Южный Буг раскрыл тайну гибели «Арктики»

14:25

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Корпус яхты «Арктика» на тележке транспортируется со двора НКИ трактором на улицу Бугскую (теперь ул. Сидорчука), 1936 г.

Эта история началась в конце ноября 2016 года. Как вспоминает один из ее героев, Вячеслав Ладченко, однажды в теплый не по-осеннему день охотники за металлоломом прочесывали прибрежную акваторию Южного Буга между яхт-клубом и речвокзалом. Орудием их промысла был мощный магнит, привязанный к прочной веревке. Идя по берегу, они забрасывали магнит на расстояние 15-20 метров от береговой кромки в воду. И тралили дно.

Периодически им улыбалась удача, к магниту прилипали куски швеллера, арматуры или болты. Очередной заброс, и попытка вытянуть магнит дала сбой. Веревка натянулась, как струна. Зацеп!
И вот уже две пары рук начали тянуть канат. Медленно, с трудом что-то невероятно тяжелое подтянули к берегу. «Улов» достался благодаря магниту, однако не его свойству притягивать металл. Оказалось, магнит попал между куском деревянного щита и торчащими из него металлическими штырями.
Уже на берегу стали внимательно рассматривать находку. Покрытая водорослями, ракушками и илом, она поначалу показалась обычным речным мусором. Чтобы окончательно убедиться в ненужности этого деревянного массива неправильной формы, решили очистить поверхность от речной растительности и грязи. Это оказался щит, собранный из деревянных брусков, сохранивших на себе следы пожара. Бруски были соединены между собой металлическими штырями диаметром 3 сантиметра.
Вот тут-то и началось самое интересное. После очистки появился блеск цветного металла. Это были буквы. Одна, две, три… И вот уже читается слово: АРКТИКА.

Бронзовые буквы, снятые с остатков кормы яхты «Арктика»

С этого момента центральной фигурой этой истории становится Вячеслав. Благо, его фирма занимается заготовкой металлолома. Обладатели «улова» перевезли ему на базу поднятую со дна находку. Там местный консилиум сразу определил не мудрствуя лукаво: это ни что иное как часть кормы известной в довоенную пору в Николаеве самой крупной яхты «Арктика».
Вячеслав с помощью своих работников снял буквы с деревянного фрагмента кормы, сложил в вещмешок и отвез в подсобку своего офиса. Через пару дней он рассказал мне об этой находке. Это было почти открытие. Все знали, что в августе 1941 года яхта «Арктика» погибла. Есть несколько версий ее гибели. Первая: она сгорела в огне пожара. Вторая: в нее попала немецкая авиабомба во время налета вражеской авиации. Но воспоминания свидетелей, где это происходило и точно когда – до нас, к сожалению, не дошли. Наверное, не до того было, враг вступал в город.
И вот эта уникальная находка указала на место гибели легендарной яхты.
С Вячеславом решили передать раритет музею Национального университета кораблестроения имени Адмирала Макарова (бывший НКИ, где эта яхта прошла путь от чертежей до своего рождения) или Музею судостроения и флота.
Я предварительно побеседовал с тогдашним главным редактором газеты «Вечерний Николаев» В.Ю. Пучковым о медийной поддержке этой акции.
И вот, когда мы практически вышли на финишную прямую передачи ценной находки на вечное хранение в один из музеев, – разразился гром среди ясного неба. Позвонил Вячеслав и убитым голосом сказал: «Из подсобки в офисе пропали буквы».
Тогда казалось, что мы потеряли не несколько килограммов бронзы, а тонну золота!
Я сразу отложил в сторону написание материала об истории яхты. Альтруистический проект был закрыт, практически так и не войдя в активную фазу.
Куда пропали буквы? Вячеслав проводил «следственные действия» и беседовал со своими сотрудниками. Все стояли на своем, что в исчезновении букв их вины нет.
Мы уже свыклись с мыслью, что буквы были похищены и сданы на лом.
К куску деревянной кормы временно пропал интерес, хотя мы периодически возвращались к этому вопросу: нужно хотя бы ее передать музею. Но без букв можно так было передать любую другую, рассказав при этом, что она принадлежит «Арктике».
Прошло более трех лет. Уже давно не надеялись, что буквы найдутся. Каждый раз при разговоре с Вячеславом мы невольно сожалели о пропавших буквах. Вячеслав не раз говорил, что эту тему, как ни прискорбно, можно закрыть.
Но не зря говорят, что надежда умирает последней. И ожидания были не напрасными. 12 мая 2020 года мне позвонил Вячеслав и взволнованным голосом сообщил: «Григорьевич, буквы с яхты нашлись!».
Радость нашу невозможно описать!
Странная пропажа букв объяснялась очень просто. Оказалось, что при перевозке вещей со старого склада на новый буквы поменяли «прописку». При сортировке перевезенного на новом месте и была обнаружена пропажа!
Сразу после находки части корму яхты я решил собирать информацию об «Арктике». Казалось, если яхта «жива» в рассказах николаевских яхтсменов, как ветеранов, так и молодых, значит, существует достаточно информации о ней. На деле это оказалось не так. Некоторый материал о яхте «Арктика» помещен в книге «Яхтклуб: Материалы по истории парусного спорта и Николаевского яхт-клуба» (Николаев: издатель Лев Траспов, 2012) и в пяти заметках, напечатанных в николаевских довоенных газетах «Шлях індустріалізації» (10 июня 1937 г. № 4934, 12 июня 1937 г. № 4936) и «Южная правда» (14 июля 1938 г. № 154, 28 июля 1940 г. № 172, 21 июня 1941 г. № 144).
Мы постараемся рассказать читателю более полную историю самой крупной яхты довоенного Николаева от момента ее рождения до исчезновения в водах Южного Буга.

