в штабель дров и досок и обиженным тоном говорит: “Украли что ли? Уничтожили?”.

В конце концов, флаг находят журналисты: это было непросто. Флаг грязный, его не стирали годы, а то и десятилетия, и в полумраке хлева он не очень отличается по цвету от дров, на которых лежит.

Этот ролик сняли украинские военные. На видео трое солдат подходят к Анне Ивановне и ее мужу с пакетом еды. Бабушка держит красный флаг.

“Ждали вас, конечно, молились за вас и за Путина, и за весь народ”, – говорит она оператору.

Братья продукты Анна Ивановна сначала отказывается – говорит, что солдатам они нужны больше. Но один из военных со словами “Слава Украине” таки передает ей пакет, а красный флаг забирает, бросает на землю и становится на него ногами.

Дальнейший диалог почти не слышно из-за ветра, но видно, что Анна Ивановна возмущается – “за этот флаг мои родители воевали”, – говорит она военным, и взять продукты отказывается.

В начале апреля это видео появилось в интернете, его начали активно распространять российские пользователи.

“Украинские ублюдки докопались к старику со старухой, принявшим их за российских солдат и встречавших с Красным Знаменем Победы”, – возмущался заместитель министра информации самопровозглашенной ДНР Данил Бессонов.

“Господь меня повел к украинским”

Эта сцена состоялась 4 марта – через две недели после начала вторжения России. Северо-восточные окраины Харькова активно обстреливались, но село в тот момент было ничейной территорией, вспоминает в разговоре с BBC старший лейтенант ВСУ Виктор Костенко.

Berdyansk
Граффити с Анной Ивановной в Бердянске, захваченном российскими войсками.

Именно Костенко стал ногами на флаг и именно на его телефон сняли видео, которое сделало Анну Ивановну знаменитостью.

Когда рота Костенко зашла в Большую Даниловку, военные увидели, что большинство домов в селе повреждено, а людей почти не осталось. Местным, выходившим к ним, военные помогали выехать в более безопасные районы Харькова. Бабушка Аня вышла к ним с флагом СССР через два-три дня после их прибытия в деревню.

“Мы, как это делаем всегда, спросили, как у них дела, есть ли у них продукты. Бабушка ответила, что ехать ей некуда и что она нас очень ждала и – я сейчас точно ее слова не процитирую – все это время молилась за русские войска, потому что ей надоела война. И добавила, что имеет флаг России, чтобы нас встречать”, – вспоминает ту встречу Костенко.

Военные удивились и попросили женщину показать знамя.

“Я не знаю, что у меня в голове шло”, – говорит сейчас о том дне Анна Ивановна.

Сама она за время разговора озвучивает сразу несколько версий ответа на вопрос, почему она вышла к солдатам с сине-желтыми шевронами с красным знамением, как сама она его называет.

Первое объяснение – женщина услышала от украинцев русский язык и потому подумала, что они русские: “А у нас, говорю, знамя есть русское. И вот вынесла, показала. И так получилось”.

“Здесь такая вещь: если люди к нам обращаются на украинском, то и мы с ними говорим на украинском. Если на русском, то на русском, конечно. Она, видимо, из-за того, что мы с ней по-русски начали говорить, перепутала нас с русскими солдатами. Ну, я ей и сказал: вынесите этот флаг, сам ради интереса достал телефон, отдал своему сержанту, а он начал снимать эту картину. А дальше вы видели”, – продолжает он.

По второй озвученной ею же версии, Анна Ивановна вышла к российским солдатам, потому что у них наверняка нашлись бы контакты российского президента. Женщина говорит, что якобы хотела позвонить по телефону Путину и спросить у него, зачем он начал войну против безоружных украинцев – может, удалось бы его убедить и остановить кровопролитие.

ВС

Наконец, третье объяснение Анны Ивановны таково: ни одного политического подтекста в свой поступок бабушка не вкладывала. Красное знамя, говорит она, – это флаг не Советского Союза, не России, а “знамя любви и счастья в каждой семье, в каждом городе, в каждой республике”.

