Школу ждут перемены

школа

Начало года ознаменовалось принятием ряда законодательных актов, способных оказать заметное влияние на нашу с вами жизнь. Среди них – Закон о полном общем среднем образовании.
Сейчас его не обсуждает только ленивый. Между тем, не все знают, что в основе своей законопроект был направлен в Верховную Раду еще предыдущим правительством. После внесения множества правок уже нынешний состав парламента проголосовал за него 16 января. Документ поддержали 327 депутатов.
Во избежание кривотолков, хотим в полной мере познакомить читателей с теми новациями, которые предусмотрены принятым законопроектом. В этом нам очень помог обзор, подготовленный сайтом «ЛИГАЗакон».

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без каких-либо конкурсов, при этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Инклюзивность (то есть возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории) также предусмотрена документом и гарантируется ученикам.
Дети на длительном стационарном лечении получат защищенное законом право получать образование в медзаведениях.
Построение индивидуальной образовательной траектории. Данный механизм дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов строить свое обучение. Это важно прежде всего для детей с особыми образовательными потребностями и тех учеников, которые дополнительно углубленно учатся вне школы или стремятся учиться дома.
Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будут создавать индивидуальный учебный план, который будут писать вместе педагоги, родители и ученик, одобрять педсовет и утверждать директор.
Дальше для подтверждения знаний по предметам, получаемым вне заведения, проводится обычное годовое оценивание или ГИА.
Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть 2 в год).
Дополнительные индивидуальные и/или групповые консультации для учеников. Закон впервые открывает возможность предоставления ученикам, нуждающимся в этом, индивидуальных и/или групповых консультаций на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства.
Закон впервые на законодательном уровне устанавливает право учеников на справедливое, непредвзятое, объективное, независимое, недискриминационное и добропорядочное оценивание результатов обучения, независимо от вида и формы получения ими образования.
В то же время документ детализирует и дополняет положения Закона «Об образовании» и устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение академической добропорядочности.
Закон вводит право учеников выбирать курсы, учебные предметы (интегрированные курсы).
Три адаптационных цикла обучения – 1-2 класса, 5-6 классы и 10 класс. Эти периоды – наиболее уязвимые для детей в течение школьной жизни. Отныне это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах.
Закон предусматривает:
– четкие полномочия ученического самоуправления;
– право руководителю ученического самоуправления на неотложный прием руководителем заведения образования;
– право учеников через своих представителей принимать участие в заседаниях педсовета по всем вопросам, касающимся организации и реализации образовательного процесса.
Закон предусматривает три модели изучения украинского языка в школах. Соответствующая статья документа была написана по результатам многочисленных консультаций с представителями национальных меньшинств и по результатам рекомендаций Венецианской комиссии.
Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое этот язык защищало бы и развивало. В первую очередь речь идет о крымских татарах.
Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) класс наряду с основательным изучением украинского языка.
Вторая модель – для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды проживания, использование данной модели может быть разное, но основы такие:
– на материнском языке, наряду с изучением государственного, они будут учиться в начальный школе;
– в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки в не менее 40% предметов, которые изучаются на государственном языке;
– со старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в данных заведениях должно читаться на государственном языке.
Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых относится к одной с украинским языковой семье, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, а с 5 класса не меньше 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Реальная педагогическая автономия учителя в:
– создании программ;
– разработке собственной системы оценивания и поощрения ученика (с созданием шкалы перевода в 12-балльную шкалу);
– повышении квалификации по собственному выбору и за средства государства.
Большие возможности для роста зарплаты учителя. Документ предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Педагоги смогут получать дополнительные доплаты, которые благодаря закону будет иметь возможность устанавливать учредитель заведения.
Первый год работы молодой учитель будет проходить педагогическую интернатуру. В ее пределах он или она получит наставника, который будет обязан предоставлять консультации молодому специалисту и помогать ему стать успешным учителем. Наставник будет получать дополнительную 20% надбавку.
Новый Закон устанавливает государственные гарантии на повышение квалификации учителя и предусматривает его софинансирование из государственного и местных бюджетов, возможность повышать квалификацию у негосударственных провайдеров, создание новых центров профессионального развития педагогических работников.
Документ также определяет категории педагогических работников, имеющих право на прохождение сертификации, и права и обязанности, которые получают учителя в случае ее успешного прохождения.
Новопринятый Закон открывает возможность стать учителем человеку с любым, а не только педагогическим, высшим образованием. Также документом предусматривается, что обязательный перевод учителей-пенсионеров на срочные контракты должен произойти до 1 июля 2020 года.
Согласно Закону «Об образовании» директор может занимать свою должность не больше 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении. Закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательной является видеотрансляция и видеофиксация отбора. В пределах конкурса директор обязательно должен будет представить стратегический план развития заведения.
При этом до 1 июля 2020 года директора школ, находящиеся на бессрочных трудовых соглашениях, будут в обязательном порядке переведены на срочные трудовые соглашения на 6 лет (на 1 год – для директоров, получающих пенсию по возрасту) с последующей возможностью участвовать в конкурсе.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Более безопасная среда для детей. Закон дает возможность родителям сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями во время обучения, а также предоставляет гарантии защиты учеников от буллинга. Документ предусматривает обязательное обучение учителей основам домедицинской помощи и закрывает доступ в заведение лицам, совершившим преступление против половой свободы или половой неприкосновенности ребенка.
Право инициировать проведение внепланового институционального аудита заведения образования. Идеология такой проверки изменена – она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над «і» и помочь найти оптимальный выход из ситуации.
Таковы основные изменения, предусмотренные текстом нового закона о полном общем среднем образовании. Нужно сразу оговориться, что в силу он пока не вступил. Мало того, с этим могут возникнуть проблемы. По словам Виктора Медведчука, в случае подписания президентом Зеленским данного закона депутаты от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» обратятся в Конституционный суд Украины для отмены этого дискриминационного и антиконституционного акта, как выразился сам Медведчук. Впрочем, не исключено, что эти слова были сказаны для телевизора, и на деле оппозиционные депутаты будут голосовать по-другому. Как случилось 16 января, когда вопреки генеральной линии двое депутатов партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» проголосовали за предложенный закон о полном общем среднем образовании, трое высказались против, остальные же не голосовали или воздержались. Но это политика, а ее в школе пока не учат.
(По материалам «ЛИГАЗакон»).