Пока большинство экспертов обсуждают потери состояния Ахметовым из-за изменения налогообложения добычи железной руды, Маргарита Борисенко предлагает взглянут внимательнее на принятый ВР 30 ноября 2021 года законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений» №5600 от 2 июня 2021 года. И поискать в нем очередные «мелочи», которые вытряхнут деньги из карманов каждого из нас. Ибо всем известно, что своя рубашка к телу ближе.
Сколько будем платить за мобильную связь и алкоголь?
К первому таковому нововведению можно отнести увеличение на 5% ставки рентной платы за использование радиочастотным ресурсом. Непосредственными плательщиками рентной платы являются операторы мобильной связи. И не нужно быть астрологом, чтобы предсказать грядущий рост стоимости мобильной связи в следующем году.
Не отказались депутаты и от очередной попытки уменьшить в стране количество пьющего населения. Ради этого подняли на 5% акцизный сбор на алкоголь. Отвратит ли это вообще хоть кого-нибудь от «зеленого змия», сказать трудно, но то, что пить качественные спиртные напитки станет дороже – это факт. Ну а те, кто пил «бормотуху», так и продолжат пить «бормотуху».
Продолжая «алкогольную тему» в законопроекте №5600, обратим внимание на отмену акцизных марок на натуральные вина (до 15 оборотов, без крепления, сахара) и медовые напитки. Речь, конечно же, не идет об отмене акцизного налога на указанную продукцию – всего лишь об отмене акцизных марок на бутылках с сухим вином или медовым напитком.
Продавать землю будет подешевле?
К положительным изменениям также относятся изменения в п. 172.1 НКУ, а именно, отмена налогообложения дохода от продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения непосредственно полученного налогоплательщиком в собственность в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций или приватизации находившихся земельных участков в пользовании такого плательщика, или выделенной в натуре (на местности) владельцу земельной доли (пая), а также таких земельных участков, полученных налогоплательщиком по наследству, если участок находился в его собственности более 3 лет и такой доход получается им не чаще одного раза в год.
Наследникам не нужно соблюдать условия 3-летнего нахождения имущества в собственности. Сейчас без НДФЛ и военного сбора лицо могло продать не более 2,0 га сельскохозяйственной земли. Именно такая норма установлена ст. 121 Земельного Кодекса Украины.
Что такое минимальное налоговое обязательство?
Наиболее противоречивым новшеством, введенным законопроектом№ 5600, является внедрение минимального налогового обязательства (МНО), которым устанавливается необходимость уплаты налогов в размере не менее 4% (с 2023 года – 5%), от нормативно-денежной оценки земельного участка.
Плательщиками налога являются собственники или пользователи на правах аренды, субаренды, эмфитевзиса, постоянного пользования земельными участками, отнесенными к сельскохозяйственным угодьям.
К тем, кого не касается МНО, принадлежат владельцы земельных участков, которые на 1 января 2022 года находились в пределах населенных пунктов или в дачных и садовых кооперативах. Если налоговый орган не вручил физическому лицу налоговое уведомление-решение (НУР) в соответствующие сроки, такое лицо тоже освобождается от обязанности уплаты МНО.
Владелец земельного участка освобождается от уплаты МНО в случае предоставления им права пользования участком другому лицу (юридическому или физическому). Плательщиком МНО в этом случае выступает землепользователь.
Законодателльством закреплен исчерпывающий перечень налогов, которые плательщик МНО может отнести к уменьшению обязательства. Для ФЛП, зарегистрированных как семейное фермерское хозяйство, и являющихся плательщиками единого налога 4 группы и не ведут другого бизнеса, установлена льгота в размере 50% МНО.
Дополнительно собранные средства должны на 60% оставаться местным бюджетом, а 15% и 25% перечисляться соответственно областным и государственному бюджетам. Достигнет ли государство цель заставить платить налоги всех сельхозпроизводителей и уничтожить серый рынок земли покажет только время. Но уже сейчас понятно, что нормы по МНО нуждаются в доработке.
Например, в налоги, которые производитель имеет право отнести к уменьшению МНО, не попал единый социальный взнос, который составляет 22% от начисленной зарплаты и который работодатели перечисляют вместе с НДФЛ и военным сбором одновременно с выплатой заработной платы. Есть надежда, что это все-таки просто техническая ошибка. Не понятно также, кто должен платить МНО за неистребованные паи, нет также механизма уплаты в случае еще не оформленного наследства.
Сколько будут стоить овощи-фрукты?
Кроме МНО, изменили законодатели также и налогообложение дохода, полученного от продажи собственно выращенных овощей. Ранее льгота по НДФЛ, предоставлявшая мелким фермерам освобождение от продажи овощей, зависела от площади земельного участка.
Закон №5600 устанавливает другой механизм начисления налога.
Начиная с 1 января 2022 от налогообложения освобождается доход, полученный от продажи овощей, если его сумма не превышает 12 размеров минимальной зарплаты (с 1 января 22 года это 6500 грн), то есть 78 000 грн. В случае превышения этой суммы из полученного дохода уплачивается НДФЛ 18%. Соответствующие изменения были внесены законопроектом №5600 в пп. 165.1.24 НКУ.
Как изменятся цены на недвижимость?
Коснулись изменения также начисления НДФЛ при продаже недвижимости.
Начиная с 2022 года чистый доход (доход от продаж минус расходы на приобретение), полученный от третьего и более продаж объекта недвижимости и/или земельного участка за год облагается налогом по ставке 18%. Сейчас такой доход облагается налогом в размере 5% от общего дохода, который лицо получило от продажи недвижимости или земельного участка.
Налогообложение доходов, полученных в течение года, от продажи первого и второго объектов недвижимости, находившихся в собственности лица более 3 лет, осталось без изменений: продажа первого объекта не облагается налогом, за доход от второго объекта лицо платит 5% НДФЛ .
Если лицо не имеет документов для подтверждения стоимости актива, но такая стоимость была задекларирована им в налоговую амнистию, то такое лицо имеет право включить эту сумму в расходы при расчете чистого дохода от третьего и более продажи недвижимости и/или земельного участка.
Аналогичный порядок предусмотрен законом №5600 и для расчета чистого дохода от продажи инвестиционного актива, стоимость которого была задекларирована во время налоговой амнистии.
Закон № 5600 предусмотрел, что налоговые органы не вправе требовать у налогоплательщика информацию для подтверждения расходов, если она содержится в базах, к которым налоговая сама имеет доступ. В будущем это должно уменьшить расходы налогоплательщиков на излишнее копирование документов.
Конечно, предусмотреть сейчас, как на практике будут реализовываться все намерения законодателей, особенно когда они иногда, как в случае налогообложения птицеводства, взаимоисключающие, невозможно. Но у депутатов есть еще немного времени на усовершенствование…