“Белое – это чистота тела и души. А красное знамя означает любовь и победу. Вот я и вынесла солдатам знак любви и победы. Не к россиянам вынесла – Господь меня подвел к украинцам. Чтобы (за ними) победа была! Дай Бог, чтобы была победа!” – объясняет Анна Ивановна и крестится.

А что на флаге любви делают серп, молот и пятиконечная звезда, спрашивает BBC.

“А что? – отвечает она. – Серп – это хлеб, молотом куют металл для машин разных, изгородей красивых, а звезда – это защита с небес”.

На вопрос, зачем она сообщила солдатам, что молится за Владимира Путина, Анна Ивановна отвечает:

“Да, я молюсь и за Путина, и за Зеленцева [президента Украины Владимира Зеленского]. Прошу у Бога понимания им. И за Лукашова [президента Беларуси Александра Лукашенко] молюсь. За всех молюсь – чтобы получили понимание и не воевали друг с другом”.

grandmother with red flag
Картонная фигура “бабки с красным флагом” на входе в торговый центр в Москве

“Анна Ивановна такая артистическая немного и меняет свои показания от интервью к интервью”, – с улыбкой говорит Дмитрий Галко из Центра стратегических коммуникаций при Министерстве культуры Украины, органа, одной из главных задач которого является “противодействие информационным атакам Российской Федерации”.

Он уверен, что женщина, выходя к военным, просто хотела решить все мирно.

Сильнее всего в России прогремела концовка вирусного ролика: Костенко наступает на флаг ногами, Анна Ивановна отказывается взять у солдат продукты. Как вспоминает женщина теперь, она испугалась: думала, расстреляют. Оказалось, бесполезно. “Видите, жива”, – говорит она.

Зачем Костенко наступил на бабкино знамя?

 “Испытывал злобу на того, кто напал на нас, кто хочет воспроизвести ту империю, тот Советский Союз, в котором мой народ в 32-33 годах умирал от голода”, – отвечает он.

По словам старшего лейтенанта, хоть ролик и заканчивается на драматическом моменте, реальность оказалась гораздо прозаичнее. После записи спор с супругами военные продолжали недолго – вокруг продолжались артобстрелы.

По итогам короткой дискуссии солдаты пошли дальше, Анна Ивановна подобрала свой флаг с земли, а Алексеич “преспокойно” забрал пакет с продуктами, после чего пенсионеры пошли в свой дом.

“А потом мы с этой бабушкой подружились, через день ей продукты приносили, на Пасху пасочку принесли из Украинской церкви”, – смеется Костенко.

“Бабушка для всей России”

Как этот ролик с растоптанным флагом оказался в интернете и кто и зачем его опубликовал, неизвестно.

Видео, снятое по телефону Костенко, украинские солдаты пересылали друг другу в своих группах в Telegram и WhatsApp, делать его вирусным никто не планировал. Старший лейтенант уверяет, что к публикации видео в интернете у него нет никакого отношения.

ВВС не удалось найти, где и когда само видео с Анной Ивановной оказалось в общем доступе.

Можно предположить, что впервые оно появилось именно в проукраинских пабликах, показывающих таким образом, что Вооруженные силы Украины помогают всем жителям государства, независимо от их политических взглядов.

мариуполь памятник
Памятник бабушке в Мариуполе, захваченном Россией.

Российские СМИ быстро обратили внимание на ролик и придали ему несколько иное значение.

Утром 7 апреля видео в свой утренний эфир включил российский государственный “Первый канал”. “Силовики пришли в село вроде бы раздать гуманитарную помощь, но и здесь не упустили возможность поиздеваться над людьми”, – прокомментировали видео в выпуске.

В обеденном эфире в тот же день ведущий был уже более категоричен и обвинял украинских военных в “осквернении флага”: “Радикалы откровенно глумятся над пожилой женщиной”.

Через два дня ведущий “Первого” Виталий Елисеев, рассказывая об этой истории, расплакался прямо в прямом эфире.

