В ноябре 2022 года в Николаеве, в квартире, приобретенной новыми жильцами, был найден интересный жетон. Позже его продали скупщику на одном из рынков города. До того, как попасть в руки исследователя, жетон поучаствовал на торгах аукциона.
Но самое интересное было впереди. История, которую поведал старый жетон, дополнила не только хронологию спасательного общества на водах Украины, но и города Николаева.
Сегодня не каждый сможет расшифровать аббревиатуру ОСВОД. И это неудивительно. Прошло более 30 лет после развала СССР. Организация под названием ОСВОД (Общество спасения на водах) ушла в прошлое.
История создания обществ спасения на водах уходит корнями в седину веков. Как только человек столкнулся с водной стихией, его жизнь оказалась в опасности из-за чрезмерной переоценки своих сил.
Вода. С ней связано существование всего живого. Окружающие человечество океаны, моря, реки, озера поддерживают его в повседневной жизни. Вода покрывает 71 процент поверхности земного шара.
Но вода не только является источником жизнедеятельности, она ежегодно забирает десятки тысяч человеческих жизней. Поэтому еще в далекие времена возникла идея, как сосуществовать с водной стихией, минимизируя количество погибших.
Так появилась профессия спасателя, объединяющая под своими знаменами мужественных и гуманных людей. Однако на профессиональной основе к проблеме сохранения жизни людей на водах человечество пришло лишь в конце ХVIII века.
Причиной, всколыхнувшей общественное мнение, послужила гибель на глазах очевидцев фрегата Adventure («Эдвенчур») со всем экипажем. Это произошло осенью 1789 года в устье реки Тайн в Англии. Спустя некоторое время в этой стране, а затем и в других начали создаваться общества спасения на водах.
К началу ХХ века такие общества действовали во многих странах мира: в Англии – с 1825 г., Бельгии – с 1838 г., Дании – с 1850 г., в Германии и Франции – с 1865 г., в Италии – с 1872 г. Позже они появились в Испании, Турции, Португалии, Швеции.
7 марта 1872 года в Российской империи состоялось первое собрание действительных членов Общества, председателем правления которого был избран генерал-адъютант, вице-адмирал Константин Николаевич Посьет. С этого дня началась летопись ОСВОДа.
27 февраля 1873 г. в городе Николаеве было открыто Окружное правление «Общества подания помощи при кораблекрушениях», переименованное в 1878 г. в региональное отделение «Общества спасения на водах».
Только за первые три года своего существования при содействии Общества на территории Российской империи было построено 179 спасательных станций и постов, спасено 11019 человек и предотвращен 931 случай крушения судов. Общество насчитывало более 12 тысяч действительных членов, 1405 спасательных учреждений.
Для чествования спасателей и активистов Общества были учреждены специальные золотые и серебряные медали и знаки «За спасение погибавших». Ими награждались лица, спасшие людей во время стихийных бедствий, тушения пожаров, на воде.
Переворот 1917 года и Гражданская война приостановили деятельность Общества. Только в 1925 году при наркоме путей сообщения была создана государственная служба спасения на водах.
В 1928 году состоялся первый съезд ОСНАВа (Общество спаения на водах). Председателем избрали М.И. Калинина.
В 1931 году ОСНАВ реорганизовали в общесоюзное Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР (Союз ОСВОД). В 1930-1932 гг. Общество издавало журнал «Штурвал».
С момента создания Общество вело большую работу по привлечению общественности к участию в разъяснительной и организаторской работе среди населения по предотвращению несчастных случаев на водах, оказанию помощи и содействию государственной спасательной службе.
В газете «Шлях індустріалізації» (№3082) за 29 апреля 1931 года в статье «Фізкультурна весна вступає в права. Увага водному спортові – це обов’язок миколаївської громадськості» (с. 4) шла речь о следующем: «Фізкультурники місцевих підприємств і установ повинні взяти участь у поширенні діяльності суднобудівельної майстерні, давши їй замовлення на спортреманент… Суднобудівництво має ще величезне значення у рятуванні на водах, якщо врахувати, що щорічно на Бузі та Інгулі гинуть десятки громадян за браком рятівних суден та чергування представників СНАВ у місцях скупчення тих, що купаються».
В 30-е годы одной из форм агитации были автомобильные, велосипедные, легкоатлетические, лыжные пробеги по территории страны, республик и регионов. Использовались и водные артерии.
Николаевский ОСВОД в 1932 году стал инициатором 1-го Всеукраинского водного похода ОСВОДа. Жетон участника этого похода и помог рассказать об этом.