Двадцатые–тридцатые годы ХХ века ознаменовались в СССР не только масштабными преобразованиями в промышленности, сельскохозяйственном производстве, науке, здравоохранении, культуре. По всей стране получило колоссальную поддержку физкультурное движение. Молодежь покоряла стратосферу на аэростатах, поднималась в воздух на самолетах, прыгала с парашютом. Авто-, мото- и велопробеги соединили своими маршрутами тысячи городов и населенных пунктов.
Новый виток развития получили и водные виды спорта, в том числе гребля на байдарках и шлюпках, парусный спорт, плавание, прыжки в воду и др. В этом перечне как раз перечислены все водные дисциплины, которые в городе Николаеве получили особый импульс развития. Для этого был заложен фундамент, стоящий на трех китах: Николаевский кораблестроительный институт (НКИ), славный своей историей и традициями яхт-клуб и судостроительные заводы. Об этом можно написать не одну книгу, и они будут, поверьте, увлекательней любого приключенческого романа.
Но остановимся на истории легендарной (по меркам нашего города и того времени) яхты «Арктика».
В конце 30-х годов ХХ века по инициативе директора НКИ с 1935 по 1940 гг. Арнольда Яновича Кресса (1897-1974), энтузиаста спорта, яхтсмена, студентами института была спроектирована и построена в мастерских института, а в 1936 году спущена на воду двухмачтовая с деревянным корпусом красивая и стройная яхта, которая получила свое название «Арктика» от единого физико-географического района Земли, примыкающего к Северному полюсу. На то время это была самая большая в СССР парусная яхта.

Отплытие яхты «Арктика».
«Южная правда» (№ 160), 15 июля 1939 г.