 “Говорят, преклонный возраст… Не знаю как вы, а я сейчас увидел, что значит несгибаемый дух. Вот таких защищать – святое дело”, – говорил он дрожащим голосом.

12 апреля о пенсионерке из Украины на заседании Совбеза ООН рассказал заместитель постоянного представителя России Дмитрий Полянский. Он назвал пенсионерку символом “другой Украины”, которая “благодаря нашей военной операции” получила шанс на “настоящее добрососедство”.

В результате за последние полтора месяца “бабка с красным флагом” – ее фамилии и даже имени долго никто не знал – стала в России главным символом поддержки войны в Украине рядом с буквой Z.

В сети ей придумали прозвища – “Бабка Z” и “Бабушка победы”, ее образ фактически приравняли к “Батькивщине-матери”, иконический памятник которой стоит в Волгограде, бывшем Сталинграде.

Изображения Анны Ивановны в канун Дня победы появились на шевронах русских военных, ей посвящали стихи, плакаты с ее изображениями и многочисленные граффити стараниями районных администраций появились на домах в городах по всей России.

Отдельным жанром стали памятники и скульптуры, установленные в честь старушки. Не обходилось и без эксцессов – например, в конце апреля житель Москвы Роман Сахаров сломал картонную фигуру “бабки с флагом”, установленную в спальном районе Куркино.

На него составили протокол по недавно введенной статье о дискредитации армии, а телеведущий Владимир Соловьев опубликовал видео с извинениями москвича:

“22 апреля я совершил самую большую ошибку в своей жизни. Я сломал символ нынешней России, хотя я этого даже не помню, потому что был очень сильно пьян”.

В Белгороде только что установленный памятник пришлось убрать из-за вандализма – мэр города жаловался , что местные жители даже пытались взобраться на бабушку. Статую решили перенести туда, где у горожан не будет возможности контактировать с ней.

Самый известный памятник “бабушке с флагом” 5 мая появился в разрушенном российской армией Мариуполе.

Открывать его лично приехали первый заместитель главы администрации президента России Сергей Кириенко и секретарь генерального совета российской партии власти “Единая Россия” Андрей Турчак.

бабушка
Памятник бабушке с флагом простоял в Белгороде всего сутки.

“К сожалению, не знаем ее полного имени, отчества. Но мы обязательно узнаем. И я уверен, будет возможность сказать ей “спасибо” и низко ей в ноги поклониться, потому что она стала живым символом вот такой наследственности поколений, наследственности борьба с нацизмом и фашизмом. Она стала такой бабушкой и для всего Донбасса, и бабушкой для всей России”, – сказал на открытии памятника Кириенко.

Впрочем, сейчас “бабка с флагом” – уже не единственная героиня российских СМИ: в последние дни они все меньше пишут об Анне Ивановне и все больше – о мальчике Алеше из Белгородской области, который ежедневно приветствует колонны российских военных и мечтает стать танкистом.

Хотя в соцсетях уже появляется арт с общим изображением бабки с флагом и Алеши.

“Обломок позавчерашней жизни”

И все-таки почему именно сгорбленная бабка вдруг стала фактически символом современной России?

Превращение бабушки в “мем” с одной стороны и в “определенный символ, легитимизирующий российскую “спецоперацию”, очень “симптоматическое”, объясняет ВВС Евгений Добренко, российский филолог, историк культуры, исследователь позднего сталинизма.

По словам Добренка, “бабка с флагом” символизирует то, как российский режим хотел бы выглядеть для окружающего мира и как видит себя сам:

“С Востока снова пришли освободители от нацизма, и выходит эта бабушка, как обломок такой новой “Молодой гвардии”, приветствовать своих благодетелей”.

Историк обращает внимание и на нестыковку: с одной стороны, популярность образа “бабки с флагом” – это пример апелляции к советскому прошлому, в рамках которого, например, в захваченных украинских городах восстанавливают памятники Ленину.

grandmother with red flag
Окна в доме Анны Ивановны выбило после обстрела.

