Смеется мне июль, кивают мне поля… Исторический обзор

Город оказался под покровом июльской степной жары. Коты прячутся в тени скамеек. Розы подставляют солнцу свои запеченные лепестки. Голуби с открытыми клювами ловят капли, падающие из водосточных желобов. Дети плещутся в прохладных струях фонтана на центральной городской площади. В июле происходило множество исторических событий. Каким же был этот месяц в истории нашего города? Давайте узнаем вместе.
Именно в один из солнечных июльских дней князь Григорий Потёмкин основал судостроительную верфь на Ингуле, которая дала начало городу Николаеву. 21 июля 1788 года в своём ордере полковнику Михаилу Фалееву Потёмкин приказал «заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробированному рисунку двух кораблей десятипушечных». Именно эту дату многие историки считают одной из важнейших в предыстории Николаева.
11 июля 1882 года в Николаеве на Адмиральской площади, напротив мужской гимназии, был открыт Манганариевский сквер, названный в честь военного губернатора Николаева, талантливейшего гидрографа Михаила Павловича Манганари. За один год своего губернаторства Михаил Павлович основал общественную библиотеку с бесплатной читальней (ныне Областная научная библиотека), открыл сквер напротив мужской гимназии и образцовый спасательный приют у реки Ингул. Кроме того, почти всё своё состояние он завещал городским благотворительным учреждениям.
18 июля 1887 года  был официально открыт Очаковский канал, позволивший значительно увеличить судоходство в Днепро-Бугском лимане. Постройка в Николаеве броненосцев впервые потребовала во второй половине XIX века углубления фарватера в Бугском лимане. С тех пор проблема вывода крупных военных кораблей всегда остро стояла перед николаевскими судостроителями. Благодаря углублению Очаковского канала до 20 футов движение судоходства в Днепровско-Бугском лимане, со времени открытия в Николаеве коммерческого порта и проведения к нему железной дороги, чрезвычайно увеличилось. Также это значительно уменьшило неизбежные и убыточные перегрузки приходящих к Николаеву судов дальнего плавания.
Впервые свет электрических лампочек разлился по Соборной площади 2 июля 1902 года, когда Николаевская городская управа приняла в эксплуатацию законченное строительство электрической станции. Как предполагают историки, первые четыре фонаря осветили городскую управу Николаева. Место для строительства электростанции было выбрано вблизи Каботажной гавани, перспективного и промышленно развитого района города, в котором располагались коммерческий порт, судостроительный завод «Наваль», элеватор. В этом же году были разработаны и правила подключения общественных зданий и частного сектора к электрическому освещению. Подключение каждой лампы к общей городской сети стоило предприятиям и жителям Николаева 1-4 рубля.  Плата за пользование электроэнергией производилась либо по счетчику, либо по установленным тарифам. Проверка счетчиков проводилась специальным городским управлением бесплатно раз в три месяца.
В июле в Николаеве торжественно был открыт мост, без которого теперь трудно представить наш город — Варваровский мост через Южный  Буг, соединивший Варваровку и остальную часть Николаева. 18 июля 1964 года было открыто движение по мосту, а 27 августа он был сдан государственной комиссии. До этого на этом месте более века существовал наплавной мост, ежегодно разрушаемый штормами и льдом. Впервые переправа через Южный Буг в Николаеве была построена в 1827 году. Это была паромная переправа в районе Малой Коренихи. Во время Крымской войны в 1855 г. через реку Южный Буг был построен наплавной мост, простоявший до Великой Отечественной войны. Процесс строительства моста в 60-х гг. ХХ в. был революционным. Впервые было успешно освоено изготовление цельноперевозимых железобетонных балок, с криволинейным размещением преднапряженных пучков. Впервые в практике отечественного мостостроения вибропогружением опускались наклонные сваи оболочки. Погружение свай полной длины с применением оригинального способа подмыва дало возможность вести работы без перерыва на их стыкование и удлинение в грунте, а также свести к минимуму водолазные работы.
Ещё одно важное для истории города событие состоялось в этом летнем месяце. 31 июля 1988 года яхта «Икар» Николаевского кораблестроительного института под руководством Б.С.Немирова завершила первое в СССР кругосветное плавание и возвратилась в Николаев. За 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тысячу миль, посетив Канарские острова, Тасманию, обогнув мыс Горн, и зашли на остров Святой Елены.
В июле открывались различные культурно-общественные учреждения. Так, 9 июля 1976 года  в микрорайоне Лески открылся новый кинотеатр «Искра». А 30 июля 1978 года в Николаеве состоялось открытие единственного в Украине музея судостроения и флота.
Современный флаг Николаева утверждён 2 июля 1999 года. Он представляет собой белое полотнище с изображением герба и двух голубых волнистых горизонтальных полос, символизирующих две николаевские реки.
В июле родилось много выдающихся николаевцев – это основатель научной школы отечественных ученых геологов-палеонтологов Иван Яцко, физик Грегори Брейт, учёный-математик Лилиан Розанофф Либер, живописец Жан Мирослав Песке, сценарист Александр Баранев, поэтесса Светлана Ищенко-Торнтон, доктор педагогических наук, профессор Владимир Гладышев.
Июль – месяц отпусков и каникул. Горожане легкомысленно снимают маски и забывают о социальной дистанции, рискуя собой и окружающими. Нежатся на заполненных людьми пляжах, собираются на праздники большими компаниями, игнорируют правила личной гигиены. И не уменьшающееся количество заболевших коронавирусом в нашей стране свидетельствует о том, что мы неправы. Беречь своё здоровье – в наше время необходимость. Чтобы спустя годы потомки вспоминали этот июль в Николаеве не с горечью, а с благодарностью.
Елизавета Безушко.