Как писала газета «Южная правда» 21 июня 1941 г. (№ 144): «В 1936 году капитан Даниил Тихонович Червонооченко, студенты Николаевского кораблестроительного института Синько, Скляров, Огурцов, Пахомов, Водолазов, строитель Васильев создали яхту с 27-метровой мачтой и мощным двигателем». (Это была последняя публикация о яхте. На следующий день началась война).
Яхта – длиной около 15 метров, водоизмещением 40 тонн, оборудована радиоустановками, двигателем внутреннего сгорания. На ней было обустроено 24 (по другим данным – 28) постоянных коечных мест для членов команды. Яхта находилась на стоянке яхт-клуба.
Хочу предупредить читателя, что в настоящем очерке могут разниться сведения о технических параметрах яхты и датах участия ее в походах. Объяснение этому простое: в упомянутой выше книге о яхт-клубе данные взяты из воспоминаний ветеранов-яхтсменов по прошествии 70 и более лет. В настоящем материале используются сведения из газет того времени, публиковавших заметки о яхте через один-два дня после прошедших событий. Считаю, что во втором случае погрешностей допущено меньше.
«Арктика» по своим размерам и оснащенности являлась первым парусным судном в СССР (1922-1991), пригодным не только для спортивных целей, а и для дальних морских походов.
В первое время яхта «Арктика» стала совершать небольшие тренировочные походы. «…Все дальше и дальше молодая команда удалялась от знакомых берегов», – писал о тех днях журналист А. Шварц. Яхта и ее команда выдержали первые испытания: шквалы, бури, сотни неожиданностей, которые поджидали их практически в каждом плавании.
В начале лета 1937 года (к сожалению, дату установить пока не удалось) яхта отправилась в свой первый 10-дневный морской поход по маршруту Николаев–Ялта–Севастополь–Николаев. На борту находились 20 студентов. Как писала газета, «плавание проходило организованно, дружный коллектив яхтсменов четко выполнял распоряжения капитана. Первый этап похода был завершен в относительно спокойных условиях моря… В родной гавани привели в порядок оснастку. Яхта и новая группа яхтсменов готовились к новому, более продолжительному – 35-дневному походу».
Вот, о чем писала газета «Шлях індустріалізації» 12 июля 1937 года (№ 4936):
«23 студенти Миколаївського суднобудівного інституту разом з досвідченим яхтсменом Червонооченко складають команду яхти. Команда дружна, загартована, добре підібрана – всі комсомольці.
Помполітом іде Є. Золотухін – авторитетний серед команди товариш, добрий організатор. Боцманом – Лацевич. Він полюбив свою справу, досконально її вивчивши.
Старші вахтери – Я. Золотухін і Мельніков, підшкіпер Танклевський, старший сигнальщик Коваленко, моторист Левченко – добрі ребята, вмілі керівники-командири; довірити їм життя людей, яхту можна спокійно.
В поході нудьгувати ребята не будуть. З собою вони беруть бібліотеку з нових книг, шахи, радіолу, доміно. Коли негода не дасть змоги підійти до берега, – це не біда. Їжі, пального вистачить на два тижні.
Десять разів доведеться спускати якір біля берегів портів. Одеса–Севастополь–Ялта–Феодосія–Новоро-сійськ–Сочі–Сухумі–Очемчирі– Поті–Батумі – в цих чудових, красивих куточках нашої країни зупиниться яхта «Арктика».
Команда зустріне великі труднощі на етапі Одеса–Севастополь (175 міль) і Феодосія–Новоросійськ (117 міль)».
Оставив за кормой 1260 миль, яхта благополучно возвратилась к родным берегам.
13 июля 1938 года 23 студента НКИ и капитан яхты Д.Т. Червонооченко целый день провели в окончательной подготовке яхты к дальнему походу. Ровно в 8 часов 20 минут вечера «Арктика» отошла от причалов водной станции в поход вдоль берега Черного моря.
До наших дней сохранилось групповое фото участников того похода, опубликованное в книге «Яхтклуб…». На ней – мужественные красивые лица молодых яхтсменов и их старших товарищей. Это – Скляров Е.И., Кресс А.Я., Червонооченко Д.Т., Фидровский Л., Огурцов Д., Брайловский Г., Неженцев П., Линецкий И., Рывчевский Ю., Старцев Г.С., Князев В., Подольный М.С., Черкасов В.Г., Синько Ю., Коваленко М., Эмерстан И.К., Дубяга Г., Турович В., Гольдштейн Б.П., Лямкин П., Залетаев Л., Савский О.Е., Ломаченко А.Н., Просянкин Т., Шабан М., Волчанский В.Н.
После возвращения 12 августа из дальнего похода яхта «Арктика» уже 15 августа взяла участие в традиционном походе в Одессу вместе с яхтами «Октябрь», «Нева», «Гражданин», «Большевик».
В 1939 году яхта «Арктика» 12 июля в 14 часов с 25 студентами НКИ на борту вышла в поход по маршруту Николаев–Батуми–Николаев. Капитаном яхты был Д.Т. Червонооченко, политруком – Иванов.
В 1940 году команда яхты проложила новый путь. 25 студентов провели увлекательный поход по Днепру, посвященный Дню Военно-Морского Флота СССР. 25 июля яхта бросила якорь на рейде Николаевского яхт-клуба.
«Замечательные парусники, – писала газета «Южная правда» 28 июля 1940 года, – воспитаны на «Арктике». Среди них тт. Синько и Огурцов, которые получили право самостоятельного вождения яхт» и получили дипломы яхтенных капитанов.
С Юрием Петровичем Синько (13 октября 1918, Новый Буг – 6 сентября 2017, Николаев), мастером спорта СССР по парусному спорту, мастером спорта СССР по гребле, я был знаком лично, благо он проживал в доме по соседству с моими родителями по адресу: ул. Адмиральская, 19. Уникальный, скромный, глубоко порядочный человек.
В предвоенные годы парусный спорт пользовался особой любовью у будущих строителей кораблей. Более 100 человек обучились парусному делу только в секциях, которые работали в институте круглогодично. В спортивно-парусной школе при Николаевском яхт-клубе в 1940-1941 учебном году прошло теоретический курс около 200 яхтсменов.