С другой стороны, Владимир Путин еще перед войной обещал показать Украине “настоящую декоммунизацию”. Российский лидер неоднократно объяснял, что считает создание Украины в ее современных границах своеобразной исторической ошибкой, автором и архитектором которой стал лично Владимир Ленин.

Но популярность Анны Ивановны демонстрирует, что “Россия несет советское прошлое, вопреки целям, которые она провозглашает”, говорит Добренко:

“Всем понятно, что путинская риторика – это всего лишь прикрытие обычной империалистической колонизаторской практики России, которая хочет объяснить необъяснимое, обосновать необоснованное. Столь же дикое и гротескно-бессмысленное, как эта бабушка – обломок позавчерашней жизни – символ позавчерашней политики XXI веке”.

“Бабця Аня” действительно очень поучительный символ: даже если бы его не стали так “самообличительно” использовать, попав в медиа, она все равно “была обречена стать мемом”, – считает Ян Левченко, культуролог, редактор эстонского издания Rus.Postimees.

“Это хороший символ российского вторжения, очень показательный, очень иллюстративный. Он сам себя разоблачает”, – говорит Левченко. – “Сама цель “спецоперации” – это попытка реставрации СССР в тех пределах и смысловых полях, на которых это доступно современному российскому порядку”.

В этом смысле бабушка Аня со своим красным флагом прокладывает тропу в Советский Союз, и ею не могли не воспользоваться, – объясняет культуролог. Он обращает внимание, что сама личность Анны Ивановны мало важна для пропаганды: “Важно, что она с красным флагом уходит в СССР, освещая и освящая путь президента (Путина)”.

“Не надо из нее лепить мертвого идола”

Пока российские СМИ размышляли о судьбе “бабушки всей России” – писали, что ее спасли ополченцы “ДНР” или ее вывезли к “родственникам в Барнаул” – Анна Ивановна продолжала жить в своем доме на окраине Харькова, не подозревая, что она стала звездой соцсетей, а памятники ей открывают высокие кремлевские чиновники.

Разве что украинские солдаты, которые и дальше регулярно приходили к своей “подруге” и приносили еду, шутили: мол, бабушка стала знаменитой.

бабушка
Ситилайт с изображением украинской бабушки в Санкт-Петербурге.

После очередного обстрела Даниловки в доме Анны Ивановны вылетели стекла, повредилась крыша и снесло секцию ограды. В этот момент, говорит старший лейтенант Костенко, украинские военные упорно порекомендовали старикам уехать из их дома: у вас, мол, ни погреба нет, ни блиндажа.

Анна Ивановна и Алексеич последовали совету, Костенко отвез их в местную церковь. Там они одну ночь переночевали, но у Алексеича обострились проблемы со здоровьем, и волонтеры помогли им добраться до одной из харьковских больниц.

Там в начале мая с супругами познакомился Дмитрий Галко из Центра стратегических коммуникаций, нашедший их с помощью прихожан Даниловской церкви.

Именно он записал нашумевший в России ролик, до появления которого о судьбе Анны Ивановны было почти ничего неизвестно. “Дело, конечно, паршивое, что Россия пошла с войной на нас. Очень паршивое”, – говорит Анна Ивановна в том видео. В нем же рассказывается о том, как дом женщины пострадал из-за российских обстрелов.

Галко наконец взял шефство над парой из Даниловки. Военные, которые заботились о них, ушли из села после того, как в результате контрнаступления ВСУ российские войска были отброшены от Харькова.

Пророссийские СМИ и паблики восприняли ситуацию однозначно. Военный корреспондент провластной “Комсомольской правды” Александр Коц, открыто поддерживающий военную операцию, распространил следующее сообщение:

“Киев взял в заложники бабушку Аню из Харьковщины. При этом они провернули свою “очередную схемку”: сами же засадили из миномета по дому стариков, ничего толком не показали, но ожидаемо обвинили Россию”.

А депутат Госдумы от Коммунистической партии РФ Нина Останина 7 мая предложила “провести спецоперацию по освобождению бабушки Анны и ее мужа из рук нацистов в Харьковской области: вывезти их в Россию и пригласить к почетному участию в Параде на Красной площади”.