Поход на яхте Николаевского городского ОСВОДа стартовал 31 июля 1932 года. Участники похода прошли по реке Южный Буг, Днепро-Бугскому лиману, реке Днепр до г. Херсона и возвратились в Николаев 20 августа 1932 года.
В Государственном архиве Николаевской области (Ф.Р 1211, оп. 1, д. 4, 136 л.) сохранился единственный документ об этом водном походе следующего содержания:
«Приказ № 109 по ОСВОДу от 25 августа 1932 года
Нижепоименованному активу, а также и командиру похода т. Козаковцеву объявляю глубокую благодарность за то, что, будучи в 1-м Всеукраинском походе, активно проявили себя, причем за время похода с 31/VII по 20/VIII 32 г. команда вела себя выдержано и на пути никаких недоразумений не было, что дает уверенность думать, что задания, которые им было поручено по пути в селах, были выполнены.
Особо выделенных из числа команды похода т. Просандеева, Гелок, Полякова, Гусева И., Куличенко, Жело и Вердиади
премирую каждого по одному тельнику бесплатно, а остальные участники похода, получившие тельники на время пробега, должны внести деньги в кассу «ОСВОДа».
Стоимость тельника 3 руб. 43 коп.
Предправления М. Довженок».
Об этом походе наверняка писалось в местной газете. Но, к сожалению, экземпляров издававшейся в те годы газеты «Шлях індустріалізації» за июль-август 1932 года в Николаевской областной научной универсальной библиотеке не сохранилось.
А теперь расскажем о жетоне, напомнившем нам о 1-м Всеукраинском водном походе ОСВОДа.
Жетон – хорошей ювелирной работы. Выполнен из серебра, какие-либо клейма на нем отсутствуют. Размер жетона – 32х27 мм, вес – 12,72 г, толщина неодинакова: 1,5-2-3 мм. Мастерская изготовителя неизвестна.
По центру расположен спасательный круг, верхняя его половина покрыта белой эмалью, нижняя – красной. С левой стороны круга – выступающие над эмалью буквы: «ОСВОД». Середина спасательного круга залита синей эмалью. Наружный диаметр круга – 17 мм. Спасательный круг размещен между лап якоря Байерса. Данный тип якоря является наиболее распространенным якорем в мире. Высота якоря – 31 мм. Вверху якорного веретена на якорной скобе имеется отверстие для кольца и цепочки для ношения жетона. Слева спасательный круг обрамляет якорная цепь. С правой стороны жетона – накладная двухпарусная яхта. Паруса ее покрыты белой эмалью. Высота яхты – 25 мм.
Слева от круга – флаг ОСВОДа: полотнище, покрытое белой эмалью, вверху которого размещен красный эмалевый крестик, между лучами которого – два скрещенных якоря.
На оборотной стороне штихелем сделана семистрочная надпись: «= Е.Г. = Просандееву = участнику 1-го = Всеукраинского = Вод. похода = «ОСВОДА» = 1932 г. =».
Аналогичный жетон был выставлен на форуме коллекционеров WW2 17 января 2018 года. Его владелец представил жетон как личную находку в земле. Эмалевые покрытия жетона сохранились плохо. Оборотная сторона – без надписей.
Нигде больше (на аукционах, в частных и музейных коллекциях) таких жетонов не было представлено, что свидетельствует о малом их тираже и, естественно, большой редкости.
Изучая историю жетона, удалось установить некоторые данные о награжденном.
Евгений Григорьевич Просандеев родился 21 апреля 1914 года в г. Яссы, Румыния. Проживал в г. Николаеве по адресу: ул. Чигрина, 43, кв. 23. Умер 1 мая 1984 года, похоронен в г. Николаеве.
В 1937 году президиумом Центрального Совета СоюзОСВОДа был принят устав спасательной службы на водах, который стал правовой основой работы спасательной службы. Среди немногочисленных сохранившихся в областном госархиве документов Николаевского ОСВОДа, особое внимание привлекает дневник участника водного похода 1937 года.
Этот водный поход проходил с 6 по 12 июля 1937 года по маршруту: Николаев – Херсон – Александровка – Николаев. В Херсоне состоялась встреча между «осводовцами» Запорожья и Херсона. Поход проходил под девизом: «Освоение техники на воде».
В походе приняли участие 8 членов ОСВОДа. Среди них был Владимир Иванович Секкер. При подготовке настоящего материала удалось найти его родственника, который любезно предоставил фото николаевского «осводовца».
Интересное совпадение: в 2022 году исполнилось 90 лет со дня 1-го Всеукраинского водного похода ОСВОД.
Убежден, что читатели «ВН» смогут дополнить наш материал новыми фактами и фамилиями активистов николаевского ОСВОДа.
Евгений Горбуров,
кандидат исторических наук.