Слесарю слесарево. Продолжаем разговор о профессионально-техническом образовании в Николаеве

12:11

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В недавней поездке в Эстонию удалось побывать в одной из профессионально-технических школ. Комплекс из главного корпуса, общежития и вспомогательных построек сооружен на месте бывшей помещичьей усадьбы в десяти минутах езды от небольшого уездного центра. В хорошо оборудованных классах детей обучают многим профессиям. Каменщики и автослесари, повара и пекари, мастера народных ремесел – такими становятся, выйдя отсюда.
А как у нас в Николаеве? Где выучиться на автослесаря? Оказывается, негде. Как и строительным ремеслам. Ни одно из 13-и ПТУ этим не занимается. Вот и захотелось узнать, каким же рабочим профессиям готовят в нашем городе. Познакомив читателей с Высшим ПТУ судостроения, отправился в два других учебных заведения. Какими бы разными они ни были, вывод напрашивается один: система профтехобразования в Украине существует сама по себе – вне государства, местной власти, вне самого рынка труда.

ЭЛЕКТРИКИ НЕ НУЖНЫ?
Сергей Архипов руководит ПТУ № 21 недолго – три месяца. До этого с 2004 года работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Рассказывает, что училище было создано еще в 1935 году как фабрично-заводское. Год спустя из его стен вышел первый выпуск.
Это учебное заведение создавалось под нужды судостроения и было привязано к предприятию «Эра». Вплоть до начала девяностых годов в его стенах готовили только судовых электрорадиомонтажников. Практику в основном проходили на Черноморском судостроительном заводе, и уже на второй день после окончания учебы по распределению молодежь шла работать на предприятия.
В 1989 году на Садовой был построен новый учебный корпус. В то время ПТУ даже входило в заводской профсоюз и получало путевки. Но пройдет несколько лет – и судостроение в городе остановится. Училищу, как и всей системе подготовки рабочих кадров, пришлось перестраиваться. Сперва приступили к обучению связистов. Одно время единственные в области готовили киномехаников, а в 2000 году появились новые специальности. Со временем от некоторых отказались – так, регулировщики радиоаппаратуры рынку труда оказались вообще не нужны. 
Сейчас здесь обучаются 728 детей, выбравших одно из трех направлений – электротехническое, компьютерное или направление социальной работы. В общем списке – 10 специальностей. Среди них – агент по снабжению. 10 месяцев учащихся посвящают в основы торговли, бухгалтерии, знакомят с тем, как работает склад. Но когда наступает время производственной практики – подолгу приходится уговаривать работодателя. Он не хочет учить. Ему нужны готовые кадры с опытом работы в торговле.
А дети толковые. Те, кто учатся информатике, своими руками создали сайт училища. И сайт достаточно современный. Многие из них хотят развиваться дальше, думают о последующем получении высшего образования по своему профилю.
– А новую востребованную специальность в курс обучения ввести сложно? – спрашиваю директора.
Оказывается, особых проблем с этим нет. Обычная для таких случаев процедура.
– К примеру, есть у меня предложение ввести в нашем ПТУ новую специальность, – продолжает Архипов. – Никто не будет мне ставить палки в колеса. Потребуется подготовить необходимый пакет документов, материально-техническую базу, преподавательский состав и получить заявки от местных предприятий, заинтересованных в будущих специалистах по этой специальности. И когда город с областью это начинание поддержат, Министерство образования выдаст профессионально-техническому училищу необходимую лицензию. В среднем, на это может уйти 5-6 месяцев.
Что действительно является проблемой – это существующий в обществе стереотип о профессионально-техническом образовании. Представление о его некой ущербности, по сравнению с высшим, укоренилось не в одном поколении николаевцев. Престиж рабочей профессии утерян, и для того, чтобы набрать новых учащихся, приходится ездить по школам, убеждать детей. Они в большей степени ориентированы друг на друга. Как в сетевом маркетинге: 60% будущих учащихся говорят, что это семейная традиция. У кого тут папа учился, у кого – мама, у кого – брат. Другая категория – те, у кого здесь учатся друзья.
Состояние материально-технической базы – еще один предмет головной боли для руководителя. Как выучить будущих айтишников, не покупая современное оборудование, если средства на это училищу взять негде? Два года назад государство избавилось от финансирования системы профтеха, переложив эти заботы на плечи местных советов. Но в городском бюджете хватает лишь на основные расходы – зарплату персоналу училища, небольшие стипендии учащимся и коммунальные платежи.
Задержек с выплатами не бывает, и это хорошо, замечает Архипов. Но видно, что директор хотел бы других отношений с «родителями» училища – городским управлением образования и соответствующим департаментом областной государственной администрации. Первое – финансирует, второе – координирует учебно-методическую работу.
Сейчас рассматривается вопрос о переводе финансирования в областной бюджет. Почти половина учащихся – сельские дети, и власти города спрашивают, зачем финансировать их обучение, если по его окончании они уезжают обратно в районы области?