“Кто в заложниках? Я? Нет”, – удивленно пожимает плечами Анна Ивановна.

Несколько дней назад Анна Ивановна с мужем вернулись в родной дом: они переживали, как чувствуют себя собаки, кошки и кролик, которых они оставили, эвакуируясь после обстрела.

С живостью все хорошо, говорит бабушка. Теперь надо картофель посадить, пока не поздно, – из-за российского вторжения посевной календарь в  ее хозяйстве несколько сместился.

grandmother with red flag

На вопрос, хотела бы она воспользоваться приглашением Нины Останиной и поехать на Парад Победы на Красной площади, Анна Ивановна взволнованно отвечает:

“Не могу я поехать туда – за то, что они бомбили нас безоружных. Вот это село. И людей уже не было, а они все бомбили. Не могу поехать сейчас в Россию. Оно все-таки боль за Украину. Украина – матушка родная”.

Российская пропаганда “делает все одномерным” и реальные люди ей не интересны – ее волнует только захват украинских земель, комментирует российские публикации о “бабушке с красным флагом” Дмитрий Галко из Центра стратегических коммуникаций.

“Вот и Анну Ивановну в России превратили в мертвого идола, мертвую икону. Их не интересовало, кто она и откуда, как ее зовут, какая у нее судьба и биография. Если бы они могли, они бы ее украли, мумифицировали и положили в мавзолей , и там она бы лежала, мертвая”, – говорит он.

Галко отмечает, что в Украине не пытались и не собираются делать из “бабушки с красным флагом” “бабушку с сине-желтым бантом”. Но, напоминает он, родители Анны Ивановны – украинцы, а украинский – ее родной язык. “Это наша бабушка! Не надо из нее лепить мертвого идола!”.

“Быстро действуют. Кошмар”

На лужайке перед воротами – там, где два с лишним месяца назад Анна Ивановна впервые встретилась с украинскими военными, – она рассматривает распечатанные на цветном принтере изображения граффити, муралов и памятников, прототипом для которых стала она сама.

Раньше бабушка о своей славе только слышала и теперь с видимым интересом рассматривает картинки.

Некоторые ей ужасно не нравятся. “Разве я такая старая и чужая какая-нибудь?” – удивленно спрашивает она. На некоторых картинках женщина действительно выглядит так, будто ей не менее ста лет, и она вполне могла застать еще Первую мировую. Живая и энергичная Анна Ивановна действительно совсем не похожа на старуху.

На одном из изображений бабушка с красным флагом в руках топчет сине-желтый флаг Украины. Анна Ивановна возмущена:

“Боже упаси! Я люблю флаг наш. Это неправильно, что нарисовали так! Свое знамя топтать, кто придумал такое? Наоборот, я люблю свое знамя. Мне когда пасочки принесли, там ленточки были, голубая, желтая и оранжевая из трезубцем. Я их сохранила”.

Нравится бабушке плакат, на котором она стоит рядом с Алексеичем – он на этом изображении похож на геолога-пенсионера, а за спиной у них стоят русские солдаты. Солдаты Анну Ивановну не интересуют вообще: она показывает своему дедушке, как хорошо его нарисовали и просит оставить это изображение себе на память.

grandmother with red flag
Среди всех изображений Анне Ивановне больше всего понравился памятник в Мариуполе и фото, где ее нарисовали вместе с Иваном Алексеевичем.

Отдельно BBC показывает бабушке фотографию открытого Сергеем Кириенко памятника в Мариуполе. “Быстро действуют. Кошмар”, – говорит она. Но с лица видно: памятник и популярность вообще ей нравятся.

Что она сказала бы на открытии памятника самой себе, если бы появилась у нее такая возможность? Анна Ивановна задумывается.

 “Дай Бог, сказала бы, чтобы этот памятник был (памятником) мира для всей планеты нашей. Мир в каждом доме, в каждой семье. Понимание. Особенно мне хотелось бы, чтобы понимание было у президентов. Чтобы больше не творили такую ​​войну”.

