ЮРИЙ КАРПОВ: Записки цензора. Морпорт

9:05

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Юрий Карпов

Юрий Васильевич Карпов, выпускник Николаевского педагогического института (филфак), в советские времена работал старшим редактором Обллита, начальником управления государственных тайн в печатных изданиях. Через его руки проходили «километры» печатных текстов, и бдительное око цензора не должно было пропустить информацию, запрещенную к открытой публикации в прессе. Сегодня воспоминания о его работе собрались в книжку «Записки цензора», которая в ближайшее время выйдет из печати в издательстве Ирины Гудым. Мы печатаем фрагменты из этой книги.

Морпорт

Большую роль в экономике не только города, области, но и государства играл и играет наш морской торговый порт. В не столь далекие времена публикации о нём заставляли цензоров с повышенным вниманием контролировать эти материалы. Очень уж много ограничений для СМИ было по водному транспорту. Так, сведения о строительстве морпортов или портпунктов могли публиковаться только с разрешения Министерства морского флота. Уже строился Днепро-Бугский порт, а в прессе долгое время стройка не освещалась по вышеупомянутой причине. А сейчас? Какая шумиха в жизни и печати была поднята вокруг проблем строительства калийного терминала! Не каждому порту дозволялось принимать суда иностранных государств. Так как наш был закрыт для захода иностранцев, то никаких упоминаний о ходе, стоянке или разгрузке подобных судов не должно было просочиться в печать. Но, если были подобные ограничения, то, следовательно, были и исключения из правил, публикация которых могла нанести политический ущерб былой державе.
Запрещались к показу в печати производственные мощности по обработке судов, полная номенклатура грузооборота, ёмкость складских помещений, протяжённость причальных линий. Закрывалось упоминание о перевозке спецконтингента (войска, арестованные), спецгрузов. О характере спецгрузов можно судить по публикациям краеведа В. Чунихина. В феврале 1959 года на пароход «Вторая пятилетка» грузили танки и орудийные снаряды. От удара по одному из ящиков с боеприпасами образовались вмятины на гильзе. Корабль мог взлететь на воздух – снарядов было свыше 600 тонн! В 1958-м году из Николаева отправляли боевые самолёты. Отправлялись и войска: ракетчики с вооружением – на Кубу, военспецы – в Эфиопию, «добровольцы» – в Анголу и т. д. В докосмический период погрузка живой силы шла в любое время суток. С развитием космического шпионажа военнослужащих, переодетых в гражданское, грузили только ночью.
Первые украинские гривны изготавливались в Канаде и поставлялись в морпорт Николаева для дальнейшей транспортировки в Киев. Вот некоторые подробности этой, не так давно сверхсекретной операции по материалам ряда изданий…
Первая партия национальной валюты печаталась в Оттаве на комбинате компании «Канадиен банкнот». Доставку денег должна была обеспечивать сама Украина. Контейнеровоз «Петр Алейников» в Монреале за пять дней загрузили морскими контейнерами со свежеотпечатанными гривнами. В канадских территориальных водах он шёл под негласным прикрытием кораблей с кленовым листом на военно-морском флаге. В международных водах караул сменился на жёлто-голубой конвой. На Мальте, в Средиземном море, «артист» догрузился купюрами в 50 и 100 гривен, отпечатанных и итальянской фирмой «Томас де ля Рю». В портпункте «Октябрьское» его ждали теплоходы типа «река-морс». Контейнеры с новой национальной валютой отправились по Днепру в Киев. Выгруженные в Киеве контейнеры заняли площадь размером с футбольное поле и высотой в два метра. Кстати, теплоход «Пётр Алейников» перевозил гривну дважды – в 1992 и 1993 годах.
Наш порт играет важную роль в международной космической программе «Морской старт». Ракеты «Зенит» из Днепропетровска в американский порт Лонг-Бич отправляются через Николаев, ранее они шли через Санкт- Петербург. Погрузчики поднимают платформу с установленной на ней ракетой и вместе с нею въезжают на корабль. Но ведь эти погрузчики для ракет действуют ещё с советских времён, и в те годы об этом категорически запрещалось упоминать в прессе. В Лонг-Бич широко рекламируют доставку и перегрузку украинских ракет. Мэр этого городка считает, что эта акция привлекает большое внимание туристов, тем самым повышаются доходы муниципальной казны.
Ранее закрывались также дислокация и технико-эксплуатационные данные береговых радиотехнических средств, осуществляющих радиосвязь с судами дальнего плавания коротковолновой и спутниковой связью.
Также на территории морпорта размещался пограничный пункт, о котором долгое время нельзя было упоминать в прессе. Как-то автору пришлось самому обращаться к пограничникам по личным делам. В 70-е годы построил себе для отдыха самодельный катер «Касатка» и захотел получить морские бортовые номера для выхода в лиман. Но пограничники потребовали сначала поставить катер на любой ДОСААФовский причал, отмечаться в спецжурнале о времени отхода от причала и предполагаемом времени возвращения: а вдруг в лимане сбегу за границу на «иностранце», следующем из Херсона.
Над портом возвышается громада элеватора. Действовали ограничения по количеству хранящегося зерна в натуральном или денежном выражении, по продуктам переработки зерна, а также по его качеству. Как правило, зерно шло только на экспорт. Даже в голодные 30-е годы украинское зерно вывозилось в обмен на промышленное оборудование. С 50-х годов оно шло уже в развивающиеся страны, в поддержку новых «демократических» режимов. Взамен поступал тростниковый кубинский ром, алжирское вино‚ египетские финики‚ эфиопские бананы и т. д.
С принятием Закона Украины о гостайне многие бывшие ограничения для печати исчезли, но зато оставшиеся уже классифицируются как государственная тайна.