Координация на рынке труда как таковая отсутствует, и это директора профессионально-технического училища не может не волновать. Система работает по инерции: городской бюджет содержит сеть ПТУ, потому что так велит Бюджетный кодекс. Какую отдачу приносят общине эти расходы, в городском совете особо не задумываются.
– Нет четкого мониторинга, – говорит он. – Хотелось бы знать, сколько специалистов потребуется в ту или иную сферу. Пока нас только спрашивают, сколько людей на какие специальности мы планируем набирать? Мы обзваниваем предприятия, готовые брать учащихся на практику и затем их трудоустраивать, заключаем двухсторонние соглашения. Собранные данные даем наверх. Возможно, новый закон о профессионально-техническом образовании, который могут принять уже в этом году, ситуацию с профориентацией улучшит. Законопроект предполагает создание в каждой области центров, координирующих взаимодействие училищ, центров занятости, работодателей и чиновников от образования.
Складывается впечатление, что полумиллионный город спит, ожидая, когда страна совершит экономический рывок, и на его окраинах начнут создаваться новые производства. Сегодня электрики ему не нужны. В «Николаевоблэнерго» или в районных РЭСах ежегодно трудоустраиваются 6-7 учащихся. Не больше.
– А департаменту ЖКХ кадры не нужны?
– Как правило, взаимоотношения с училищем носят стихийный характер. Выходим на департамент или напрямую на ЖЭКи, говорим, что готовится выпуск специалистов. Вам нужны? Бывает, что нужны. Но немного – 2 или 3 человека. А когда начинаем говорить о заработной плате, дети отказываются, идут электриками в частный сектор, где работа оплачивается выше. Бывает, что выпускники создают свои частные предприятия.
Работу в Николаеве найти можно. В последние два года имеет место тенденция к увеличению спроса на специалистов этого профиля. В ПТУ по этому вопросу стали чаще звонить и интересоваться: «Дайте хороших специалистов». При этом каждый четвертый выпускник не скрывает, что хочет уехать работать за границу. И многие уезжают.
ПЫЛЬНЫЙ ДИПЛОМ или ЗАРАБОТОК?
– Почему не пошли в 11-й класс?
– Здесь лучше, а в школе скучно, – хором отвечает класс.
Здесь, в Высшем ПТУ технологий и дизайна, до обеда все учащиеся кропотливо осваивают знания, которые уже совсем скоро им пригодятся в жизни. Кто шьет, кто занимается кройкой, кто готовит себя в парикмахеры.
– Ваша жена умеет шить или стричь? Это же сказка! Свекруха тебя будет на руках носить, – любит говорить детям на уроках психологии директор училища Тамара Белоусова.
В нем она работает с 1982 года. Самому же училищу вот-вот исполнится 50 лет. Первоначально оно создавалось для Облбытуправления, и первое время ютилось в Доме культуры Заводского района на Корабелов, хотя задумывалось, что ПТУ разместят в Доме быта «Юбилейный».
Тогда, много лет назад, придя с проверкой, ужаснулась увиденному. В училище своего не было ничего – приходилось арендовать даже мебель. А некоторое время спустя из десятого училища, в котором работала заместителем директора, Белоусову направили сюда «поднимать целину».
Нынешний статус высшего появился в 2000 году. Он приравнивает училище к старому формату техникума. Сейчас это три корпуса, в которых на бюджетной и хозрасчетной форме обучаются более 900 детей. В основном, девушки. И это неудивительно. Выбор специальностей в большей степени женский: дизайнер одежды, парикмахер-модельер, закройщик-модельер, визажист. Но есть и юноши. Кто-то мечтает открыть свой «барбер-шоп», кто-то – стать профессиональным портным, а со временем – модным модельером. Мальчишки ведь знают, что большинство знаменитых на весь мир кутюрье – мужчины. К тому же, здесь можно получить профессию фотографа. Скажете, что это не трудно – купить фотоаппарат и делать снимки? А кто вас научит профессиональным навыкам, кто поможет с началом карьеры? Николаев, кстати, – один из трех городов Украины, где такая специальность осталась.
Быть швеей – означает всегда иметь заказы. Но особенность обучения этой профессии состоит в том, что для прохождения практики в Николаеве нужно иметь постоянно действующее производство. Когда-то так и было. Направляли учащихся на предприятия «Эвис», «Индпошив», где знания, полученные в училище, закреплялись на деле. С развалом «Эвиса», сетует Тамара Павловна, производственная база рухнула, в то время, как в Вознесенске и Первомайске ее удалось сохранить. Была и группа косметийщиков, но остановка комбината «Алые паруса» сделала эту профессию в нашем городе невостребованной. Выручают небольшие предприятия пошива одежды. Здесь их называют социальными партнерами.
– Мы очень дорожим нашими отношениями, – говорит она, но тут же признается: – Много они не берут – человек 10 за раз, а у нас в группе учатся 30. Приходится искать новых партнеров, договариваться.
Такая же проблема, как у Архипова, и у других руководителей ПТУ. Учреждения профессионально-технического образования оставлены один на один с рынком труда, и никому в государстве и местных органах власти нет никакого дела до того, кому из работодателей нужны будущие специалисты, и какое количество требуется подготовить в училищах Николаева.