Место гибели яхты «Арктика» в районе яхт-клуба

Яхта «Арктика» не стояла на месте, она ходила по маршрутам Николаев–Каховка, Николаев–Ялта, Николаев–Батуми. Управлению судном на июнь 1941 года было обучено более 50 человек. 73 студента сдали нормы на значок «Моряк». Морскими специальностями овладели десятки студентов.
В сезоне 1941 года «Арктика» готовилась к двум длительным морским переходам, а также к участию в соединительных гонках яхт всех классов в г. Херсоне. В воскресенье 22 июня 1941 года намечалось катание отдыхающих в яхт-клубе на яхте «Арктика».
Но планы перечеркнула война. 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на СССР. В годы Отечественной войны навыки, приобретенные в свое время на «Арктике», очень помогли ребятам, призванным на службу в ВМФ.
Ну, а сама яхта «Арктика» погибла в огне войны. Вот несколько версий ее гибели.
Первая версия. Утром 5 августа 1941 года город Николаев подвергся первой бомбардировке немецкой авиацией. Бомбы были сброшены на судостроительные заводы, территорию порта, городскую электростанцию, вокзал и жилые кварталы. Возможно, кто-то из немецких летчиков провел «тренировочный» сброс бомбы на самую крупную яхту, стоящую на рейде недалеко от яхт-клуба. Цель была поражена. Взрыв, пожар. И яхта скрылась в водах Южного Буга.
Вторая версия. Как написал в своей книге «Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)» (1962 г.) Иван Ильич Локтионов: «…Трое суток, с 11 по 13 августа (1941 года), шла упорная борьба у переправы 9-й армии. Днем 12 августа немецко-фашистские войска вышли на ближние подступы к Варваровскому понтонному мосту, захватили аэродром в Сливино. …Весь день 13 августа до полного завершения отхода 9-й армии корабли флотилии под ожесточенным обстрелом противника прикрывали переправы через Ингул и Южный Буг в Николаеве. К вечеру немцы заняли правый берег Южного Буга. …В ночь на 14 августа город был оставлен нашими войсками».
Может, как раз в эти дни попадание снаряда или авиабомбы в яхту и стало причиной ее гибели. Место ее стоянки находилось как раз в зоне активных боевых действий, и на факт гибели яхты мало кто обратил внимание. Горела тогда не только яхта. Разве до нее было?!
Третья версия. После вступления врага в город кто-то из патриотов-яхтсменов поджег яхту, чтобы она не досталась оккупантам. Горючее в баках взорвалось, после пожара яхта затонула. Эту версию я лично слышал в рассказе ветерана яхт-клуба мастера спорта СССР по гребле на каноэ Евгения Александровича Яцыненко (05.01.1925–15.12.2013). Возьму смелость предположить, что инициатором поджога яхты был начальник водной станции, капитан «Арктики» Д.Т. Червонооченко (1888–9.07.1968).
***
В 2021 году исполняется 85 года со дня рождения «Арктики» и 80 лет со дня ее гибели. Эти солидные даты – хороший повод вспомнить о николаевской яхте, к истории которой до сих пор возвращаются любители и спортсмены, краеведы и судостроители.
Что осталось нам, потомкам, от легендарной яхты? Старые фотографии, заметки и статьи на пожелтевших страницах довоенных газет, воспоминания ветеранов-яхтсменов, оставленные ими в своих дневниках или рассказах в кругу близких. Вот, пожалуй, и все. А что-то материальное, к чему может быть, прикасалась рука строителей яхты или членов ее экипажа, до недавних пор не было известно современникам. Ноябрьская находка 2016 года восполнила этот пробел.

Е.Г. Горбуров у фрагмента деревянной кормы яхты «Арктика». 13 декабря 2020 г.

Найденный фрагмент деревянной кормы имеет размер 1,5 х 0,7 м и вес – около 160 кг. На наружной стороне кормы крепились металлические буквы – наименование яхты «Арктика». Буквы выполнены из бронзы методом литья с последующей обработкой краев. Высота букв варьирует от 8 до 12,5 см, ширина – от 8,5 до 15 см. В каждой букве в зависимости от ширины просверлены от двух до трех отверстий для крепления к поверхности кормы с помощью медных заклепок. Остатки заклепок сохранились практически в каждой букве. Толщина букв – 0,9 см. Самая легкая из букв – «Р» – весит 379 г. Самая тяжелая – «К» – 691 г. Общий вес букв – 4 кг.
Эти артефакты – все, что осталось от самой большой довоенной николаевской яхты. Они являются материальными свидетелями ее существования. Ведь, к сожалению, даже чертежи «Арктики» не сохранились.
14 декабря 2020 года фрагменты кормы яхты «Арктика» Е.Г. Горбуров и В.П. Ладченко передали в дар Николаевскому музею судостроения и флота.
Евгений Горбуров.