Особенно умиляют Анну Ивановну девушки, которые на фотографии стоят у мариупольского памятника в почетном карауле. “Оставьте мне эту карточку, с детьми”, – просит она.

“Я никого не хотела предавать”

После публикации видео с бабушкой, которая выходит к украинским солдатам с красным флагом, украинские соцсети накрыла волна комментариев, мягко говоря, критических по отношению к Анне Ивановне.

“Встречала кафиров с красным флагом”. “Безумная баба”. “Коллаборантка”. “Пусть валит в свою Россию”. Тон большинства оценок его поступка был резко отрицательным.

Да и односельчане бабы Ани тоже воспринимают ее популярность неоднозначно. Полсела развалили эти “красные флаги и русский мир”, а эта “вольтанутая” встречать их вышла, говорит сосед стариков Владимир, бывший военный.

Муж подозревает, что если бы в Даниловку действительно вошли российские войска, Анна Ивановна “сдала” бы им соседей с проукраинской позицией.

Односельчане и дальше помогают Анне Ивановне продуктами, но за глаза сразу несколько жителей Даниловки говорят: жизнь ей здесь не будет.

grandmother with red flag
Соседи Анны Ивановны считают, что жить в деревне после истории с красным флагом ей будет сложно.

“Ну, есть бить их, конечно, не будет никто, но общаться с ними тоже не будут. Она просто будет изгоем”, – говорит Женя, житель села, который сейчас с головой погрузился в волонтерство.

Анна Ивановна это отношение к себе ощущает.

“Сегодня эти, что мусор собирают, из города… Изменницей меня назвали. Бери, говорят, сумку и валяй отсюда. Говорят, как вы будете с этим жить? – жалуется она. – А я никого не хотела изменять, я хотела мир : чтобы Россия, Украина, Беларусь по-прежнему жили. Чтобы никто никого не оскорблял, а воевали только против наркомании, против алкоголя, против курения и за веру христианскую!”

А вот старший лейтенант Костенко, который, по большому счету, сделал “бабушку с флагом” знаменитой, ее защищает:

“Не надо человека судить за его поступок, за то прошлое, которым он живет… Все люди живут тем, где прошла их молодость, где они жили, работали. Они не до конца знают историю. Лучше в независимой Украине так улучшать условия их проживания, чтобы они вспоминали тот Советский Союз как черное прошлое нашего государства. А презирать человека просто за то, что он жил в Советском Союзе – это неправильно”.

Проблема бабушки, считает Костенко, – в информационном голоде. Она долго не могла поверить, что по ее селу стреляют русские: она всю жизнь считала русский народ братским, да и Алексеич у нее родом из Белгорода.

Когда бабушку забирали из харьковской больницы и везли в Даниловку, ее провезли по Харькову и показали масштабы разрушений города от бомбардировок российских войск. Она, вспоминает Дмитрий Галко, только руками всплеснула: “Ай-ай-ай, это сущий 1941 год”.

Впрочем, даже последние события не стабилизировали политические взгляды Анны Ивановны. С одной стороны, она вроде бы и не против, чтобы Украина и Россия жили вместе, но только “чтобы украинский президент на своем месте, российский – на своем, и чтобы они понимали друг друга”. С другой – молится Богу за победу Украины и украинских солдат, с которыми успела подружиться.

Анна Ивановна говорит, что после победы Украины ждет солдат, которые снимали ролик с ее участием, в гости. Появится, мол, электричество в селе Даниловка – сможет им чай приготовить. Даже тому Вити, который “потоптал знамение”.

На вопрос о том, жалеет ли Анна Ивановна о случившемся и вышла бы она снова встречать военных с красным флагом, бабушка отвечает:

“Пожалуй, вышла бы. Хоть украинцы, хоть россияне. Вышла бы. И, может, сказала бы: нате флаг и с этим флагом победите… А может, сам Господь меня послал, чтобы я дала этот флаг миру, чтобы они завоевали чтобы они вернули Россию на свое место? И такое может быть. Может, сам Господь меня послал так. Не для знаменитости, а для мира”.