Школа на дому: как организовать обучение ребенка во время карантина

школа

На карантине школьникам рекомендуют учиться дома. Журнал «Фокус» выяснил, насколько в Украине развит формат дистанционного обучения, и расспросил экспертов как лучше учиться на дому.

Обычно во время карантинов учителя задают для самостоятельного освоения какие-то темы, а по возвращении учеников в школу организовывают контрольные, проверяя, как они освоили материал. Как правило, приостановка занятий несильно сказывается на учебном процессе, но в этот раз родители встревожены и ищут способы организации дистанционного обучения для своих детей. Нынешний карантин приходится на ключевой период учебного года, особенно для старшеклассников, которые готовятся к внешнему независимому оцениванию (ВНО). В связи с карантином Министерство образования и науки вначале перенесло на начало – середину апреля пробное ВНО и Всеукраинские олимпиады, а часть олимпиад – по правоведению, истории и иностранным языкам – вообще отменили. Обычно призёры Всеукраинских олимпиад получают дополнительные баллы при поступлении в вузы, но в этом году они, скорее всего, не смогут воспользоваться таким преимуществом. Но теперь правительство продлило карантин уже до 24 апреля, и как будут развиваться сообытия дальше – неизвестно.
Поэтому Министерство выпустило рекомендации о режиме работы школ на время карантина. Среди них – внедрение дистанционных технологий, с помощью которых можно проводить занятия. По данным МОН, сейчас услуги дистанционного образования предоставляют около 150 школ из 15,2 тыс. учебных заведений. При этом по территории страны они распределены неравномерно: если в Донецкой области таких школ 69 (там учатся дети, живущие на неподконтрольных Украине территориях), то в Кировоградской – всего одна.
Как отмечает Любомира Мандзий, и.о. министра образования и науки, учебные заведения самостоятельно решают, как им взаимодействовать с учениками во время карантина. Со своей стороны министерство опубликовало список онлайн-курсов, которые могут помочь в домашнем обучении. Также чиновники занялись стратегическим обновлением нормативных документов о дистанционном образовании.
Украинское законодательство предусматривает два вида удалённого обучения: институциональное и индивидуальное. К институциональному относится, в частности, дистанционное обучение. В этом случае учитель делает всё то же, что и в обычной школе, только онлайн: на сайтах школ создают разделы со всеми учебными материалами, для уроков учителя используют видеоконференции, они чётко следуют учебной программе. По закону дистанционное обучение должно проводиться на базе школы или специально созданного класса. Но эта норма противоречит требованиям карантина, а привязка к учебной программе идёт вразрез с понятием академической автономии педагогов, поэтому министерство намерено пересматривать положение о дистанционном обучении.
К индивидуальному виду удалённого образования относятся экстернат, домашнее (семейное) образование и педагогический патронат. В этих случаях школьная программа адаптируется под потребности ученика и подаётся индивидуально. По закону экстернат подразумевает самостоятельную учёбу. За организацию домашнего образования ответственны родители, при этом ребёнок должен быть приписан к школе, которая контролирует результаты его учёбы. Педагогический патронаж – это уроки, которые учителя проводят для детей с серьёзными заболеваниями. Кроме того, как уточняет Любомира Мандзий, педагогический патронаж организуют в тех местностях, где в классах начальной и базовой школ не набирается более пяти человек.
На практике такие формы обучения, как экстернат или домашнее образование, смешиваются и работают иначе, чем прописано в законе. Чаще всего на экстернате дети не учатся самостоятельно, им требуется помощь педагогов и родителей. При этом они сдают контрольные в школах экстернов, поскольку государственных учебных заведений, принимающих «удалённых» детей, крайне мало.
В украинском сегменте интернета есть десятки образовательных платформ – платных и бесплатных. Чаще всего это проекты общественных организаций, работающих в сотрудничестве с Министерством образования и привлекающих педагогов и образовательных экспертов. Особенность онлайн-ресурсов в том, что они не заменяют учебную программу, но дополняют её, онлайн-материалы нужно подбирать в зависимости от темы, которую проходит ребёнок. Для платных образовательных проектов вынужденное сидение детей дома – хороший шанс расширить аудиторию. Некоторые из них, такие как «Розумники» и Gios, организовали бесплатный доступ к урокам и лекциям на время карантина.
В украинском образовательном контенте доминируют курсы подготовки ВНО для старшеклассников, наиболее известные из них – Prometheus, EdEra и iLearn – МОН рекомендует использовать во время карантина.
На карантине родителям и детям важно построить правильные учебные отношения и провести это время максимально безболезненно. Зоя Литвин, глава образовательной организации «Освіторія» и мама школьника, поделилась рекомендациями, как это сделать
• Во время карантина можно провести небольшую «планёрку»: рассказать ребёнку о режиме, правилах, о том, что важно каждый день смотреть список онлайн-заданий, читать предусмотренную планом обучения литературу, объяснить, почему это важно.
• Стоит чётко разделять домашнее время на развлечения и обучение. Сохраните привычную для ученика рутину: то же время подъёма и отхода ко сну, традиционные ритуалы – завтрак, занятия, хобби и т. д. Важно уделять учёбе короткие промежутки времени: от 15 минут для ребёнка средней школы и до 25 минут для ребёнка старшей школы с небольшими перерывами между ними.
• Учебный темп у детей очень разный. Кому-то обучение дома позволит «щёлкать» задания быстрее, для кого-то это будет возможность сбавить темп и выполнять их медленнее, но в более комфортном ритме. Главное – успевать к дедлайнам, а в правильном онлайн-обучении во время карантина они обязательно должны быть, иначе эффективность обучения снизится. Учёбе дома нужно уделять не больше времени, чем занимает стандартный школьный день ученика.
• Я приверженец максимальной свободы во всём, что касается обучения детей, и считаю, что ребёнок со второго класса в состоянии сам контролировать свои учебные задачи. После «планёрки» родитель должен сказать ключевую фразу: «Если тебе что-то непонятно или нужна будет моя помощь, я всегда рядом, обращайся». И потом не вмешиваться. Если ребёнок не обращается, значит, у него всё под контролем.
Галина Ковальчук,
«Фокус».