Это учебное заведение из тех, в которое заходишь – и не думаешь о проблемах. Во всем чувствуется женский подход – в уютном декоре, в условиях обучения. Даже спортивным залом обзавелись, переоборудовав для этих целей подвальное помещение. И денег вроде бы Тамара Павловна ни у кого не просит – за много лет привыкли зарабатывать сами. Но проблемы есть, и нешуточные.
– Первая из них – у нас нет общежития, – жалуется директор. – А ведь раньше было, и находилось на Сухом Фонтане, но в 1994 году его забрали. Иногородним, а их у нас учатся 250, приходится снимать жилье невдалеке от училища. Чтобы не было лишних трат на общественный транспорт. Хорошо, что часть детей удается разместить в общежитии университета культуры. С ним мы вообще очень дружим, и большая заслуга в этом руководителя – Натальи Викторовны Федотовой.
Проблема №2: на профориентацию нас в школы не пускают. Стоим бедными родственниками за забором и суем школьникам наши проспекты. У выпускников цель одна – «вышка». К девятиклассникам тоже не подпускают. В открытую говорят: уйдут они к вам – с кем мы останемся? Почему они родителям не задают вопрос: «А где их дети будут работать по окончании вуза?».
Белоусова подчеркивает: наш работодатель – это малый и средний бизнес. Сегодня он есть, а завтра нет. Никто в этих условиях не будет думать о подготовке кадров. Главное – получить заказы, а там – как пойдет.
– Сельским детям сложнее. Дома работы нет, вот и приходится оставаться в Николаеве. Спрашиваем, как они зарабатывают на жизнь? Те, кто учатся на парикмахеров, часто стригут соседей. Хоть какая-то копейка. Трудоустройство у нас стопроцентное. Но кто долго протянет на заплату швеи в Украине? Многие уезжают за границу. Получая под Новый год открытки из Польши, Германии и других стран, нередко плачу. Неужели своей стране не нужны квалифицированные швеи? – вздыхает она.
Сталкиваясь с действительностью, выпускники ВПТУ, заканчивая обучение, сами создают небольшие предприятия, становясь новым социальным партнером училища.
А кто о них позаботится? Даже с Областным центром занятости стало не получаться работать. А ведь 17 лет училище помогало бухгалтерам и библиотекарям получать новую профессию. По направлению Центра занятости они буквально бежали сюда в надежде выучиться на портных и парикмахеров, однако с прошлого года государство перестало финансировать это направление.
Интересно, что само училище от социальных функций не отказалось. У него есть несколько учебных салонов – в районе рынка «Колос», на Потемкинской и в самом училище. Часто приходят старики. Едут из разных районов города, ведь социальных парикмахерских у нас нет. Их стригут бесплатно, оттачивая мастерство – для учащихся лучшей практики не придумаешь.
Женщины и сами приходят переучиваться. Для них в вечернее время проводятся курсы кройки и шитья. В группы набираются до 20 мамочек, которые часто приходят с детьми. Берут свою старую одежду, перешивают. Многие хотели бы поступить и получить квалификацию, но, оказывается, есть законодательные ограничения. Имея высшее образование, выучиться рабочей профессии не так-то и просто.
Определенные надежды Тамара Павловна связывает с создавшимся на базе училища Учебно-практическом центром. На выделенные для этого деньги купили новое швейное оборудование. Но один лишь этот шаг не позволит системе преобразиться. Нужны глубинные перемены. И, прежде всего, на ментальном уровне.
– Я не знаю, когда проснутся наши родители, – восклицает Белоусова. – Менталитет – получение высшего образования, и «ноги растут» в школе. Не выучил – твоя дорога в ПТУ. И возникло это еще при Советской власти.
Почему бы не ввести в школах города новый предмет – профориентацию? В ВПТУ технологий и дизайна уверены, что это могло принести больше пользы, чем так называемые воспитательные часы.
Любая реформа оправдана, если она меняет ситуацию в лучшую сторону. Система образования – не исключение. Ее украинская модель продолжает готовить стране безработных. И это с горечью признают в профильном министерстве. По словам министра Лилии Гриневич, 80% украинцев, не имеющих работы, – люди с высшим образованием. Такой же процент детей, выпускаясь из школ, стремятся продолжить учебу в ВУЗах. Для сравнения: в Европе в среднем 40% выпускников идут учиться в учреждения профессионального образования. В Чехии, Хорватии, Австрии и Финляндии этот показатель достигает 70%.
Страна очень нуждается в новых рабочих руках, и государство должно изменить подход к профессиональному воспитанию детей. Возможно, путем жесткого отбора на ту верхнюю ступень высшего образования, куда сегодня стремятся попасть все. Как говорится, кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Ну, и родителям следует чаще задумываться: чего они в большей мере хотят своим детям – пылящихся дипломов или стабильного заработка на всю жизнь? Это очень серьезный повод задуматься, а нам, редакции, продолжить тему.
Игорь Данилов.