Рюмка водки — на холсте… В музее им. В.В. Верещагина горожанам презентовали необычную выставку «Художники об алкоголе»

Пить иль не пить? Вот в чем вопрос, которым издавна задавалось человечество. А значит, и художники как особо прогрессивная его часть. Изредка давая ответ на собственных полотнах. Говорят, однажды Стасов даже сказал передвижникам, когда ему не понравилась их выставка: «Мало пьете, господа!..».

Кроме шуток: на днях Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина презентовал горожанам выставку, сказать о которой – необычная, мало. «Художники об алкоголе» – так назвали ее организаторы, постаравшись подобрать из музейных фондов и частных собраний те произведения искусства, которые отслеживают культуру потребления спиртных напитков и негативные аспекты пьянства на протяжении большого периода. При этом экспозиция построена так, что в одной ее части алкоголь выступает как часть ритуальности, отражающая культурные особенности населения различных стран, а вторая делает акцент на негативном аспекте употребления спиртного, обозначая актуальную для сегодняшнего проблему алкоголизма и его катастрофические последствия. Хотя Омар Хайям давным-давно предупреждал:
«Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено».
Алкогольные напитки существуют издавна, однако функции выпивки варьировались во времени и пространстве: без нее не могли обходиться празднества и ритуалы различного рода – от свадеб до похорон, она выступала «последним аргументом» в спорах и заключениях сделок, а также – как лекарство. Сфер применения алкоголя предостаточно, но время от времени люди объявляют ему войну как веществу, изменяющему сознание. Потому-то тема культуры потребления алкоголя практически всегда негласно табуируется. И только художники во все эпохи не оставались в стороне от нее и увековечивали алкоголь и его «атрибутику» в собственных произведениях.
Не зря осмотр экспозиции предлагается начать со знаковой и знакомой всем картины Василия Перова «Охотники на привале». Это, к слову, авторский повтор. И хотя сюжет картины в другом, но мы-то знаем, что охотничьи байки «травят» отнюдь не под кефир. Произведения классиков, впрочем, соседствуют с николаевскими авторами.
Впечатляет «Портрет женщины на фоне жанровой композиции» Романа Вайнштока – из той, «негативной» половины. Измученное женское лицо рядом с отвратительной рожей, обладатель которой тянется к ней рюмкой. Тут же видим «Штухалтурщика», упирающегося в треснувшую стену дома, которого метко изобразили еще в 1964 году Кукрыниксы. Василий Пукирев явно сочувствует своему «Игроку»: человек проигрался и пытается утопить свое горе в вине. Рустам Мирзоев представил «Встречу на Спасской» с человеком совершенно «зеленого» облика, как «свидание» с зеленым змием. А Вадим Пустильник, как всегда удачно, совместил на картине «Ставрида комсомольская» живопись и настоящие бытовые предметы, «внедренные» в композицию: комсомольский билет, латунный ключ, советские «трешки». «Натюрморт с рецептами», офорт Татьяны Бахтовой – руководство к действию для любителя домашних настоек. «Абрикосы» с бутылкой домашнего вина Игоря Карачевского, «Дары моря» Николая Бережного – таранка, креветки, бокал пива. Грустное «Окно» Александра Махервакса – подоконник, заставленный армией пустых «разнокалиберных» бутылок, опустевшие после застолья «Красные стулья» Олега Приходько… Каждый на этой выставке найдет, чем впечатлиться. Известная издательница Ирина Гудым, к примеру, отметила «чудную работу Ларисы Мандриковой» «Зима» – действительно, она написана с настроением: снегом замело приготовленные к сдаче бутылки, стоящие по струнке на высоком табурете. По какой причине хозяин не смог их сдать – можно только догадываться.
Николаевский историк-краевед, кандидат исторических наук, доцент Владимир Щукин, присоединившийся к числу первых зрителей выставки, считает, что «искусство на то и искусство, чтобы отражать все стороны нашего бытия. В том числе и эту: алкоголь, что ни говори, помогает человеку расслабиться, освободиться и перестать быть «застегнутым на все пуговицы», для творческого человека это важно». Почти по Бернарду Шоу, сказавшему некогда, что «алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь».
Выставка эта – разносторонняя, в том смысле, что кроме живописи, на ней присутствуют предметы декоративно-прикладного искусства, частная коллекция бутылок, инсталляции, к которым авторы подошли с выдумкой и юмором: авоська со стеклотарой – в Николаеве такие всегда именовали «сеткой», расписной унитаз, окурки в пепельницах на газете с бутылкой и нехитрой снедью. Можно только догадываться о количестве выкуренных сигарет, необходимых для успеха этой инсталляции. «Самогонная фабрика» с классическим змеевиком, кружки, горбушки, луковицы – весь этот антураж издавна сопровождает «процесс пития».
«Подкреплено» все это репродукциями картин Мане, Ренуара, где не последнюю роль играет знаменитое вино, употребляемое целым сонмом французов и француженок и, конечно, «классика жанра» – «Любительница абсента» Пикассо.
Назвать то, чем занимался на выставке молодой талантливый николаевский художник Василий Никитин мастер-классом, наверное, нельзя: его винную акварель вряд ли можно повторить. Василий выполнил пейзаж… красным вином и высушил на глазах публики феном. Впрочем, это произведение достойно отдельной классификации: из-за средства изображения его вполне можно именовать «винорелью».
Широкому зрителю выставку «Художники об алкоголе» представил директор музея Сергей Росляков, который подчеркнул, что соседство мировых классиков с полотнами современных николаевских художников – «это вовсе не для «прикола». Он «в тему» пошутил:
– 3 октября мы отмечали Всемирный день трезвости, 13-го – Всемирный день художника, поэтому мы 30 октября и открыли эту выставку, так сказать, совместив… – Она имеет существенную базовую часть, корнями уходя к природе человека, к его сущности. Все знают, что человек может как созидать, так и разрушать. Лучше всего об этом сказал гениальный немецкий философ Фридрих Ницше: «Человек бывает аполлонический и дионисийский». Аполлонический – создает, а дионисийский, устав от работы, начинает разрушать. Художники творят, но, как и все люди, иногда могут уставать, – добавил он.
А начальник управления культуры и охраны культурного наследия городского совета Юрий Любаров шутил еще больше:
– Я, когда прочитал название выставки, задумался: можно ли посетить ее в рабочее время? Алкоголь – это тоже тема, на которую создано много произведений. Он является одновременно и проблемой, и достижением цивилизации. Но на свете нет ничего лишнего: все, что создала природа, имеет право на существование, но необходимо знать меру. Ведь это и яд, и лекарство, все зависит от дозы, – сказал он, уже не в шутку.
И все-таки, когда речь зашла о том, чтобы подобные выставки периодически повторять – такую мысль озвучил заслуженный деятель искусств Украины Олег Приходько, кто-то с юмором заметил: «Ну да, как говорится, между первой и второй…».
Присутствующие были отнюдь не против.
Елена Кураса.
Фото Александра Шенкевича.