ЖКХ и карантин: жизнь в Николаеве продолжается

16:26

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Какова задолженность николаевцев за коммунальные услуги в условиях карантина? Сколько заболевших ковидом насчитывается на предприятиях сферы коммунальных услуг? На эти и другие вопросы на прошлой неделе в ходе онлайн-брифинга ответил начальник управления ЖКХ облгосадминистрации Евгений Гладков.

– В первую очередь участников брифинга интересовало, снизилась ли платежеспособность населения в условиях пандемии COVID-19?
– С начала карантинных мероприятий состояние расчетов вызывало обеспокоенность. Но наши потребители обеспечили достаточное поступление средств по расчетам за услуги ЖКХ в текущем году, – ответил Евгений Гладков и привел конкретные цифры – Если за январь – август прошлого года общий уровень расчетов составлял 109%, то в 2020 году за тот же период он повысился до 111,5 %. Это неплохой показатель в процентах, но тем не менее, мы имеем прирост дебеторской задолженности потребителей. Сейчас долг по отношению к началу года уменьшился на 23 млн. грн., но он остается существенным – 973 млн. грн., из которых основная задолженность – за газоснабжение: 470 млн. грн. и за тепловую энергию – 280 млн. Кроме того, за доставку газа, начисляемую с 1 января 2020, на конец сентября население области уже задолжало около 22 млн. грн. Но в целом в общеукраинском рейтинге мы занимаем довольно высокую позицию, за что особая благодарность нашим потребителям, которые не допустили снижения уровня расчетов за услуги ЖКХ. Призываю сберечь такую позитивную динамику.
– Существует ли статистика заболевания ковидом среди работников сферы ЖКХ области?
– Официальной статистики нет, ее никто не вводил, но мы мониторим ситуацию, так как эти предприятия относятся к критической инфраструктуре, и любые кадровые сбои могут вызывать негативные последствия. Болезнь не миновала наши трудовые коллективы, сейчас мы имеем «всплески» заболеваемости на ГКП «Николаевводоканал» – 32 заболевших было, сейчас с подтвержденным диагнозом там трое, и 8 человек находятся на самоизоляции. В «Николаевоблтеплоэнерго» на сегодня подтвержден диагноз у троих, 19 работников – на самоизоляции. Что касается «Николаевгаза»: буквально вчера (6 октября, – прим. авт.) произошел «всплеск» в Центре обслуживания клиентов на ул. Никольской, 25-а. Заболели четверо, 9 человек отправились на самоизоляцию, Центр перевели на дистанционную форму обслуживания. Руководство ПАО сообщило, что, как минимум, до 20 октября Центр будет функционировать в закрытом режиме и пользоваться электронными сервисами, будут работать контактные телефоны, будет обратная связь.
(От редакции: в четверг, 8 октября, «Николаевгаз» проинформировал о том, что «с целью предотвращения распространения пандемии и для того, чтобы сократить риски заболевания, прием клиентов в Центре обслуживания не проводится. «Потребители газа могут получить консультацию только в дистанционном режиме – позвонив по телефонам: (0512) 777-104 или (067) 65-70-104».
– Какие проекты по энергоэффективности были реализованы в Николаеве и области за последнее время?
– В области за последние годы 53 объекта были переведены на альтернативные виды топлива с привлечением частных инвесторов, на это ни копейки не пошло из бюджета. В сфере коммунальной теплоэнергетики продолжается комплекс работ по реализации инвестиционного проекта с участием кредитных ресурсов ЕБРР на объектах «Николаевоблтеплоэнерго», которое уже является предприятием и объектом права территориальной общины Николаевского горсовета. Так, в этом году была начата комплексная модернизация 4-х котельных – на ул. Самойловича, 42, пр. Героев Украины, 72-а, на ул. Спортивной, 1-к и на ул. Белой, 71. Там проводится полная замена и теплогенерирующего, и насосного, и электрического оборудования, а также узлов учета природного газа и электроэнергии. К сожалению, нелегкое финансовое состояние предприятия не позволило своевременно рассчитаться по графику погашения кредитных ресурсов, поэтому Министерство финансов приостановило финансирование этого проекта. Сейчас ведутся соответствующие консультации с Минфином для того, чтобы своевременно завершить модернизацию этих объектов. Несмотря на финансовые препоны, это большой шаг вперед, большие подвижки для города, которые направлены на обеспечение надежности и сокращение удельных расходов энергоносителей при выработке тепловой энергии. Тут мы в авангарде: в Украине только 6 городов реализуют подобные энергоэффективные проекты. Если вспомнить и о «Николаевводоканале», который также участвует в программе ЕБРР, то это два масштабнейших проекта, и мы надеемся на то, что горсовет в очередной раз подставит плечо, чтобы решить оперативные вопросы, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами.
– Какие существенные изменения к нормативно-правовой базе были приняты НКРЭКУ по ограничению поставки электроэнергии бытовым потребителям?
– Мы имеем довольно жесткие условия по расчетам за потребленные энергоносители, отношения регулируются соответствующими кодексами на рынке предоставления услуг, которые содержат конкретные условия и требования по ограничению и возобновлению электро- и газоснабжения. Но иногда бывали случаи, когда это доходило до абсурда: было много обращений граждан, когда за долг в 100-200 грн. отключали электричество или прекращали газоснабжение. Мы неоднократно обращались по этому поводу в НКРЭКУ, думаю, что и вся Украина тоже, и 26 июня 2020 года в постановление НКРЭКУ № 1219 были внесены изменения, которые несколько ограничили деятельность операторов систем распределения – они уже не имеют права требовать средства от потребителей за отключение и возобновление электроснабжения в случае, если сумма долга была в два раза меньше прожиточного минимума, который сегодня составляет 2197 грн., Разделим эту сумму на два, и получается, что если отключили электроэнергию за долг немногим больше 1 тыс. грн., то возмещение расходов операторам на отключение-подключение не предусматривается действующей нормативно-правовой базой. С декабря, кстати, прожиточный минимум будет повышен до 2270 грн. Но не следует забывать о том, что своевременная оплата является залогом успешной работы коммунальных предприятий, а значит, и нашего с вами благосостояния.
Елена Кураса.